Эффективная работа компании гарантируется скоординированной работой в ней бизнес-процессов. Они занимают важную позицию в организации слаженной структуры фирмы, менеджмента, формируют основания конкурентоспособности, позитивного делового имиджа, содействуют увеличению производительности работы и прибыльности фирмы. Воздействие бизнес-процессов на действенность работы промышленной компании находится в зависимости от некоторых критериев:
- тип бизнес-процесса;
- наличие позитивных параметрических оценок бизнес-процессов;
- эксплуатирование средств, для осуществления бизнес-процессов.
Когда бизнес-процессы являются сквозными, то они непосредственно оказывают влияние на некоторое количество отделов фирмы или всю фирму. Кроме того, величина влияние является существенной. Внутрифункциональные бизнес-процессы оказывают влияние на один отдел фирмы, но в целом его воздействие на фирму является несущественным.
Таким образом, позитивные перемены в масштабах некоторого отдела не всегда содействует изменениям показателей работы компании. Функции низшего уровня практически не оказывают влияние на показатели деятельности фирмы, а воздействуют на конкретный бизнес-процесс.[1] Несмотря на это, плохое качество деятельности играет роль в уровни конкурентоспособности фирмы, в общем. Следовательно, действенность бизнес-процессов низшего уровня на сегодняшний день является главным из аспектов эффективной работы фирмы в будущем. Внутрифункциональные бизнес-процессы оказывают среднее влияние на итоги работы, а сквозные - существенные.
Конечный итог деятельности оказывается на внешнем рынке у потребителей. Они оплачивают приобретенный продукт, услугу. Финансы возвращаются на фирму в виде поощрения за итоги работы. Там они разделяются на две части: изготовление и фонд формирования и стимулирования.
Рычаги влияния подразделяется на три вида: финансовый (выручка, прибыль, ставки рефинансирования, уценка), экономический (стоимость, виды расчетов, степень производительности труда, затраты, управленческий персонал) и производственный (технология, станки, перевозки, производственно-технические сотрудники), как показано на рисунке 1.
Воздействие бизнес-процессов на действенность работы промышленного предприятия исполняется при помощи: нормативно правовых обеспечений, указов, распоряжений, учредительной документации, инструкций, информационных обеспечений вторичной и первичной информации, отбора и анализа, которые способна реализовывать промышленная фирма.
Также различают способы координирования, включающиеся в себя проектирование, прогноз, обложение налогом, организацию расчетов, финансовое побуждение, связи с контрагентом, денежного инструментария, конкретного фактора воздействия бизнес-процессов на действенность работы предприятия, как итог использования рычагов.[2]
Рис. 1 – Рычаги влияния на управление качеством бизнес-процессов функционирования предприятий
Бизнес-процесс так же, как и иные процессы, обладает определенными характеристиками через построение которых, имеется возможность координировать его процессами. Для оценки эффективности бизнес-процессов исследователями используются, как правило, качественные и количественные показатели, соответственно под критериями оценки эффективности бизнес-процессов понимают количественную и качественную характеристику бизнес-процесса, которая выступает основанием для его оценки.
В связи с этим возникает необходимость правильного выбора показателей оценки бизнес-процессов, которыми оперирует как участник, так и владелец бизнес-процесса, и с помощью которых в дальнейшем будет возможна компетентная оценка эффективности последних. Исследование показало, что количество показателей эффективности бизнес-процессов определяется его видом и сложностью по ряду определенных характеристик, а также требуемой точностью оценки, целью исследования и другими внешними факторами.[3]
Для оперативной оценки состояния исследуемых бизнес-процессов и комплексного заключения отдела менеджмента компаний о выборе необходимых мероприятий, направленных на исключение недостатков процессов, следует использовать экспресс-анализ.[4] Данный метод анализа фактически можно отнести к числу новых методов диагностики бизнес-процессов. Особенность данного метода выражена в принципиальном изменении подхода к анализу и диагностике бизнес-процессов. Согласно данному подходу следует изменить неконкретные качественные методы оценки и сложно структурированные математические методы моделирования и анализа на быстрый и доступный метод факторной оценки исследуемых бизнес-процессов. Основой данного анализа должны быть определенные принципы и методы анализа бизнес-процессов.
В аналитических исследованиях бизнес-процессов широкое применение получили следующие методы:
- методы моделирования, к которым относятся методы SADT (Structured Analysis & Design Techniques) - структурного анализа и технологии проектирования моделей, объектно-ориентированного моделирования;
- метод попроцессного анализа стоимости бизнес-процессов (метод ФСА – функционально-стоимостной анализ и др.);
- метод анализа ключевых показателей.
Наиболее широкое применение для оценки эффективности бизнес-процессов получил коэффициентный метод оценки, основанный на расчете коэффициентов по показателям бизнес-процессов, которые рассчитаны в таблице 1.
