ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ КАК ИСТОЧНИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ КАК ИСТОЧНИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Никулина Е.В. 1, Иванисова И.Е. 1
1НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время налоги играют важную роль в формировании бюджета государства. Устанавливая систему налогов, государство осуществляет перераспределение доходов, направляя часть финансовых ресурсов на решение стоящих перед ним задач. Следует отметить, что налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней [4]. Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы. Основные налоговые поступления осуществляются за счет деятельности организаций, рассмотрим более подробно налогообложение юридических лиц.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1].

Согласно ст.12 части первой Налогового кодекса РФ года в Российской Федерации устанавливаются и взимаются с юридических лиц следующие виды налогов и сборов [2]:

1) федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользования объектами животного мира и за пользования объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина);

2) региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог);

3) местные налоги и сборы (земельный налог).

Важно то, что финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и региональном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими лицами налогов [5]. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90%.

Распределение поступлений налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами в бюджеты разных уровней за 2013-2015гг. представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение поступлений налогов и сборов юридических лиц в бюджеты разных уровней за 2013-2015гг., %

Из рисунка видно, что большая часть поступлений от налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами, идет в федеральный бюджет – 91,97% в 2015г. Это связано с тем, что налоговые сборы юридических лиц составляют основную часть федерального бюджета страны. В региональные бюджеты в 2015 году поступило 6,41% налоговых отчислений юридических лиц. На формирование местных бюджетов в 2015 году было направленно 1,62% от налоговых поступлений предприятий.

Более подробная структура налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами в региональный бюджет, отражена на рисунке 2.

Рис. 2. Структура региональных налогов и сборов, уплачиваемых юридическими лицами в 2015 году, %

Из рисунка видно, что региональные налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц в 2015 году увеличились на 12,23% по сравнению с прошлым годом, это связано с ростом поступлений по налогу на имущество на 12,21% и транспортному налогу на 12,80%. Основную долю региональных налогов составляет налог на имуществ организаций, в 2015 году его удельный вес равен 93,25%. Транспортный налог также играет неотъемлемую роль в структуре региональных налогов и сборов, его удельный вес в 2015 году составил 6,75%.

Местные налоговые поступления в 2015 году возросли на 3,27% и составили 163955257 тыс. руб.

Так, налоговые поступления в местный бюджет от юридических лиц в г. Белгород за 2014-2015 гг. характеризуются следующими данными, представленными в таблице 1.

Таблица 1

Налоговые поступления в местный бюджет от юридических лиц в 2014-2015 годах

Наименование налогового источника формирования дохода в местный бюджет

Значения, тыс.руб.

Отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %

2014

2015

2015 от 2014

2015 от 2014

Налога на прибыль организаций

13682613,56

11507078

-2175535,56

-15,9

Налог на имущество организаций

6418731

6 934 468

515737

8,03

Земельный налог

1174817

1296998

122181

10,4

Из таблицы видно, что в 2015 году отчисления по земельному налогу увеличились на 10,4%, по налогу на имущество также возросли на 8,03%, однако, отчисления по налогу на прибыль в бюджет города Белгород сократились на 15,9%. Важно отметить, что значительный объем поступлений приходится на такой источник дохода как земельный налог (28,9 процента от общего количества источников формирования местного бюджета). Также стоит заметить, что в 2014 году преобладали отчисления по налогу на прибыль организации над налогом на доходы физических лиц (13480596,35 тыс. руб.), но в 2015 году поступления значительно сократились по сравнению с налогом на доходы физических лиц.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что налогообложение юридических лиц имеет преимущественное значение в регионе и муниципальном образовании. Помимо налогообложения физических лиц, важным и порой даже главным источников получения денежных средств при организации бюджета выступают юридические лица. Безусловно, мнение и желание юридического лица при уплате налогов и сборов, и государства при формировании бюджета не совпадают. Прежде всего, на государственном, региональном и местном уровне обеспечиваются условия для добросовестной и временной уплаты юридическим лицом налогов и сборов, тем временем, само юридическое лицо нацелено на получение большей прибыли.

Таким образом, роль налоговых поступлений от юридических лиц в бюджет муниципального образования весьма велика. Необходимо учитывать тот факт, что нормальное функционирование государства невозможно без грамотного формирования институтов налогообложения. В сущности, налогообложение представляет собой процесс принудительного, а главное – безвозвратного взимания государством у налогоплательщиков части их имущества [3]. Поэтому следует осуществлять налоговый контроль по соблюдению полноты и своевременности уплаты налогов в бюджеты разных уровней. Реализация поставленной цели окажет благоприятное воздействие на повышение уровня социально- экономического развития территории.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. : офиц. текст. – М.: Проспект, 2015. – 640 с.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Проспект, 2015. – 1024 с.

  3. Власова, М.С. Налоги и налогообложение: учебное пособие / М.С. Власова, О.В. Суханов. – М.: Кнорус. 2016. – 222 с.

  4. Крохина, Ю.А. Налоговое право: учебник / Ю.А. Крохина. – М.: Инфра-М, 2015. – 463 с.

  5. Никулина, Е.В. Актуальные вопросы развития налоговой системы российской Федерации [Текст] / Никулина Е.В., Шульгина А.Г. // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня основания НИУ «БелГУ». – 2016. – С. 358-359.

Просмотров работы: 343