СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Таминдаров Д.Р. 1, Шориков Е.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Комплектование Вооруженных сил — важнейшая часть государственного воен­ного строительства. В Российской Федерации оно осуществляется на основе сме­шанного способа комплектования, предусматривающего как призыв, так и добро­вольное поступление граждан на военную службу по контракту.

Поддержание высокой боеспособности войск и сил флота, как в мирное, так и военное время невозможно без обеспечения должного качества их комплектования. При этом сегодня повышается зависимость уровня боевой готовности воинских формирований от профессионального мастерства военно­служащих, их индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей, от их способности к овладению той или иной военной специальностью. Комплектование Вооруженных сил требует целого ряда взаимосвязанных меро­приятий медицинского, профессионального и психологического отбора, приема и распределения лиц, призванных или поступивших на военную службу по контракту, организации их подготовки по военно-учетным специальностям.

Это требует более внимательного и ответственного отношения руководящего состава, офицеров, начальников служб тыла к проблемам профессионального отбора, социальной и профессиональной адаптации военнослужащих и гражданского персонала к службе в Вооруженных Силах и, в частности, в продовольственной (вещевой) службе.

Состояние психического здоровья военнослужащих, призванных в последние годы, требует конкретных мер по выявлению лиц с неустойчивой психикой и отклоняющимся поведением, оказания им психологической помощи.

1. Профессиональный психологический отбор.

Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента:

1.медицинский,

2.физиологический,

3.педагогический,

4.психологический.

По своей сути и критериям профотбор является социально-экономическим мероприятием, а по методам — медико-биологическим и психологическим.

Основная цель отбора — привлечение работников с нужной квалификацией и необходимыми личностными качествами, способных решать поставленные перед ними задачи максимально эффективно. Следует отметить, что в широком смысле под эффективностью деятельности сотрудника понимается мера достижения не только производственных целей, но и социально-личностных, включая сохранение здоровья работника и его развития как личности.

При профессиональном отборе определяется соответствие возможностей и взглядов кандидатов условиям и особенностям работы на конкретной должности. В малых фирмах, где нет специального подразделения по работе с персоналом, решение по отбору принимает менеджер соответствующего линейного профиля. В крупных и среднего размера фирмах к принятию решения при отборе, как правило, привлечены специалист (менеджер) по персоналу и линейный менеджер.

Результатом профессионального отбора должен стать выбор наиболее профпригодного работника (т.е. не самого наилучшего, а наиболее профессионально соответствующего данной деятельности). При нормальном (без специальных протекций) отборе предпочтение отдается соискателю, который более других кандидатов соответствует предъявляемым требованиям.

Понятия «профессиональный отбор» и «психологический отбор» часто отождествляются, т.к. сущностью последнего является диагностика и прогнозирование способностей. Основные этапы психологического профессионального отбора:

1) Извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации;

2) Формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемого;

3) Верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц.

Система психологического профессионального отбора включает комплекс специальных диагностических методик, технических средств и стандартизованных процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности.

Условием, определяющим практическую целесообразность психологического профотбора, является доказанность его социально-экономической оправданности, наличие обоснованной и апробированной системы отбора, опытных специалистов-диагностов.

1.1. Органы военно-профессиональной ориентации граждан.

Система органов военно-профессиональной ориентации граждан представляет собой совокупность государственных организаций и учреждений, осуществляющих взаимодействие между собой в целях проведения и обеспечения мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан.

В структуру органов военно-профессиональной ориентации граждан входят: военные комиссариаты субъектов Российской Федерации, районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований (далее именуются военными комиссариатами), военно-учебные заведения, соединения и воинские части, территориальные органы Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения и государственных учреждений «Центры занятости населения» (далее - органы службы занятости), территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения (далее – территориальные центры профориентации), образовательные учреждения среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, образовательные учреждения дополнительного образования детей и молодежи, образовательные учреждения Российской оборонной спортивно-технической организации (далее – образовательные учреждения РОСТО), учебные пункты организаций.

Для достижения целей военно-профессиональной ориентации субъекты государственной системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своих компетенций исполняют функции в области военно-профессиональной ориентации граждан.