Применение коэффициентного метода оценки эффективности бизнес-процессов возможно и для оценки эффективности управления организацией в целом.[5] Кроме того, данный метод оценки применим и для моделирования процессов, на основе использования методики SADT. В данном методе количественными показателями оценки бизнес-процессов являются коэффициенты:
- сложности, как отношение количества имеющихся уровней в модели бизнес-процессов. Такой показатель отражает число уровней в модели бизнес-процессов на количество процессов. Данный показатель позволяет определить сложность иерархической структуры бизнес-процессов;
- процессности, который позволяет учесть, сколько «разрывов» в причинно-следственной связи между бизнес-процессами приходится на сумму
Таблица 1
Расчет и нормативные значения показателей эффективности бизнес-процессов
Показатели эффективности бизнес-процессов |
Коэффициент |
Формула расчета коэффициента |
Нормативное значение коэффициента |
Сложность |
=/ |
≤ 0,66 |
|
Процессность |
=/ |
< 1 |
|
Контролируемость |
=СП/ |
= 1 |
|
Ресурсоемкость |
=Р/ |
< 1 |
|
Регулируемость |
=/ |
≥ 1 |
классов процесса. Использование данного показателя позволяет охарактеризовать бизнес-процесс либо процессным, либо проблемным;
- контролируемости – определяет отношение числа классов бизнес-процесса на количество собственников процесса. Коэффициент контролируемости позволяет охарактеризовать эффективность управления бизнес-процессами, принадлежащими и управляемыми собственниками процессов;
- ресурсоемкости – относит количество используемых в бизнес-процессах ресурсов на полученные результаты реализации бизнес-процессов. Такой показатель позволяет наиболее четко отразить эффективность использования ресурсов в рамках конкретного бизнес-процесса. Данное соотношение числа используемых ресурсов и суммы полученных результатов их применения по классам бизнес-процессов отражает, насколько эффективно или нет данное использование;
- регулируемости – определяет, как соотносятся количество используемой регламентной документации в бизнес-процессах и количество классов в бизнес-процессах. Использование данного показателя позволяет отразить регулируемость по анализируемым бизнес-процессам. Такой показатель определяет, является ли исследуемый бизнес-процесс регулируемым или нерегулируемым нормативными регламентами.
В сумме показатели эффективности бизнес-процессов должны соответствовать данному нормативному значению: 1≤>2,86.
В случае превышения полученного значения суммы коэффициентов более единицы, можно утверждать об эффективности анализируемого бизнес-процесса. Если полученная сумма коэффициентов меньше единицы, анализируемый бизнес-процесс неэффективен.
Большой популярностью пользуется методика применения методологии SADT в оценке бизнес-процессов. Данная методика оценки эффективности бизнес-процессов основана на использовании методологии SADT, применении стандартов моделирования IDEF и DFD. Главным признаком методологии структурного анализа и проектирования бизнес-процессов является наличие иерархической структуры моделирования, что учитывается на основе использования показателя, отображающего глубину иерархии модели процессов.[6] Характерной особенностью методологии моделирования является наличие обособленных, выделенных элементов, к числу которых относятся используемые ресурсы и управляющее воздействие.[7] Важность проведения данного расчета обусловлена использованием при расчете эффективности бизнес-процессов двух показателей, их количественных значений по элементам модели процессов, в частности по ресурсам и управленческому воздействию.
Следовательно, при проведении анализа бизнес-процессов на основе данной методики, возможно, установить наличие и общее количество составляющих элементов в процессе.
Список литературы
Шапагатов С. Р., Карцева Н. С., Валиуллова Р. И., Батанова М. В. Система оценки эффективности бизнес-процессов промышленного предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 541-547;
Дубинина Н.А. Показатели оценки бизнес-процессов предприятия. Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. Выпуск 2(29) 2016, стр. 179-189;
Лосев В.С. Козерод Л.А. Оценка эффективности управления бизнес-процессами промышленного предприятия.
http://pnu.edu.ru/media/vestnik/articles/675.pdf. (дата обращения 03.03.2017);
Тараскина Ю.В. Показатели бизнес-процессов, как основа оценки эффективности деятельности организации
http://vestnik.astu.org/Content/UserImages/file/economics_2015_4/02.pdf (дата обращения 04.03.2017)
Kuzina E.L., Tagilceva U.A. Development strategy of environmental management in railway transport. - Сборник трудов Второй международной научной конференции «С того берега: лондонские дневники по экономике, маркетингу, финансам, бизнесу и инновациям». – Великобритания, Лондон, 2016.
Кузина Е.Л., Тагильцева Ю.А., Кузина М.А. Приоритет общественной безопасности в управлении. - Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. Научно-практический журнал. - № 2(69). - 2016. – С. 16-19.
7. Рогов А.А., Елисеев А.Н. Экспертные методы оценки безопасности систем транспортной инфраструктуры. - М., Ежемесячный научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование», № 8-10 (135-137), август-октябрь 2016. – С. 191-194.