ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Федай Е.В. 1
1Уральский Федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ), г. Екатеринбург, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психолого-педагогические исследования подготовки и воспитания юных хоккеистов преследуют разные задачи, такие как раскрыть специфику организации занятий юных хоккеистов и их воспитательные и развивающие функции (З.М. Кузнецовой, В.Н. Сергейчева, А.В. Глазистова), либо отметить психологические трудности с которыми сталкиваются юные хоккеисты в процессе занятий спортом и обосновать пути помощи юным спортсменам (Бакирова А.Ф. ), либо проанализировать особенности развития юных спортсменов-хоккеистов, выявить факторы позитивного и негативного влияния спорта на их психологическое развитие (ГорскаяГ.Б., П.А.Жоров, Г.В.Халецкий, Т.В. Огородова), обосновать условия формирования нравственно-волевых качеств юных спортсменов-хоккеистов (Находкин В.В.).

Проблеме подготовки юных хоккеистов 7-10 лет посвящены исследования З.М. Кузнецовой, В.Н. Сергейчева, А.В. Глазистова.[2].

Авторы отмечают, что хоккей способствует воспитанию физически крепких и мужественных людей.

Подготовка юных хоккеистов – сложный, многогранный и длительный процесс. Интерес к поиску эффективных средств учебно – тренировочного воздействия на детей 7-10 лет обучающихся хоккею с шайбой обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой - именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека.

Авторы раскрывают в своей статье структуру системы подготовки юных спортсменов 7-10 лет, обучающихся хоккею с шайбой.

Многолетний процесс обучения в ДЮСШ включает в себя ряд возрастных этапов:

1. предварительные подготовки – возраст 7-9 лет.

2. начальная специализация – возраст 10-12 лет.

3. углубленная специализация – возраст 13-16 лет.

4. спортивного совершенствования – возраст 17-18 лет.

Вся система обучения и совершенствования юных хоккеистов направлена, в конечном итоге, на умение играть в хоккей.

В исследовании Бакировой А., раскрываются причины неудач, анализируются источники «соревновательных» проблем спортсменов, таких как неуверенность, растерянность, скованность [1].

Цель исследования заключалась в желании автора разобраться, какие страхи, опасения, испытываемые юными хоккеистами во время участия на соревнованиях, являются доминирующими, какова роль тренеров, родителей в формировании этих страхов существует ли возрастные особенности переживания тех или иных страхов. В обследовании приняли участие хоккеисты 5 команд СДЮШОР (всего 102 чел) в возрасте от 10до 15 лет.

Больше всего юные хоккеисты боятся быть исключёнными из основного состава, Так, этого опасаются около 75% спортсменов каждой команды, при этом ответили «очень боюсь» 64 %.

Опасение быть исключенным из основного состава порождает явление жёсткой конкуренции как между юными спортсменами, так и между их родителями.

В среднем. 64% спортсменов каждой команды боятся плохо сыграть (очень боятся - 28%). Этот страх обусловлен опасением исключения из основного состава.

Около 48% хоккеистов опасаются ошибиться во время игры (очень боятся 12%). Выявлена взаимосвязь между страхом допустить ошибку и опасением получить выговор тренера. Чем младше спортсмены, тем больше негативных последствий они ожидают от совершённых ими во время игры ошибок, а отсутствие ошибок считают показателем мастерства. Так, только 10-летние спортсмены связывают допущенную ошибку с исключением из основного состава, считают ошибки показателем плохой игры, недостаточного умения.

В среднем 4% юных хоккеистов каждой команды опасаются получить выговор от тренера: за ошибку, недостаточное умение, плохую игру, травму.

Около 39% юных хоккеистов боятся получить травму во время игры (очень боятся 20%). Опасность получения травмы спортсмены связывают с недостаточным умением, плохой игрой.

Около 28% спортсменов боятся получить выговор родителей (очень боятся 16,2%). Чем младше спортсмены, тем больше они боятся получить выговор родителей. Однако, только спортсмены самой старшей команды опасаются получить выговор родителей за недостаточное умение, плохую игру, также травму. То есть, чем старше спортсмены, тем большему прессингу со стороны родителей они подвергаются.

11% хоккеистов боятся насмешек, осуждения товарищей по команде. 10-летние спортсмены больше чем 12-15-летние боятся подвергнуться насмешкам или осуждению со стороны товарищей.

Предполагаем, что это явление связано с формированием командной сплочённости.

Анализ индивидуальных результатов анкетирования позволяет выявить наиболее тревожных спортсменов команде и организовать профилактическую психологическую работу в целях предупреждения не поведенческих проявлений на соревнованиях.

В связи с проведенным исследованием, психолог указывает на то, что необходимо своевременно выявлять и корректировать страхи юных хоккеистов.

Тренер и родители способны оказать большое влияние как на формирование, так и на устранение страха хоккеистов.

В исследовании П.А.Жорова, Г.В.Халецкого, охватившем 38 испытуемых, хоккеистов-юниоров (г.Ярославль) в возрасте до 16 лет, выявлялись их индивидуально-психологические особенности [3].

Анализ результатов экспериментов показал, что в данной выборке испытуемых характеризуется высоким и очень высоким тревожности, совестливости, общей активности поведения, экстраверсии и сензитивности.

Время по показателям факторов ипохондрии, фобии, конфликтов узкого кругу и расторможенности большая имеет низкую и очень низкую выраженность. Распределение остальных по остальным факторам близко к нормальному. Анализируются полученные данные в связи с возрастными особенностями испытуемых, спецификой вида спорта и системы подготовки.

Таким образом, можно констатировать, что вся система обучения и совершенствования юных хоккеистов направлена, в конечном итоге, на умение играть в хоккей.

В то же время, в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью согласно отечественным психологам является учебная деятельность, поэтому развитие юных хоккеистов можно считать полноценным только в том случае, если занятия спортом будут способствовать формированию учебной мотивации, развитию интеллектуальных способностей.

Список литературы

1. Бакирова А.Ф. Трус не играет в хоккей // Материалы межд.конф.«Рудиковские чтения»чтения М.2007. Матер. С.20-21

2. Кузнецова З.М., Сергейчев В.Н., Глазистов А.В. Особенности обучения, подготовки юных хоккеистов 7-10 лет// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Набережные Челны: КГИФК, №3. 2007. – С.15-17.

3. Жоров П.А., Халецкий Г.В. Индивидуально-психологические особенности хоккеистов-юниоров // 1st International Congress of Sport Psychology, Russia, Moscow'92.- C.63.

Просмотров работы: 824