ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Сысюк А.О. 1
1Иркутский государственный университет, Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе модернизации современного Российского образования одной из ведущих задач становится задача по формированию социальных компетенций личности в процессе ее субъектной самореализации в воспитывающей среде. Необходимость решения такой задачи определяется миссией, возложенной на образовательные учреждения официальными органами и ожиданиями общества, определяющими потребности граждан в развитии социальных компетенций в процессе получения образования. Если рассматривать социальную компетентность как реализованную возможность личности в совершенствовании социопространства в целом и себя в этом пространстве, в частности, можно прийти к выводу, что воспитывающая среда образовательного учреждения способна моделировать социальное поведение человека, давая ему возможность приобретать опыт субъектной самореализации, развивать социальные компетенции. Именно это положение становится значимым в процессе формирования социальных компетенций через воспитывающую среду.

Компетентность – это система компетенций, наличие определенных знаний и необходимого опыта для результативной деятельности в заданной области. Компетентность человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью личности решать необходимые проблемы в различных областях деятельности: самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно-досуговой.

И. А. Зимняя разделяет компетенцию, относящуюся к социальному воздействию человека и социальной сферы на компетенцию социального взаимодействия (с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальная мобильность) и компетенцию в общении (устное, письменное, диалог, монолог; знание и соблюдение традиций, этикета; кросс-культурное и иноязычное общение; деловая переписка; коммуникативные задачи) [1]. В диссертационном исследовании Е. В. Коблянской социальная компетентность рассматривается как «понимание отношения «Я» – общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами. Социальная компетентность – «…это качество человека – субъекта трудовой деятельности и члена данного социума, связанное с социальными нормами, которыми общество регулирует жизнь и взаимодействие своих членов» [2].

Таким образом, анализ существующих подходов к определению «социальной компетентности» дает нам основание определить социальную компетентность как интегративное качество личности, которое включает в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в результате социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социуме и эффективно взаимодействовать в обществе. Социальная компетентность позволяет в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде.

Социальная компетентность человека включает в себя: – знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе; – знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса; – навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус; – знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т. п.) в различных сферах и областях социальной жизни – национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.; – умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения); – знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т. д. [3].

Интересные взгляды на сущность социальной компетентности отражены в работах В. Ш. Масленниковой [4]. Социальная компетентность, по мнению автора, объединяет ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к самоопределению, как умения индивида осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека. В силу этого в центр процесса формирования такой компетентности предлагается поместить развитие у молодых людей локус контроля и их информирование по всем вопросам социальной реальности [4]. В. Ш. Масленникова выделяет три компонента социальной компетентности: индивидуально-личностный, социологический и жизненно- футурологический.

И.А. Маслова [5] аналогично определяет структуру социальной компетентности, выделяя критерии и показатели сформированности социальной компетентности как результата социализации учащегося, выразив их через личностные образования, поддающиеся измерению. Эти критерии мы отразили в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели социальной компетентности

Критерий

Составляющие

Показатели

Мотивация

Отношения, выраженные через мотивы и ценности

Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности, преобладание мотивов достижения успеха, ценность творчества, ценностное отношение к себе и другой личности

Осведомленность в способах продуктивного взаимодействия в социуме

Знания

Знание норм и правил, общения и поведения в обществе. Знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности Знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха

Сформированность умения ориентации в социокультурном пространстве

Умения и навыки социального поведения

Сформированность навыков и способов социально значимой деятельности, умения эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения. Навыки проблемно - разрешающего поведения

Поэтому структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в главных сферах деятельности человека. Однако, по мнению целого ряда ученых, перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

Библиографический список:

  1. Зимняя, И. А., Морозова, Н. А. Современное состояние проблемы концепций воспитания [Текст] /И. А. Зимняя, Н. А. Морозова. – Ярославль: Современные концепции воспитания, 2000. – С. 171.

  2. Иванова, Ю. В. Развитие исследований социальной компетентности в период модернизации образования [Электронный ресурс] / Ю. В. Иванова // Актуальные проблемы образования и воспитания: между- народный опыт и перспективы сотрудничества: Сбор- ник научных статей. – 2009. – Режим доступа : http://window.edu.ru/library/pdf2txt/443/67443/40627

  3. Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности [Текст] дис. … канд. пси- хол. наук / Е. В. Коблянская. – СПб. : СПбГУ, 1995. – С. 210.

  4. Масленникова, В. Ш. Личностная композиция социального отношения [Текст] / В. Ш. Масленникова // Современные концепции воспитания. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. – С. 84–89.

  5. Маслова, И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей [Текст]: автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2007. - 23с.

Просмотров работы: 868