Непосредственное проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан в государственных органах, организациях и учреждениях, входящих в систему военно-профессиональной ориентации, осуществляют:

- в военных комиссариатах – специалисты нештатных групп профессионального психологического отбора, должностные лица, отвечающие за подготовку граждан к военной службе, по отбору граждан для поступления в военно-учебные заведения и по отбору граждан для подготовки в общественных объединениях, осуществляющих подготовку по военно-учетным специальностям;

- в военно-учебных заведениях – специалисты групп профессионального психологического отбора, отделов, служб и кафедр, определенные начальником данного военно-учебного заведения;

- в соединениях и воинских частях – специалисты нештатных групп профессионального психологического отбора, органов воспитательной работы, строевого отделения и кадров, другие военнослужащие, определенные командиром (начальником) данного воинского соединения или воинской части;

- в органах службы занятости и территориальных центрах профориентации - психологи, профконсультанты, отвечающие за проведение профориентационных мероприятий;

- в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования - преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы;

- в образовательных учреждениях РОСТО – преподаватели, ведущие подготовку молодежи по военно-учетным специальностям;

- в учебных пунктах организаций – преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, должностные лица военных комиссариатов, на которых возложены обязанности по подготовке граждан к военной службе.

Деятельность системы военно-профессиональной ориентации граждан подчинена целям государственной политики в области обороны, образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально-психологической защиты населения и направлена на организацию психолого-профориентационного обслуживания населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований военной политики государства, рынка труда и социально-экономических условий.

В общей системе взаимодействия всех элементов структуры военно-профессиональной ориентации граждан ключевые позиции занимают военные комиссариаты, являясь связующим и координирующим звеном системы военно-профессиональной ориентации.

При организации взаимодействия военные комиссариаты:

- оперативно знакомят руководство структурных подразделений системы военно-профессиональной ориентации граждан, специалистов, непосредственно проводящих мероприятия по военно-профессиональной ориентации, с информационно-справочными материалами, содержащими сведения об основных видах воинской деятельности, воинских должностях, социальных правах, гарантиях и требованиях к индивидуально-психологическим качествам военнослужащих, об условиях призыва, добровольного поступления на военную службу и ее прохождения, а также нормативными и методическими материалами, необходимыми для работы по военно-профессиональной ориентации граждан;

- информируют органы службы занятости и территориальные центры профориентации о поступлении на военную службу граждан, направленных в военные комиссариаты этими учреждениями, о качественных и количественных показателях контингента граждан, уволенных с военной службы;

- организуют работу должностных лиц военных комиссариатов, воинских частей и соединений по вопросам военно-профессиональной ориентации граждан в органах службы занятости, территориальных центрах профориентации, образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

- направляют в органы службы занятости и территориальные центры профориентации граждан, уволенных с военной службы, для их социально-психологической адаптации, профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства.

Военно-учебные заведения проводят мероприятия по военно-профессиональной ориентации с учетом подготовки по соответствующим военно-учетным специальностям. При этом на них возлагаются следующие обязанности:

- разработка материалов по военно-профессиональной ориентации граждан и военнослужащих;

- методическая подготовка представителей военно-учебных заведений, направляемых в военные комиссариаты, соединения и воинские части, образовательные учреждения среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования, для проведения этой работы;

- организация и проведение профессиографических исследований по соответствующим военно-учетным специальностям офицеров;

- участие в научно-исследовательской работе по разработке и совершенствованию методов военно-профессиональной ориентации;

- оказание помощи подшефным образовательным учреждениям в организации и проведении профориентационных мероприятий.

За организацию и выполнение мероприятий по военно-профессиональной ориентации отвечает начальник военно-учебного заведения.

К выполнению профориентационных мероприятий привлекаются группы профессионального психологического отбора военно-учебных заведений, необходимые отделы, службы и кафедры.

Соединения и воинские части проводят мероприятия по военно-профессиональной ориентации:

• военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - на обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;

• учащихся образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования – на занятия военно-прикладными видами спорта, обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

• граждан, пребывающих в запасе, – на овладение военно-учетными специальностями, поступление на военную службу по контракту по соответствующим военно-учетным специальностям.

За организацию и выполнение мероприятий по военно-профессиональной ориентации отвечает командир соединения, воинской части.

