Личность - это система социально значимых качеств конкретного индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения (внутриличностный конфликт). Понять личность - это, значит, понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена, другими словами разрешить ее внутриличностный конфликт.
Данная работа посвящена изучению одной из важнейших тем из курса конфликтологии - «Внутриличностный конфликт». Данная тема особенно актуальна, потому как категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями. Такие конфликты являют собой противостоянием двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.
Основной целью данной работы является изучение психологического аспекта внутриличностного конфликта. Изучение данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления таких конфликтов на практике. Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие внутриличностного конфликта и его показатели в современной конфликтологии;
изучить основные условия возникновения такого конфликта;
охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой);
проанализировать характер отношений конфликтующих сторон;
выяснить способы завершения внутриличностных конфликтов;
• обобщить полученный материал и отразить его в данной работе.Объектом изучения данной работы является внутриличностный конфликт, как один из основных психологических аспектов современной личности. Предметом исследования являются процессы, происходящие внутри личности при совершении такого конфликта и наступающие последствия.
1. Основные концепции внутриличностного конфликта.
В структуре общества как социальной системе базовой, элементарной, фундаментальной основой является человек. Поэтому отдельного индивида можно считать предельным субъектом конфликта. Отдельная личность образует одну из сторон конфликта. Помимо этого каждый из нас может самостоятельно генерировать конфликт. Вся жизнь любого нормального человека представляет собой непрекращающийся конфликт. Личность постоянно производит и воспроизводит конфликты в себе. Такая ситуация вполне естественна для психически здорового человека. Ситуация внутриличностной противоречивости не только естественна, но и необходима для развития личности, поскольку недовольство собой заставляет человека самосовершенствоваться, мобилизует его ресурсы.
Прежде чем определить понятие и основные характеристики внутриличностного конфликта, целесообразным представляется рассмотреть основные его научные концепции.
Первую попытку научного исследования внутриличностного конфликта предпринял в конце XIX в. австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа 3. Фрейд. Он раскрыл биосоциальный характер внутриличностного конфликта. По его мнению, существование человека связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями, желаниями человека и социально-культурными нормами общества. При этом под биологическими влечениями 3. Фрейд прежде всего имел в виду влечения сексуальные. Сущность внутриличностного конфликта состоит в противоречии между бессознательным и сознанием.
Такое видение внутриличностного конфликта развивали последователи 3. Фрейда неофрейдисты. Американский психолог и психиатр-психопатолог К. Хорни утверждала, что ответственность за возникновение внутриличностных конфликтов несет культура. Она отмечала, что тип, сфера и напряженность конфликтов во многом зависят от цивилизации, в которой живет человек. Если цивилизация стабильна и имеются прочные установленные традиции, тогда варианты выборов между желаниями и нормами общества ограничены, диапазон потенциальных конфликтов узок, хотя и в этих случаях в них нет недостатка. Если цивилизация находится в состоянии быстрого изменения, в ней сосуществуют противоречивые нормы и ценности. В таком случае выбор, который приходится делать человеку, весьма затруднителен.
Немецко-американский психолог К. Левин, разработавший концепцию личности, в основе которой находится заимствованное из физики понятие «поля», утверждал единство личности и ее окружения. Он трактовал внутриличностный конфликт как ситуацию, когда на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В таком случае возможны три типа конфликтной ситуации:
человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины;
человек находится между двумя примерно равными отрицательными силами;
человек находится между двумя разнонаправленными силами примерно равной величины.
Американский психолог и педагог К. Роджерс в рамках гуманистической психологии представил свое видение внутриличностного конфликта. По его мнению, фундаментальным компонентом структуры личности является «Я-концепция». В процессе взаимодействия личности с окружающей средой формируются ее представления о самой себе, образ собственного «Я». «Я-концепция» — это основа саморегуляции поведения человека. Однако зачастую она не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. В таком случае возникает внутриличностный конфликт как диссонанс между «Я - концепцией» и идеальным «Я».
