МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК ПРИ ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ ОШИБОК ПРИ ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ

Шлапак Д.А. 1
1Институт физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во время обучения двигательным действиям выполнение занимающимися физичес­ких упражнений сопровождается отклонениями техники от за­данного образца и появлением двигательных ошибок. Характер и степень отклонений могут быть различными. К двигательным ошиб­кам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и малоэффективные или лишние движения (2).

Во время обучения двигательному действию важной задачей является своевременное исправление ошибок. Причинами ошибок могут быть: неточное представление о технике движения; несоответствие двигательных ощущений и субъективной оценки собственных действий ученика; несоответствие сложности двигательного задания и возможностей ученика, отрицательное влияние уже освоенных упражнений на новое; недостаточное проявление смелости и решительности при выполнении двигательных действий и другое.

Действия, направленные на углубленное разучивание упражнения, позволяют довести основные технические моменты до уровня автоматизированных, что выражается в самостоятельном и технически правильном выполнении упражнения.

Объект: процесс обучения двигательным действиям.

Предмет: методы и приёмы предупреждения и устранения ошибок при обучении двигательным действиям.

Цель: Выполнить анализ методов и приёмов предупреждения и устранения ошибок при обучении двигательному действию.

Задачи:

  1. Обзор научно-методической литературы по теме исследования.

  2. Выявить причины двигательных ошибок при выполнении физических упражнений.

  3. Определить методы и приемы предупреждения и устранения ошибок в двигательных действиях занимающихся.

При обучении двигательным действиям в любом виде спорта выделяют 3 этапа:

  1. Этап начального разучивания движения.

  2. Этап углубленного разучивания.

  3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.

На первом этапе преследуется цель обучить основам техники двигательного действия и предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники упражнений.

Основными причинами возникновения грубых искажений техники двигательного действия на первом этапе его разучивания обычно бывают:

1. Недостаточная физическая подготовленность. В данном случае тренер должен установить, какое из физических качеств недостаточно развито и в зависимости от этого определить дополнительные задания по развитию специальных физических качеств.

2. Боязнь. Тренер должен помнить, что эмоции страха бывают причиной чрезмерного напряжения мускулатуры и ограничения амплитуд движения, что в свою очередь является дополнительной предпосылкой к возникновению травматической ситуации.

3. Недостаточное понимание двигательной задачи. По этой причине занимающиеся допускают самые разнообразные ошибки и если тренер (преподаватель) использует доходчивое объяснение, качественную демонстрацию, методы активизации внимания и углубленного осмысливания задачи, то данный вопрос решается обычно легко.

4. Недостаточный самоконтроль движений. Необходимо отметить, что с этой причиной на первом этапе бороться довольно трудно, но возможно как путем мобилизации внимания, так и с помощью методов срочной информации.

5. Утомление.

6. Отрицательный перенос навыков – освоение предупреждения или ослабление которого заключается в рациональной последовательности обучения.

7. Неблагоприятные условия выполнения упражнений (плохой инвентарь, оборудование, метерологические, гигиенические и др.) [1].

Цели и задачи обучения на втором этапе несколько отличается от первого. В данном случае цель – довести первоначальное «грубое» владение техникой до относительно совершенного [1,2,3].

Третий этап – этап закрепления и дальнейшего совершенствования имеют целью обеспечить совершенное владение двигательным действием в условиях его практического применения.

Мерами предупреждения ошибок следует считать:

  • правильное понимание разучиваемой техники и поставленных задач обучения;

  • доступность изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями и физической подготовленностью;

  • желание выполнять движение;

  • выработка умения заканчивать упражнение на хорошей попытке и др.

  • тщательное соблюдение законов обучения (формирование навыков, и т.д.)

  • подбирать такие задания, которые требуют от занимающегося определенных усилий.

  • обеспечивать надежную страховку;

  • отчет занимающимся о выполнении двигательного действия.

В заключении необходимо отметить, что реальное обучение не бывает процессом безошибочным, занимающиеся допускают ошибки, даже в том случае, если задание доступно, а применяемая методика полноценна.

Библиографический список

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для ин-тов физ. культуры. – М.: ФиС, 1991. -543 с.

2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

3. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник для физкультурных вузов. – М.: «Физическая культура», 2005. – 544 с.

Просмотров работы: 1995