К выполнению профориентационных мероприятий привлекаются нештатные группы профессионального психологического отбора, офицеры органов воспитательной работы, строевого отделения и кадров, а также специально подготовленные военнослужащие.

Органы службы занятости:

- проводят профориентационные мероприятия с безработными и незанятыми гражданами в целях поступления их на военную службу по контракту и участвуют в мероприятиях по профессиональной переориентации, социально-психологической реабилитации и профессиональной адаптации граждан, уволенных с военной службы;

- направляют граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, в военные комиссариаты;

- в установленном порядке представляют военным комиссариатам сведения о профессионально важных качествах граждан, получивших профессиональные консультации или прошедших подготовку в образовательных учреждениях при органах службы занятости по специальностям, родственным военно-учетным, и подлежащих призыву на военную службу или изъявивших желание поступить на нее по контракту;

- оказывают организационную и методическую помощь специалистам военных комиссариатов, осуществляющим мероприятия по военно-профессиональной ориентации граждан;

- направляют на договорной основе специалистов в состав нештатных подразделений по профессиональному психологическому отбору военных комиссариатов для проведения профориентационной работы с гражданами, подлежащими первоначальной постановке на воинский учет;

- участвуют на договорной основе в организации осуществлении подготовки специалистов по профессиональному психологическому отбору военных комиссариатов и повышения их квалификации;

- участвуют в работе профконсультационных пунктов, создаваемых в соединениях и воинских частях в целях профессиональной переориентации, социально-психологической реабилитации и профессиональной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы;

- представляют военным комиссариатам сведения об адресах органов по вопросам занятости населения и территориальных центрах профориентации Минтруда России, порядке их работы, возможностях профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства граждан, уволенных с военной службы.

Образовательные учреждения среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования проводят мероприятия по военно-профессиональной ориентации учащихся на овладение военно-учетными специальностями и обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям.

При проведении мероприятий по военно-профессиональной ориентации учащихся преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, должны взаимодействовать с преподавателями-предметниками, должностными лицами военных комиссариатов, с воинскими частями, военно-учебными заведениями, государственными и общественными структурами, средствами массовой информации.

Преподавателям, ведущим подготовку по основам военной службы, целесообразно знать и активно использовать:

- возможности соединений, воинских частей и военно-учебных заведений по осуществлению военно-профессиональной ориентации;

- подготовленных для проведения военно-профессиональной ориентации специалистов воинских частей и военно-учебных заведений;

- моральное стимулирование преподавателей-предметников за участие в мероприятиях по военно-профессиональной ориентации;

- возможности местных средств массовой информации по проведению военно-профессиональной ориентации;

- современные методы и формы проведения мероприятий по военно-профессиональной ориентации учащихся.

Преподаватели, ведущие подготовку по основам военной службы, должны активно сотрудничать по организационным, правовым, научно-методическим вопросам военно-профессиональной ориентации граждан с общественными советами по военно-патриотическому воспитанию, создаваемыми при администрациях городов и районов, комитетами содействия при военных комиссариатах и общественных объединениях аналогичной направленности.

Образовательные учреждения РОСТО осуществляют мероприятия по военно-профессиональной ориентации в процессе подготовки молодежи по военно-учетным специальностям, мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и занятия по военно-прикладным видам спорта.

Учебные пункты организаций создаются по решению главы органа местного самоуправления на базе одной организации, насчитывающей не менее 20 граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших подготовку по основам военной службы, или нескольких организаций (объединенные районные или городские учебные пункты).

Ответственность за проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан при подготовке их по основам военной службы на учебных пунктах организаций возлагается на преподавателей, осуществляющих эту подготовку, и должностное лицо военного комиссариата, на которое возложены обязанности по подготовке граждан к военной службе.

