ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ, ГЕНЕЗИС И ПОСЛЕДСТВИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ, ГЕНЕЗИС И ПОСЛЕДСТВИЯ

Кондратьев А.М. 1, Шориков Е.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ, ГЕНЕЗИС И ПОСЛЕДСТВИЯ

Кондратьев А.М., Шориков Е.В.

Вольский военный институт материального обеспечения

Вольск, Россия

INTRAFFICIENT CONFLICT, GENESIS AND CONSEQUENCES

Kondratiev A.M., Shorikov E.V.

Volsk military institute of material support

Volsk, Russia

Введение.

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека.

Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам.

Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающий стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешение.

Понятие и сущность внутриличностного конфликта.

Внутриличностный конфликт– это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов).Личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя – внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека – это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.

Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна.

Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и самосовершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта.

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов:

Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939гг.)

Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце ХIХ в. основателем психоанализа – австрийским ученым Зигмундом Фрейдом. Согласно З. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена З. Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id) "Я" (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

Оно - это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.

"Я"- это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно "Я" приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

Сверх - Я – это "цензура" инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности. Основные требование противоречия личности складываются между Оно и Сверх - Я, которые регулирует и разрешает "Я". Если "Я" не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх – Я, то осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

Теория комплекса неполноценностиАльфреда Адлера(1870-1973гг.)

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутреннего мира, осознание изменчивости собственных желаний и притязаний, зачастую невозможности их реализации, колебания самооценки, борьба мотивов – все это является полем внутриличностных конфликтов.

Учение об экстраверсии и интроверсииКарла Юнга (1875-1961гг.)

К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге "Психологические типы" он дал типологию личности. К. Юнг типологию личности осуществляет по четырем основаниям (функции личности): мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях – экстраверсия и интроверсия.

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное – мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами.

«Я – концепция» КарлаРоджерса(1902-1987гг.)

Один из лидеров этого направления – американский психолог Карл Роджерс считал, фундаментальным компонентом структуры личности является «Я – концепция» - представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе «Я - концепции» происходит саморегуляция поведения человека.

Но «Я - концепция» часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между «Я – концепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию.

Теория потребностей Абрахама Маслоу (1908-1968гг.)

Согласно концепции внутриличностного конфликта Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:

  • физиологические потребности;

  • потребность в безопасности;

  • потребность в любви;

  • потребность в уважении;

  • потребность в актуализации.

Самая высшая потребность - в самоактуализации, то есть в реализации своих способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.

Теория А.Н. Леонтьева(1903 – 1979гг.)

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы, следует назвать А.Р.Лурию, В.Н. Мясищева, В.С. Мерлина. Но прежде всего мне хотелось бы обратить ваше внимание на деятельностный подход А. Н. Леонтьева, который в своей теории о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта.

Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности.

Структура личности – писал он, - представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий…. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной.

Противоречивое взаимодействие этих «вершин» мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт.

Внутриличностный конфликт - может быть предвестником межличностного или конфликтов более высокого уровня, а с другой стороны – внутриличностный конфликт нередко является спутником конфликтной ситуации.

Внутриличностный конфликт: понятие и характеристики.

Внутриличностный конфликт – это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться.

Можно сказать и по, другому:внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

Таким образом, можно выделить следующие характеристики внутриличностного конфликта:

  • внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

  • сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

  • внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими.

  • любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;

Основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:

  • противоречивыми позициями сторон;

  • противоположными мотивами, целями и интересами сторон;

  • противоположными средствами достижения целей в данных условиях;

  • отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.

Виды внутриличностных конфликтов.

Авторы работы «Психология индивида и группы» Робер М. А., Тильман Ф. Различают три типа внутриличностных (психологических) конфликтов.

  •  
    1. Конфликт потребностей.

Его основание заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.

  •  
    1. Конфликт между потребностью и социальной нормой.

Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной.

  •  
    1. Конфликт социальных норм.

Сущность этого конфликта заключается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм.В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.

Классификация на основе ценностно-мотивационной сферы личности.

Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности и выделили следующие виды внутриличностных конфликтов:

Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности.

Нравственный конфликт. Это конфликт между желанием и долгом.

Конфликт нереализованного желания.

Ролевой конфликт. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять в руки оружие и идти на войну убивать.

Адаптационный конфликт.Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими).

Конфликт неадекватной самооценки. Возникает из-за расхождений между претензиями личности и оценкой своих возможностей. Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.

Невротический конфликт. Результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта.

Генезис внутриличностного конфликта.

Многообразие отношения, - писал в этой связи А.Н. Леонтьев,- в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. Генезис внутриличностного конфликта можно разделить на три вида:

1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;

2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;

3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Внутренние причины

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

  • противоречие между потребностью и социальной нормой;

  • противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);

  • противоречие социальных ролей (и на производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);

  • противоречие социальных ролей и норм: как соединить христианскую ценность «не убий» и долг защиты отечества на поле боя.