Американский психолог А. Маслоу отмечал, что человеческая природа включает определенную иерархию потребностей. Потребности имеют генетическое происхождение. Многие люди не догадываются об их существовании. Однако их неудовлетворение приводит к эмоциональным расстройствам, внутриличностным конфликтам. К наиболее глубинным потребностям относятся физиологические потребности в воздухе, воде, пище, укрытии, сне и воспроизведении. За ними следуют потребности в безопасности и защите. Почувствовав себя в безопасности, человек стремится удовлетворить жажду любви, самоуважения и уважения со стороны окружающих, принадлежности к определенной социальной группе. Кроме основных потребностей существуют потребности высшего уровня — правда, порядок, справедливость, красота, единство, легкость достижения цели и самодостаточность. Здоровый индивид постоянно продвигается в направлении самоактуализации — реализации возможностей, способностей и талантов человека. Человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация присутствует у большинства людей, но реализованной бывает у меньшинства. Таким образом, по А. Маслоу, внутриличностный конфликт — это разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом.
Необходимость рассматривать человека как целостное существо, составляющее здоровую, гармоническую, нормальную личность, подчеркивал основоположник психологической школы логотерапии австрийский психолог и психиатр В. Франки. Его концепция придает особое значение «стремлению к смыслу» как главному фактору, мотивирующему поведение человека. Главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за этот смысл. Осуществить смысл жизни удается немногим. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума — чувства бесцельности и пустоты. Соответственно внутриличностный конфликт— это следствие экзистенциального вакуума. Внутриличностные конфликты выражаются в «ноогенных неврозах» — расстройствах внутренней структуры личности, вызванных отсутствием у человека смысла жизни. Для них характерны чувства тоски и бессмысленности существования. Необходимо убедить человека в том, что смысл есть во всем, даже в страданиях, а если личные неурядицы порой невозможно устранить, само отношение к ним может быть изменено.
Советский психолог академик А. Леонтьев исследовал внутриличностный конфликт в рамках своей теории о роли предметной деятельности в становлении личности. В его концепции содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Любой человек не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. У личности помимо ведущего мотива формируется множество других. В совокупности они образуют мотивационную сферу, которая всегда является многовершинной. Соответственно, внутриличностный конфликт, согласно А. Леонтьеву, представляется результатом противоречивого взаимодействия «вершин» мотивационной сферы, т.е. различных мотивов личности.
Обобщая изложенные концепции внутриличностного конфликта, можно выделить его основные характеристики. Во-первых, внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности. Во-вторых, сторонами внутриличностного конфликта выступают разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания. В-третьих, внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В-четвертых, любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями. И в-пятых, основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся: противоречивыми позициями сторон; противоположными мотивами, целями и интересами сторон; противоположными средствами достижения целей в данных условиях; отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.
Итак, внутриличностный конфликт — это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, выработать приоритеты поведения, основанные на них.
2. Виды внутриличностных конфликтов.
Конфликт, а внутриличностный особенно, сложное явление, трудно поддающееся классификации. Наиболее простая типология исходит из природы противоречий, лежащих в основе таких конфликтов. В этом случае внутри личностные конфликты можно разделить на две группы. Во-первых, это конфликт как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека. Во-вторых, это конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде. В первом случае речь идет о моральных и адаптационных конфликтах, во втором — о мотивационных и конфликтах неадекватной самооценки.
Имеются и другие основания для выделения видов внутриличностных конфликтов. Так, в учебнике под редакцией проф. В. Ратникова приводятся три типа внутриличностных (психологических) конфликтов, которые предложили зарубежные исследователи М.А. Робер и Ф. Тильман. Первый тип внутриличностного конфликта представляет собой конфликт потребностей. Потребности человека могут противостоять друг другу и побуждать его к различным действиям. Человек одновременно может желать противоречивых вещей, а это мешает действовать. Так возникает конфликт потребностей.