Органы местного самоуправления в целях повышения эффективности и действенности системы военно-профессиональной ориентации граждан осуществляют следующие мероприятия:

- оказывают содействие (в пределах своей компетенции) должностным лицам военных комиссариатов, военно-учебных заведений и воинских частей в вопросах организации мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан;

- участвуют в организации и проведении в районе, городе конференций, семинаров, сборов по обмену опытом по военно-профессиональной ориентации граждан;

- на семинарах с руководителями образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, учительских конференциях выносят на обсуждение вопросы по военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Взаимодействие представителей Министерства обороны Российской Федерации с ответственными лицами средств массовой информации в вопросах военно-профессиональной ориентации граждан должно предусматривать:

- подготовку совместных документов, регламентирующих права, обязанности и ответственность сторон (военных комиссариатов и местных средств массовой информации) в военно-патриотическом воспитании и военно-профессиональной ориентации граждан;

- проведение совещаний, "круглых" столов, семинаров и других мероприятий по совершенствованию взаимодействия военных комиссариатов и местных средств массовой информации в вопросах военно-профессиональной ориентации граждан;

- организацию выступлений в средствах массовой информации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и контракту, и граждан, уволенных с военной службы (мастера военного дела, классные специалисты, участники боевых действий), освещение в средствах массовой информации военно-патриотических и военно-профориентационных мероприятий;

- организацию ознакомления с условиями военной службы военнослужащих на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин руководителей местных средств массовой информации, журналистов, пишущих на военные темы, предоставление им объективной информации;

- обобщение и распространение положительного опыта взаимодействия военных комиссариатов и средств массовой информации по вопросам военно-профессиональной ориентации граждан;

- анализ освещения в средствах массовой информации вопросов военно-профессиональной ориентации, выработку предложений по совершенствованию тематики, содержания и форм публикаций, выступлений, показа сюжетов по данным вопросами;

- активное ознакомление потенциальных пользователей с информационно-справочной системой по военно-профессиональной ориентации граждан, размещенной в глобальной информационной сети Интернет на странице пресс-службы Минобороны России (электронный адрес: www.duty.mil.ru) иной службе, призыву или добровольному поступлению на нее.

1.2. Методологические принципы организации и проведения профессионального психологического отбора.

Идеи подбора, отбора, специализации и расстановки людей в труде в соответствии с уровнем и характером развития их способностей являются методологической основой организации и проведения профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах РФ.

При разработке и проведении мероприятий профессионального психологического отбора необходимо руководствоваться его определенными методологическими принципами.

- один из наиболее важных принципов, от реализации которого зависит эффективность профессионального отбора. В соответствии с его требованиями организационно-методические рекомендации по психологическому отбору должны быть результатом обоснования:

а) необходимости, целесообразности его проведения для определенной профессии (специальности);

б) конкретного содержания задачи отбора (прогнозирование пригодности к обучению, к деятельности по определенной специальности, к работе в определенных условиях и т.д.);

в) характеристики контингента, из которого предполагается проводить отбор (объем исходной выборки, степень общей направленности на овладение конкретной профессией и т.д.);

г) профессиональных требований к кандидатам;

д) валидности и надежности психодиагностических методик оценки профессионально важных качеств личности;

е) критериев прогнозирования профессиональной пригодности;

ж) эффективности разработанных рекомендаций по отбору;

з) организационных форм проведения отбора.

Рекомендации по отбору, разработанные для определенной категории специалистов, не могут быть использованы без специальной научной проверки в других профессиях. Это положение определяется тем, что все перечисленные выше этапы разработки мероприятий по отбору для конкретной профессии имеют вполне определенное, специфическое для нее содержание, поэтому изменение любого из них влечет за собой необходимость частичного или полного изменения комплекса методик и критериев отбора.

2. Принцип актуальности отбора.

Разработка системы психологического отбора необходима и целесообразна в том случае, если различия между обучающимися или специалистами в уровне профессиональной подготовленности, эффективности и безопасности деятельности зависят от состояния их индивидуально-психологических качеств, профессиональных способностей.

3. Принцип системного подхода.

Рекомендации по психологическому отбору должны быть основаны на изучении особенностей развития и взаимосвязи различных профессионально значимых психологических качеств, а также возможного влияния на них характеристик объекта, содержания, условий и организации деятельности.

4. Принцип личностного подхода.

В основу психологического отбора должно быть положено всестороннее изучение структуры личности по результатам психологического обследования и анализа данных об особенностях профессиональной, социальной и других форм ее активности.

5. Принцип деятельностного подхода.