Внешние причины

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены:

  • положением личности в группе;

  • положением личности в организации;

  • положением личности в обществе.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными.

  • Физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; недостаточный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется.

  • Отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);

  • Биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами);

  • Социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов).

На уровне организации внешние причины вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий как:

  • Противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации;

  • Противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда;

  • Противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения. (План любой ценой).

  • Противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой. (Постоянная работа в выходные, практика взяток и подношений, подхалимаж, привычка начальника приставать с ухаживаниями к подчиненным, систематические коллективные выпивки на работе и т. д. такого рода требования, обычаи и нормы могут быть не приемлемы их ценностям и потребностям).

  • Противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе

Для России в этой связи необходимо обратить внимание прежде всего на влияние рыночных отношений на возникновение и развитие внутриличностного конфликта.

Социальная среда и личность. Карен Хорни.

Большой вклад в разработку данной проблемы внесла Карен Хорни (1885 - 1952).Она показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества. Соперничество и индивидуализм , которые не только являются движущей силой экономики, но пронизывают всю нашу личную жизнь.

В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование. Такова реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях господства рыночного либерализма.

Конфликт между сущностью и существованием личности.

Эрих Фром (1900 – 1980гг.)

Известный американский психолог и философ Эрих Фром считавший современное западное общество, характеризующееся «рыночным характером», - «больным обществом». Основная болезнь его – всеобщая конкуренция и отчуждение, которые пронизывают все сферы и уровни «развитого капитализма». Они проникают даже в семью, где происходит борьба за власть, престиж и статус. Наконец, отчуждение поражает саму внутреннюю структуру личности.

Наиболее резко этот процесс самоотчуждения и разрушения личности обострился в наше время, когда рыночная ориентация начинает быстро прогрессировать и развивается новый рынок – «рынок личностей». Цена товара, в том числе и личности, зависит не от его качественной определенности, сущности, а от спроса на него.

Поэтому человек на «рынке личностей» вынужден действовать по принципу маркетинга – главное состоит в умении «подать себя» и подороже продать, главное чтобы на тебя был спрос, не важно кто ты на самом деле, по своей сущности – врач, ученый, маклер и т. д.

Поэтому личность в системе всеобщего господства рыночных отношений и отчуждения раздваивается. Она ощущает себя на этом сплошном рынке одновременно и продавцом и товаром. Человек рынка чувствует, что его ценность зависит не от его человеческих качеств, а от успеха на конкурентном рынке с постоянно меняющейся конъюнктурой. Поэтому он вынужден непрерывно бороться за успех, и любое препятствие на этом пути представляет серьезную угрозу для его внутреннего состояния и порождает внутриличностный конфликт. При этом удача бывает реже, чем неудача, а в случае неудачи у человека возникает чувство беспомощности, несостоятельности и неполноценности. Рынок таким образом попирает всякое чувство собственного достоинства и гордости.

Факторы социальной жизни и неврозы

Причиной увеличения внутриличностных конфликтов, большую роль сыграла быстрая переоценка ценностей. Целое поколение оказалось неспособным адаптироваться к рыночным ценностям. Оказалось, что идеалы которыми оно жило, никому не нужны, стали не актуальными. И эта ситуация не могла не вызвать чувства разочарования, апатии и никчемности.

Одна из наиболее уязвимых для неврозов категорий людей – бюджетники. И не мудрено, не каждый врач, учитель может без психической травмы сменить свою профессию, чтобы занять место продавца в рыночном ряду или дворника. Но заболеванию неврозом оказались подвержены не только представители бедных и нищих. Неврозы стали широко распространены и среди «новых русских», для которых бизнес – часто не только профессия, но и дело всей жизни. И если рушатся планы, наступает банкротство, теряются миллионы долларов, то и человек испытывает стресс.

Последствия внутриличностного конфликта.

Отрицательные последствия внутриличностного конфликта

Внутриличностные конфликты могут иметь положительные и отрицательные последствия. Они могут быть конструктивными (продуктивными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).

  • Прекращения развития личности, начало деградации;

  • Психическая и физиологическая дезогранизация личности;

  • Снижение активности и эффективности деятельности;

  • Состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;

  • Появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на внутриличностный конфликт;

  • Появление неуверенности в своих силах чувства неполноценности и никчемности;

  • Разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысле жизни.

Такими негативными последствиями могут также быть:

  • Деструкция существующих межличностных отношений;

  • Неожиданное обособление личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности, вообще все то, что в психологии получило название «отступление»;

  • Повышенная чувствительность к критике;

  • пугающая информация – критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства;

  • поиск виноватых – обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.

Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, таким как стресс, фрустрация и невроз.