Второй тип внутриличностного конфликта — конфликт между потребностью и социальной нормой. Сильная потребность сталкивается с принудительным императивом (просьбой, приказом, советом). Независимо от выбора ситуация становится конфликтной. Примеры таких внутриличностных конфликтов раскрыты 3. Фрейдом. Согласно его концепции внутриличностный конфликт — это противоречие между Оно и Сверх-Я, где первое — сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению, а второе — моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью. И третий тип внутриличностного конфликта в данной классификации — это конфликт социальных норм. Такого рода конфликт возникает тогда, когда человек начинает испытывать равнозначное давление двух противоположных социальных норм.
Еще одна классификация внутриличностных конфликтов предложена известными отечественными конфликтологами А. Анцуповым и А. Шипиловым, которые использовали для этого язык переживания человеком трудной для него ситуации. Данная классификация опирается на теорию описания психики человека, разработанную 3. Фрейдом.
А. Шипилов выделил три основные структуры внутреннего мира личности, которые могут вступать в конфликт: мотивы, ценности и самооценку. Мотивы отражают стремления личности различного уровня — это потребности, интересы, желания и т.п. Мотивы выражаются понятием «хочу». Ценности, воплощая в себе общественные нормы, выступают как эталоны должного. Это ценности, принятые личностью, и те ценности, которые не принимаются. Однако в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Такие ценности выражаются понятием «надо». Третья структура — самооценка — оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка определяется как самоценность себя для себя. Она является выражением уровня притязания личности. Самооценка выражается понятиями «могу» или «не могу».
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.
Конфликт между «хочу» и «хочу» —мотивационный конфликт — столкновение мотивов, бессознательных стремлений. Сюда следует отнести концепции 3. Фрейда, К. Хорни, К. Левина.
Конфликт между «хочу» и «надо» —нравственный конфликт — столкновение долга и желания, моральных принципов и личных привязанностей, желаний и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему. Нравственный конфликт часто называют моральным или нормативным конфликтом.
Конфликт между «хочу» и «могу» —конфликт нереализованного
желания или комплекса неполноценности — столкновение между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями. Этот конфликт иногда трактуют как конфликт между позицией «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникать в результате физической невозможности человека осуществить это стремление.
Конфликт между «надо» и «надо» —ролевой конфликт, в котором выделяют: внутриролевой, как различное понимание личностью себя и своей роли, и межролевой, как невозможность соединять несколько ролей одним человеком. Интенсивность ролевого конфликта определяется степенью совместимости/несовместимости различных ожиданий; уровнем жесткости, с которой предъявляются эти требования; личностными характеристиками самого индивида, его отношением к ролевым ожиданиям.
Конфликт между «надо» и «могу» —адаптационный конфликт — нарушение равновесия между человеком и окружающей средой или нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как конфликт, возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой. В узком смысле — как конфликт, возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации.
6. Конфликт между «могу» и «могу» —конфликт неадекватнойсамооценки — столкновение между самооценкой, притязаниями и реальнымивозможностями. Здесь возможны варианты: низкая или высокая самооценка инизкий или высокий уровень притязаний. Его итогом может стать повышеннаятревожность, эмоциональное напряжение, срывы и т.п.
Результатом длительно сохранения любого из вышеописанных шести видов внутриличностных конфликтов или их совокупностей становится невротический конфликт. Он характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.
В конфликтологической литературе иногда выделяется еще один вид внутриличностного конфликта — когнитивный. В основе такого типа конфликтов несовместимые представления (когниции) личности. Согласно такому взгляду на внутриличностный конфликт человек стремится к непротиворечивости, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. Он начинает испытывать дискомфорт при возникновении рассогласования этих структур. Теория когнитивного диссонанса описывает ситуации, когда человек, имея этот внутренний дисбаланс наличия двух знаний, противоречащих друг другу, стремится уйти от него, восстановить свою целостность. Если при рассмотрении предыдущих типов конфликтов основное внимание направлено на процесс принятия решения, то в данном случае интересует в первую очередь то, что происходит в психике человека после этого.