Для прогнозирования профессиональной пригодности следует учитывать не только степень соответствия структуры конкретной личности требованиям будущей деятельности, но и особенности ее развития в различных условиях, характер настоящей и прошлой профессиональной (учебной, трудовой) деятельности. То есть личность должна изучаться и оцениваться как субъект деятельности. Характер развития профессионально важных качеств личности в процессе взаимодействия с объектом (орудиями) и условиями труда является одним из ведущих показателей возможного достижения заданного уровня эффективности и качества конкретной профессиональной деятельности.

6. Принцип динамического, пролонгированного отбора (этапности отбора).

При оценке профессиональных способностей должна предусматриваться возможность их изменения, развития, поэтому использование этого методологического принципа предусматривает рациональную последовательность и повторность обследований кандидатов. Этот процесс обеспечивает нарастающее накопление информации или получение новых сведений о свойствах, способностях и возможностях человека в процессе обучения или профессиональной деятельности в целях уточнения прогноза профессиональной пригодности и решения задач распределения, назначения и т.д. Для изучения способностей необходимо проводить периодическое психологическое обследование обучающихся, специалистов, а также постоянный сбор и анализ информации о проявлениях индивидуально - психологических особенностей их личности в различных сферах жизнедеятельности.

Принцип динамического, пролонгированного отбора широко применяется в ВС, когда данные социально-психологического изучения и психофизиологического обследования допризывной молодежи и призывников, полученные в военных комиссариатах, в дальнейшем используются при профессиональном отборе и рациональном распределении военнослужащих на конкретные воинские специальности в учебных центрах.

7. Принцип комплексного отбора.

Данный принцип означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных качеств каждого кандидата для наиболее правильного решения вопроса о его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по избранной специальности.

Профессиональный психологический отбор является одним из компонентов профессионального отбора и находится в тесной связи с социальным, медицинским и образовательным отбором, отбором по физической подготовленности. В ходе психологического отбора проводится социально-психологическое изучение, используется комплекс психологических и психофизиологических методик, которые позволяют охарактеризовать некоторую совокупность свойств личности.

Данные психологического отбора дополняются сведениями о состоянии здоровья и физического развития, материалами, характеризующими морально-нравственные качества, уровень знаний, умений и навыков кандидата, данными, полученными в ходе общения с личностью, наблюдения за ней при проведении всех видов отбора. Весь этот комплекс мероприятий профотбора позволяет наиболее полно представить характеристику кандидата и понять особенности состояния профессионально важных качеств личности, изучаемых в ходе ППО, что дает возможность более точно спрогнозировать уровень профессиональной пригодности кандидата к данному виду деятельности. Таким подходом достигается всесторонняя оценка личности человека.

8. Принцип активности отбора.

Результаты психологического обследования при отборе следует использовать не только для прогнозирования профессиональной пригодности, но и для формирования и развития профессиональных способностей путем учета индивидуально-психологических особенностей личности в процессе воспитания, обучения, тренировки, профессиональной деятельности специалистов. Обобщенные данные о состоянии профессионально значимых психологических качеств личности определенной категории специалистов могут быть использованы для обоснования инженерно-психологических и психофизиологических требований к конструктивным и эксплуатационным характеристикам техники, к организации и условиям профессиональной деятельности специалистов.

9. Принцип динамичности, адаптивности критериев отбора.

Процедура психологического отбора должна предусматривать возможность изменения значений интегрального показателя профессиональной пригодности. Потребность в смещении критериев профпригодности в сторону их повышения или снижения периодически возникает в практике отбора в связи с меняющейся конъюнктурой набора в учебные заведения (т.е. показателями конкурса), степенью успешности прохождения других видов профессионального отбора, периодическим изменением профессиональных требований к специалистам ввиду развития техники, характером условий набора и т.д.

10. Принцип дифференцированного прогнозирования.

Результаты разработки методических приемов и критериев психологического отбора должны обеспечивать возможность оценки профессиональной пригодности к обучению и деятельности вначале к конкретному классу профессий, объединенных по принципу общности основных элементов структуры деятельности и определяемых ими свойств личности, а затем к отдельным специальностям этого класса (например, для отбора вообще на летные специальности, затем для отбора пилотов, штурманов, бортинженеров и, наконец, для отбора на одну из этих специальностей, но в транспортную или вертолетную авиацию). Кроме того, этот принцип означает, что по результатам психологического обследования при наличии дифференцированных критериев представляется возможным определить группу специальностей или конкретную специальность, к которой у кандидата имеется более выраженная профессиональная пригодность.

