РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РЕГУЛИРОВАНИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В РЕГУЛИРОВАНИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Белолипецкая Д.Н. 1, Зенюкова А.П. 1
1Волгоградский государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Денежно-кредитная политика - политика правительства и Центрального банка, направленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентной ставки. Данная политика - одна из основных форм государственного регулирования экономики. Конечной целью денежно-кредитной политики является: рост внутреннего производства, полная занятость, стабильный уровень цен.

Банки - это финансовые учреждения, которые накапливают и хранят денежные средства, выдают кредиты, осуществляют денежные переводы и другие операции на финансовых рынках.

Появление центральных банков исторически связано с централизацией выпуска банкноты, самые надежные коммерческие банки пользовались общим доверием, чьи банкноты успешно действовали в качестве универсального всеобщего кредитного «оружия». Такие банки стали называть эмиссионные. В конце девятнадцатого века - начале ХХ в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот, становилась сосредоточенной на одном банке, который стал известен как центральный эмиссионный банк, а на данном этапе – центральный банк. Это название отражает роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит центром кредитной системы.

Тем не менее, тесные связи центрального банка с государством не означают, что могут бесконечно влиять на политику. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически независимым: его обособленное имущество принадлежит государству, центральный банк распоряжается им в качестве владельца. Определенная степень независимости центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности их усилий по поддержанию денежной стабильности и валютного курса, который часто вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, что касается, например, в центре внимания на предстоящих выборах. Это особенно важно в ограничении возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия дефицита бюджета.

В то же время, независимость центрального банка является относительной, так как экономическая политика правительства не может добиться успеха без согласия и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Таким образом, долгосрочная политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономической политики правительства. В конечном счете, любой центральный банк в некоторой степени сочетает в себе банк и государственный орган.

До любого центрального банка является тройная задача: обеспечение стабильности покупательной способности и обменного курса национальной валюты, стабильности и ликвидности в банковской системе, эффективности и надежности платежной системы.

В отличие от коммерческих банков, центральные банк не имеет дела непосредственно с бизнесом и общественностью. Ее основными клиентами являются коммерческие банки. Принимая зачисление денежных резервов коммерческих банков, Центральный банк оказывает кредитную поддержку. Это коммерческих банков кредитором последней инстанции. Будучи "банком банков", центральный банк выступает в качестве основного органа управления платежной системы в стране. Он организовывает межбанковские платежи, координирует и регулирует организацию расчетов (включая компенсацию) системы, то есть ликвидация банковской системы. Основными направлениями надзора и контроля за бизнесом центрального банка являются:

- Выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на осуществление отдельных видов операций (валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы);

- Проверка и анализ финансовых отчетов, предоставленных банками, области аудита;

- Создание системы обязательного соотношения резервов и экономических нормативов, контроль за соблюдением;

- юридически обязательные стандартные депозиты ресурса в Центральном банке.

В настоящее время в России ставка взносов обязательного резервирования всех видов привлечения фонд составляет 10% от вкладов населения - 7%. Расчетное требования к рабочим характеристикам в режиме ожидания составляет 1 месяц, несмотря на некоторые исключения.

Центральный банк открыл счета для правительства и правительственных учреждений. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Государственные доходы, полученные от налогов и займов, зачисляются на счет беспроцентного казначейства (Министерство финансов).

Центральный банк предоставляет кредиты правительству, сообщает Министерству финансов по размещению и оплате государственных займов, выбирает даты выпуска и определения производительности государственных ценных бумаг в зависимости от ситуаций на рынке. Центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:

- Купить или продать государственные облигации с целью повлиять на их курсы и доходность;

- Изменение условий продажи;

- Различными способами повышать привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

Российская банковская система определяет Банк России, как основной банк и кредитор. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был создан 13 июля 1990 года в Российской Республике Банк Государственного банка СССР. Подотчетный Верховного Совета РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение же прибыли не является целью деятельности Банка России.

В таблице 1 представлено количество кредитных организаций, действующих в России в период с 2010 по 2015 гг. по данным Федеральной службы статистики РФ [4].

Таблица 1 – Кредитные организации

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Число кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации

2128

2010

1824

1669

1542

1413

в том числе имеющих право на осуществление банковских операций (действующих)

1321

1337

1337

1227

1299

1254

Число филиалов действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации, из них:

3794

3435

3327

3228

3240

3298

Сбербанка России

1531

1235

1168

1048

1012

1007

банков со 100%-ным иностранным участием в уставном капитале

8

10

13

16

17

30

Число кредитных организаций, имеющих лицензии (разрешения), предоставляющие право:

           

на привлечение вкладов населения

1240

1224

1204

1191

1168

1047

на генеральные лицензии

245

263

294

311

312

302

на проведение операций с драгоценными металлами

163

171

175

181

183

185

на осуществление операций в иностранной валюте

768

812

840

846

840

829

Источник: авторская, по материалам [4]

Ключевым элементом правового положения Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который в основном проявляется в том, что Банк России выступает в качестве субъекта специального публичного права, которое имеет исключительное право на выпуск денег и организация денежного обращения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации" Банк России осуществляется независимо от федеральных органов государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Регулирующие полномочия Банка России дают возможность взять на себя исключительное право издавать нормативные акты, требующие федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных органов власти, всех физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции Федеральным законом "о Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, и Банк России наделен собственности и финансово самостоятелен. Полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России осуществляется Банком России в соответствии с целями и в порядке, установленном Федеральным законом "О Центральный банк Российской Федерации (Банке России)". Банк России имеет право защищать свои интересы в суде, в том числе и в международных судах и арбитражных судах.

В своей деятельности Банк России информирует Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает и освобождает от должности президента Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Банка России Совета директоров (Президентом Банка России, в соответствии с Президентом Российской Федерации). Государственная Дума имеет право принимать решение о проверке Палаты финансово-хозяйственной деятельности Российской Федерации Банка России, его структурных подразделений и учреждений счетов. Кроме того, в Государственной Думе проводятся парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей и заслушиваются доклады Председателя Банка России Банка России при представлении годового отчета и руководящих принципов для единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России образует единую централизованную структуру с вертикальной структурой. Система включает в себя центральный аппарат, региональные и местные отделения банка.

Центральный Банк является проводником государственной валютной политики, направленной главным образом на регулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемых центральными банками осуществляется в зависимости от их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны.

Список используемых источников:

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-М, 2014 г.

  2. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономическая теория: учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2015 г.

  3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2013 г.

  4. Жарковская Е.П. - Банковское дело - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Омега-Л, 2012 г.

  5. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О.И.. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2014 г.

  6. Нуреев Р. – Деньги, банки и денежно-кредитная политика – М.: Финстатинформ, 2015 г.

  7. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы// Деньги и кредит.-2011.-№2.

  8. Медведков С. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. - 2014 г.

  9. Федотова Г. В. Банковский риск-менеджмент/Г. В. Федотова, О. В. Шумилина//В сборнике: Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления материалы Х международной научно-практической конференции. Курск, 2015. -С. 401-405.

  10. Федотова Г.В. Формирование национальной законодательной базы стратегического управления экономикой//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 1. С. 20-29.

  11. Банк России [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www. cbr.ru/today/history/central_bank.asp

  12. Банки-Кредиты [Электронный ресурс] – режим доступа: http://banks-system.banks-credits.ru/55/

Просмотров работы: 923