Согласование идей осуществляется разными путями. Это может происходить путем изменения отношения к одной из когниции — «переделывание» прошлого, когда сегодняшние мысли изменяют воспоминания. Все те аргументы, которые были «за» и способствовали принятию решения, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления. Еще один вариант согласования идет через изменения одной из когниции. Одна из когниции или удаляется, или снижается ее значимость во внутриличностной структуре. Согласование может идти путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными составляющими. Возможен путь перестройки Я-концепции, т.е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниции в более широкий контекст. Кроме того, согласование может идти через создание защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора, или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний, или полное вытеснение самого поступка. В первом случае ответственность перекладывается на другого, личность представляет себя как орудие, техническое средство осуществления чужой воли. Во втором случае возможно оправдание усталостью, опьянением, сильным эмоциональным расстройством.
Внутриличностный конфликт — явление очень сложное. Тем не менее, предложенные варианты типологии таких конфликтов позволяют производить их более объемный анализ за счет совокупности всех предложенных выше аспектов.
3. Генезис и последствия внутриличностного конфликта.
Рассматривая причины внутриличностных конфликтов, следует выделить две группы условий: личностные и ситуативные.
Личностные условия связаны с возможностью осознания существующего противоречия. Возможны следующие варианты: во-первых, актуализация сложности внутреннего мира личности (при ее наличии); во-вторых, сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов; в-третьих, высокий уровень развития чувств и ценностей; в-четвертых, сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии. Конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира, а также актуализации этой сложности.
Ситуативные условия возникновения внутриличностных конфликтов можно разделить на внешние и внутренние. Внешние ситуативные условия — это борьба с природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества. Внутренние ситуативные условия — противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.
Говоря непосредственно о причинах внутриличностных конфликтов, следует отметить, что отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек — часть общества. Он не может выйти из целостной системы противоречивых общественных отношений. Эти отношения детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.
Профессор В. Ратников выделяет три вида причин внутриличностного конфликта:
внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;
внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе или организации;
внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.
Все эти виды причин конфликта взаимосвязаны. Сама их дифференциация достаточно условна.
Внутренние причины коренятся в противоречиях между различными мотивами личности. Это рассогласованность внутренней структуры личности. Чем сложнее внутренний мир человека, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных таких противоречий В. Ратников выделяет следующие:
противоречие между потребностью и социальной нормой;
противоречие мотивов, интересов и потребностей;
противоречие социальных ролей;
противоречие социальных ценностей и норм.
Чтобы эти противоречия переросли во внутриличностный конфликт, они должны приобрести глубокий личностный смысл. В противном случае человек не будет придавать им никакого значения. Причем различные стороны противоречий по силе воздействия на личность должны быть примерно равными. Иначе человек склонен выбирать из двух зол меньшее или из двух благ большее. В таком случае конфликт не разразится.
Второй вид причин внутриличностного конфликта — внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе или организации. На уровне социальной группы внутриличностная конфликтность связана с невозможность удовлетворения важных потребностей и мотивов, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности. Здесь возможны четыре вида ситуаций: 1) физические преграды, препятствующие удовлетворению основных потребностей; 2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности; 3) биологические ограничения; 4) социальные условия. Очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам. Внешние причины внутриличностного конфликта на уровне организации могут быть представлены целым рядом противоречий:
противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации;
противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда;
противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями;
4) противоречие между жестко поставленной задачей и плохопрописанными механизмами и средствами ее выполнения;
5) противоречие между производственными требованиями, нормами,традициями в организации и личными ценностями или потребностями;
6) противоречие между стремлением к творчеству, карьере,самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации;
противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности;
противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами.
Третий вид причин внутриличностного конфликта — внешние причины, обусловленные положением личности в обществе — связан с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни. Большой вклад в разработку данной проблемы внесла К. Хорни.