11. Принцип практичности отбора означает обоснование, разработку и проведение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной пригодности, которые были бы оправданы в отношении материальных и финансовых затрат на их осуществление, с одной стороны, и сопровождались бы положительным социальным результатом - другой. Практичность отбора определяется также оптимальными сроками психологического и психофизиологического обследования и временем, необходимым для вынесения соответствующих рекомендаций.

Таким образом, мероприятия по психологическому отбору должны быть неотъемлемой частью всей системы комплектования военно-учебных заведений, экономичными по материальным затратам на аппаратуру и подготовку кадров, приемлемыми по продолжительности обследования и выдаче заключений и т.д.

В настоящее время некоторые вопросы профессионального психологического отбора достаточно полно и глубоко разработаны, а проведение отбора для ряда профессий (пилоты, моряки и др.) продемонстрировало его высокую эффективность. Например, если до введения психологического отбора отсев курсантов из летных училищ в разных странах составлял 60-75 % от общего числа зачисленных на обучение, то проведение отбора позволило снизить показатель отчисления до 25-30 %. У курсантов с высокими показателями психологического отбора отмечается более успешное освоение программы летного обучения, снижение на 15-20 % количества вывозных и контрольных полетов, уменьшение в два раза количества ошибочных действий, чем у курсантов с более низкими показателями психологического отбора. Однако и сейчас еще остается много вопросов теоретического и практического характера, которые требуют дальнейших научных разработок. Это относится к изложенным принципам психологического отбора, для реализации которых в полном объеме надо обосновать комплекс организационно-методических рекомендаций, а также к ряду более частных, но не менее важных проблем.

1.3. Оценка нервно-психической устойчивости.

Оценка НПУ выносится по четырем уровням: высокая, хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная (нервно-психическая неустойчивость).

Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к четвертой категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях классов основных сходных воинских должностей, установленных Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

Гражданские лица и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профпригодности не могут быть направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в учебные части, на обучение в военно-учебные заведения, приняты на военную службу по контракту.

Они назначаются на воинские должности, согласно классов основных сходных воинских должностей, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности).

Заключения о профпригодности граждан и военнослужащих учитываются военными комиссарами, призывными, приемными и аттестационными комиссиями.

Результаты психологического обследования, заключения о профпригодности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответствующие разделы.

Заключение.

Таким образом, заключения о профессиональной пригодности граждан и воен­нослужащих, вынесенные на основании результатов профессионального психо­логического отбора, в настоящее время имеют уже не рекомендательный, а обя­зательный характер. В соответствии с руководящими документами заключения в профессиональной пригодности граждан и военнослужащих должны учиты­ваться:

  • военными комиссарами — при направлении граждан для подготовки по во­енно-учетным специальностям в общественных организациях;

  • призывными комиссиями — при принятии решений о направлении граждан для сдачи экзаменов в военно-учебные заведения;

  • приемными комиссиями военно-учебных заведений — при приеме граждан для обучения;

  • призывными комиссиями — при определении вида и рода войск Вооружен­ных сил, в которых граждане будут проходить военную службу;

  • комиссиями объединений, соединений и воинских частей по распределе­нию молодого пополнения — при назначении военнослужащих на воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами;

  • комиссиями военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, — при определении соответствия граж­дан установленным требованиям;

  • аттестационными комиссиями воинских частей — при определении соот­ветствия кандидатов из числа гражданских лиц и военнослужащих срочной службы требованиям, установленным для поступления на военную службу по контракту; • приемными комиссиями военных округов — при отборе кандидатов для по­ступления на учебу в военно-учебные заведения из числа офицеров.

И конечно же, результаты профессионального психологического отбора долж­ны учитываться командирами подразделений при организации боевой подготов­ки и воспитательной работы с личным составом.

Таким образом, мероприятия по профессиональному психологическому отбо­ру в настоящее время являются действенным средством не только повышения качества комплектования воинских частей и подразделений, но и повышения ка­чества боевой готовности Вооруженных сил.

Просмотров работы: 1734