По мнению К. Хорни, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества и конкуренции, которые перерастают во враждебность личности не только по отношению к другим, но и к себе. Это проявляется в постоянном недовольстве собой, т.е. личность находится в постоянном конфликте сама с собой. В таком случае существует реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях рыночного либерализма. С одной стороны, успехом личности восхищаются почти независимо от того, какими средствами он достигнут. С другой, — общество продолжает рассматривать скромность и альтруизм как социальные и религиозные добродетели, одобрять эти качества. Для соперничества индивид должен иметь изрядную долю агрессивности. Вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование.
К. Хорни выделила три типа противоречий в рыночной культуре, которые приводят к внутриличностным конфликтам и даже к неврозам. Во-первых, это противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью — с другой. Во-вторых, противоречие между стимуляцией наших потребностей через рекламу и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения. В-третьих, противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями.
Известный американский психолог и философ Э. Фромм видел причины внутриличностных противоречий в конфликте между сущностью и существованием личности. Он утверждал, что современное западное общество — «больное общество». Его болезнь — всеобщая конкуренция и отчуждение, которые пронизывают все сферы и уровни общества, проникают даже в семейные отношения. Отчуждение поражает саму внутреннюю структуру личности, происходит самоотчуждение человека от своей сущности. Возникает конфликт между сущностью и существованием личности. Личность в таком обществе становится товаром. Главное состоит в умении «подать себя», продать себя подороже, чтобы на тебя был спрос. Личность ощущает себя одновременно и продавцом, и товаром. Э. Фромм подчеркивал, что удача на рынке бывает редко. Неудача же формирует у человека чувства беспомощности, несостоятельности. Это приводит к утрате независимости и самоидентичности личности. Позиция «Я есть то, что я делаю» сменяется позицией «Я таков, каким вы хотите меня видеть». Главным считается не «быть», а «иметь». Даже состоятельные люди живут в страхе потерять капитал, они также находятся в условиях постоянного внутриличностного конфликта.
Последствия внутриличностного конфликта могут быть какконструктивным, так и деструктивным. Конструктивные последствия внутриличностного конфликта — это один из механизмов гармонизации личностного развития. Он связан с максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на разрешение конфликта. В ходе развития внутриличностного конфликта идет усложнение психической жизни человека. Психика переходит на новый уровень функционирования. Конфликт способствует развитию моральных чувств, осознанию себя личностью. В результате разрешения конфликта закаляется характер человека, формируется его решительность, устойчивость поведения, стабильная направленность личности. Кроме того, внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки.
Внутриличностный конфликт носит деструктивный характер, когда личность не может найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. В таком случае отрицательные последствия развиваются в двух направлениях — в направлении ухудшения состояния самой конфликтующей личности и в направлении ухудшения взаимодействия этой личности с другими людьми в группе. В первом случае может наступить прекращение развития личности и даже начаться ее деградации. Возможно как снижение активности и эффективности деятельности, так и психическая и физиологическая дезорганизация личности. У человека, подверженного внутриличностному конфликту, возникает состояние сомнения, подавленности, тревожности, зависимости от других людей и обстоятельств, общая депрессия, появляется неуверенность в своих силах, чувства неполноценности и никчемности. Идет разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни. Внешним проявлением такого состояния может быть как покорность, так и агрессия.
Во втором случае отрицательные последствия, касающиеся взаимодействия с другими людьми в группе, реализуются в семье, школе, вузе, организации и т.д. Наступает деструкция существующих межличностных отношений. Личность неожиданно обосабливается в своей социальной группе, о чем может говорить молчание, отсутствие увлеченности, повышенная чувствительность к критике, критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства. Такая личность начинает неадекватно реагировать на поведение других, задает неожиданные, нелогичные вопросы, отвечает невпопад. У человека, подверженного внутриличностному конфликту, появляется жесткий формализм — буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими. К деструкции межличностных отношений ведет поиск виноватых — обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.
Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, наступают более тяжелые последствия. Их спектр довольно широк — от стресса и фрустрации до различных нервно-психических расстройств — неврозов. Появление неврозов означает, что внутриличностный конфликт перерос в невротический конфликт — высшую стадию развития внутриличностного конфликта. Возникает невротическая личность, характеризуемая внутренне противоречивыми тенденциями, которые невротик не способен ни разрешить, ни примирить.
Общее значение конфликтов в жизни личности таково, что во внутриличностном конфликте может измениться самая структура личности, ее отношения с другими. Таким образом, внутриличностный конфликт — это острая форма развития личности.
4. Разрешение внутриличностного конфликта и его профилактика.
Мы видели, что внутриличностный конфликт может привести к значительным отрицательным последствиям, грозящим как самому индивиду, так и окружающим. Под разрешением внутриличностного конфликта следует понимать восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства ее сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений. Как правило, преодоление такого конфликта приводит личность к достижению нового жизненного качества.
Каждый внутриличностный конфликт индивидуален, носит личностный характер. Поскольку все люди выходят из конфликтных ситуаций различным способом, единого рецепта отношения к внутриличностным конфликтам нет и быть не может. Однако важно отдавать себе отчет в собственных индивидуальных особенностях и выбрать свой стиль разрешения внутренних противоречий. На успешное, конструктивное разрешение внутриличностных конфликтов влияет ряд факторов.
Очень важным фактором преодоления внутриличностного конфликта представляется тип темперамента. Темперамент влияет на динамику решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, ритм протекания и интенсивность, направленность вовне или вовнутрь. Наиболее подвержены внутриличностному конфликту меланхолики. Меланхолик — человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, подавленности. Этот темперамент характеризуется повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств. Поэтому при разрешении внутриличностного конфликта меланхолик будет долго размышлять, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Напротив, холерик характеризуется быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике. Поэтому он склонен решать все быстро. Сангвиник характеризуется живостью, быстрой возбудимостью и легкой сменяемостью эмоций. Флегматик склонен к медлительности, спокойствию и внешним слабым проявлением чувств.
Значительное влияние оказывают и половозрастные особенности личности. С возрастом формируются типичные для каждого индивида формы разрешения. Кроме того, следует иметь в виду, что мужчины более рациональны, и с каждым новым внутренним конфликтом они увеличивают число средств разрешения ситуации. Женщины каждый раз переживают конфликт по-новому и ищут новые выходы из него. Следует знать, что способы разрешения внутриличностного конфликта, подходящие для мужчин, не всегда приемлемы для женщин.
Кроме того, к факторам конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов можно отнести глубинные мировоззренческие установки личности, ценности, содержание ее веры, опыт преодоления себя, развитость ее волевых качеств и социальное положение.
Разрешение или преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается действием механизмов психологической защиты. Для их подробного рассмотрения обратимся к книге отечественных психологов Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенникова «Механизмы психологической защиты».
Одним из наиболее простых механизмов такой защиты является отрицание. Данный механизм используется для сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия в соответствии с новыми обстоятельствами их игнорированием. Человек как бы не замечает возникшую проблему.
Следующий механизм — подавление. Он применяется для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия, страха, который грозит попаданием в зависимость от агрессора. Страх блокируется посредством забывания его источника и обстоятельств, связанных с ним. «Не помни об этом», — советуют психологи. К механизму подавления близок механизм изоляции. Это восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги. «Не чувствуй этого», — рекомендация для включения механизма изоляции. Близок к подавлению и механизм интроекции. В целом интроекция — это включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей. Применительно к внутреннему конфликту механизм интроекции следует понимать как присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.
Еще одним существенным механизмом психологической защиты выступает сублимация. Сублимация — это психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Это понятие введено 3. Фрейдом, рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (сексуального или агрессивного). В широком смысле под сублимацией понимается переключение активности индивида на более высокий уровень. Такими формами могут выступать различные виды творческой деятельности и многообразные увлечения. Применительно к внутреннему конфликту сублимация представляется трансформацией проблемы, переключением на другой вид деятельности или совершение привлекательных, общественно значимых поступков.
В преодолении внутреннего конфликта может помочь механизм регрессии. Регрессия — возвращение индивида к ранним детским формам поведения, переход на предшествующие уровни психического развития. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения. Это уход от реальности, возврат к той стадии развития личности, в которой переживалось чувство удовольствия. Когда в состоянии внутриличностного конфликта человек впадает в детство, плачет по поводу своих затруднений, то это глубоко функциональное поведение.
Если человек в ситуации внутриличностного конфликта пытается найти оправдание ситуации, найти правдоподобные причины для оправдания поступков, вызванных неприемлемыми чувствами и мотивами для того, чтобы обеспечить себе внутренний комфорт, включается механизм рационализации.
Не сложным представляется такой механизм психологической защиты, как проекция— осознанное или бессознательное перенесение собственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для личности, на внешние объекты. Он включается для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями. Человек перекладывает «вину» на внешний объект, являющийся источником трудностей, приписывает ему негативные качества и вместе с тем снимает ее с себя. Источнику трудностей приписываются различные негативные качества, что становится рациональной основой для его неприятия и самопринятия на этом фоне.
Существенным механизмом психологической защиты представляется замещение, которое может проявляться в двух формах: замещение объекта и замещение чувства. В первом случае речь идет о перенесении негативных чувств и действий с одного объекта, который их вызвал, на другой объект, не имеющий к ним отношения. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя.
Этот механизм включается, когда личность не может высказать свои мысли, проявить чувства или действовать по отношению к виновнику его обиды, страха или гнева по социальным или физическим причинам во избежание ответной агрессии или отвержения. Механизм замещения чувства характеризуется тем, что объект, вызвавший недовольство индивида, остается прежним, а чувство по отношению к нему меняется на противоположное.
Еще одним существенным механизмом психологической защиты может быть идентификация. Идентификация — процесс отождествления субъекта с другим лицом или группой, посредством которого он усваивает образцы поведения «значимых других», формирует свое сознание и принимает ту или иную роль. Данный механизм позволяет моделировать поведение другого лица, в результате чего у личности повышается самоценность, она способна справиться с беспокойством и чувством незащищенности. Идентификация обеспечивает взаимную связь между членами группы и формирует чувство уверенности в себе.
Очень часто человек в ситуации внутриличностного конфликта включает свое воображение, уходя от реальных проблем, связанных с разрешением ситуации. Это механизм фантазии (воображения). Воображение состоит в создании образов или способа поведения, которые заменяют реальную деятельность. Кроме того, это может быть создание образа желаемого будущего, в котором человек, находящийся в состоянии внутриличностного конфликта, хотел бы оказаться.
Следует назвать еще ряд механизмов психологической защиты в условиях внутриличностного конфликта. Аннулирование — это поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мыслей, вызвавших сильное беспокойство или чувство вины. Реактивное образование— выработка и подчеркивание в поведении противоположной установки. Обособление — отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий и действий. Обычно это позиция «авось пронесет», «будь что будет». Вытеснение — процесс, в результате которого не приемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания. Они переводятся в сферу бессознательного.
Следует иметь в виду, что механизмы защиты как средство адаптации и разрешения конфликтов могут при определенных условиях вызывать и противоположные состояния перманентного конфликта или дезадаптации.
Избежать внутриличностных конфликтов невозможно, но следует знать и использовать многообразные способы и условия их профилактики. Предупредить конфликт всегда легче, чем его разрешить. Остановимся на основных условиях предупреждения внутриличностных конфликтов. Среди них отечественные конфликтологи А. Анцупов и А. Шипилов выделяют следующие: наличие устойчивой системы ценностей и мотивов личности; адаптивность и гибкость; развитость волевых качеств; уточнение иерархии ролей; адекватность самооценки и др.
В предупреждении внутриличностного конфликта большое значение имеет формирование каждым человеком жизненных ценностей и следование им в своих делах и поступках. Важно не только сформировать их, но следовать им. Именно жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которым человек занят.
Тем не менее, следует понимать, что постоянство и верность жизненным ценностям в определенных условиях могут проявляться как консерватизм, неумение приспособиться к изменившимся условиям. Убедившись в несостоятельности привычного способа существования, человек находит в себе силы поломать его, тем самым находит выход из внутриличностного противоречия. Необходимо учиться реально оценивать ситуацию, быть гибким и адаптивным, а в случае необходимости уметь изменяться.
Не менее важна адекватность самооценки. Это предполагает соответствие собственной оценки человеком своего «Я» его действительному «Я». Как заниженная, так и завышенная самооценка связаны, как правило, с нежеланием или неумением признаться себе в чем-то. Кроме того, человек может оценивать себя адекватно, но желает, чтобы окружающие оценивали его. Такое рассогласование в любом случае приведет к внутриличностному конфликту.
Для профилактики внутриличностного конфликта необходимо постоянно уточнять и корректировать для себя иерархию социальных ролей. Стремление реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, а также учесть все пожелания окружающих, связанные с данной ролью, обязательно приведет к возникновению внутреннего конфликта.
Предупреждению внутриличностных конфликтов, несомненно, способствует развитие волевых качеств личности. Воля — это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов, и его реализацию. Воля представляет достигнутый уровень саморегуляции своей деятельности и поведения. Этот уровень предполагает способность принимать решение со знанием дела. Несомненно, воля должна сопровождать все виды жизнедеятельности человека. Именно с помощью воли человек может предупредить внутриличностный конфликт.
Можно назвать еще целый ряд советов, следование которым позволит если не избежать внутриличностных конфликтов, то, по крайней мере, свести их к минимуму:
Не беритесь за все сразу, а выберете приоритет решаемых задач.
Не будьте рабом своих желаний.
Не копите проблемы, которые требуют разрешения.
Не паникуйте, спокойно относитесь к превратностям судьбы.
Не следует лгать, поскольку ложь создает как внутриличностные проблемы, так и неприятные ситуации в общении, актуализирует чувство вины.
Стремитесь к высокому уровнк/личностной зрелости.
Уступайте в мелочах, но не превращайте это в систему.
Учитесь управлять собой, своим эмоциональным состоянием.
Важно помнить, что для сохранения своего внутреннего мира нужно принимать трудные жизненные ситуации как данность бытия. Именно трудности побуждают нас к активности, к работе над собой, самосовершенствованию.
Заключение.
По итогам проведенных исследований и изучений выбранной темы -«Внутриличностный конфликт» можно сделать некоторые выводы.
Внутриличностный конфликт- это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений.
Следует заметить, что внутриличностный конфликт довольно специфичен, и его специфические особенности состоят в следующем:
особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
специфичность форм протекания и проявления - такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями - страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
Типологии внутриличностных конфликтов довольно разнообразные, но основные виды - мотивационные, когнитивные и ролевые конфликты.
Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательные, которые связаны с применением механизмов и сознательные, которые состоят в следующем: переориентация изменение притязаний в отношении проблемного объекта; компромисс в пользу осуществления какого-либо варианта и его реализация и т.д..
В целом, общее значение конфликтов в жизни личности таково, что в психологическом внутриличностном конфликте может измениться сама структура личности, ее отношения, т.е. это острая форма развития личности.
Список использованных источников и литературы
Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 1969.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, Просвещение, 1968.
Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973.
Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., Просвещение, 1999.
Кузин B.C. Психология. - М.: Высшая школа, 2005.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2004.
Общая психология / под редакцией Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986.
Общая психология /под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова-М. : Просвещение, 1998.
Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М.: ИНФРА-М, 2005.