Понятие "Стресс" было введено канадским физиологом Гансом Селье (1936г.) при описании адаптационного синдрома. Вначале стресс рассматривался только как негативное явление, но вскоре выяснилось, что в условиях стресса люди ведут себя по разному. У одних он порождает реакцию негативную, раздражительную, которую Ганс Селье назвал дистрессом , а других мобилизует, возбуждает, что было названо аустрессом. Г.Селье определил следующие стадии стресса как процесса:

1. Непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2. Максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);

3. Нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

  1. Стресс – состояние организма, его возникновение предполагает воздействие между организмом и средой;

  2. Стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

  3. Явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Фрустрация - (расстройство, разрушение планов) психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми объективными трудностями, возникающими на пути к достижению цели или разрушению задачи. Фрустрация – всегда тягостное переживание неудачи или неразрешимого противоречия. Его можно рассматривать как одну из форм психического стресса.

Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности.

По мнению русского философа Н.А. Бердяева,рефлектирующий и сомневающийся не может быть активным в мире, не может быть воином,- он весь погружен в ослабляющее его самораздвоение, он не уверен в той активной, творческой силе, который мог бы воздействовать на мир…Рефлексия, раздвоение и сомнение есть расслабленная приспособленность к дурной множественности мира необходимости. Состояние сомнения есть состояние не свободы, зависимости, подавленности.Длительные внутренние конфликты могут тормозить развитие личности.

Как считает психолог Л. И. Божович ,…человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, будет отличаться неуверенностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т. е. у него будут отсутствовать как раз те черты, которые как основополагающие входят в характеристику психологически зрелой личности.

Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда – и к потере смысла жизни. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении.

Особо следует остановиться на проблеме перерастания внутриличностного конфликта в невротический.

Невротический конфликт – каквысшая стадия развития внутриличностного конфликта может возникнуть в любом возрасте. Но в большинстве случаев он закладывается в детстве в условиях нарушения отношений с социальной микросредой и в первую очередь с родителями.

Выделяют три основные формы клинических неврозов:

Неврастения.Основные ее симптомы: повышенная раздражительность, слезливость, неустойчивость эмоций и настроения, которое часто является пониженным, депрессия, появляется страх, расстройство сна.

Истерия. Истерическиеформы невроза: двигательные расстройства, параличи, нарушение координации движений, расстройства речи.

Невроз навязчивых состояний. Этот невроз характеризуется появлением после тяжелой психотравмы различных по содержанию навязчивостей, особенно часто в виде фобий – навязчивых неадекватных переживаний страхов.

С появлением невротического конфликта и неврозов возникает и невротическая личность. Говоря об отличии невротической личности от нормального человека, К.Хорни пишет: В то время как нормальный человек способен способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное решение невозможным.

Позитивные последствия внутриличностного конфликта.

Внутриличностные конфликты могут иметь положительные и отрицательные последствия. Они могут быть конструктивными (продуктивными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).

Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильной направленности личности. В. С. Мерлин считал, что

психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в коренной перестройке личности.

Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности.

Если рассматривать положительные последствия внутриличностного конфликта более конкретно, то можно выделить следующие:

  • конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;

  • конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной самооценке;

  • внутриличностный конфликт закаляет волю и укрепляет психику человека;

  • конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;

  • преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее.

Методика предупреждения и разрешения внутриличностного конфликта в коллективах подразделений и службах.

Познание истинных причин, предпосылок и динамики развития конфликтов позволяют офицеру-руководителю правильно определиться в средствах, приемах и методике предупреждения и разрешения конфликтов в подчиненных подразделениях.

Работа по предупреждению и выявлению конфликтов начинается с их изучения.

Изучение и выявление конфликтов или конфликтных ситуаций, предшествующих конфликтам, ведется известными методами наблюдения, беседы (индивидуальные и групповые), интервью, социометрия и некоторые другие.

В ходе наблюдения необходимо обращать внимание на особенность некоторых солдат, на их претензии, оскорбительные выводы и т.д.

В ходе беседы, как правило, можно выявить причины и объем конфликта, цели, мотивы и слабости поведения в конфликтной ситуации и др. моменты.

Используя интервью, как метод изучения конфликтов, начальник службы привлекает интервьюера – человека, который задает вопросы, организует и направляет разговор с каждым отдельным человеком (с участниками и свидетелями конфликта) по заранее разработанному плану. Но этот метод на практике используется на практике весьма редко, особенно в практике начальников служб МТО.

Рассмотренные методы изучения конфликтов применяются в комплексе, дополняя и дублируя, друг друга.На основе изучения конфликтных ситуаций или конфликтов строится дальнейшая работа по предупреждению или разрешению конфликта.

Все зависит от того, когда стало известно о возникшем конфликте.

Эффективный путь положительного разрешения конфликта - педагогический.

Целенаправленная воспитательная работа, убеждающее воздействие на военнослужащего с помощью веских аргументов должны помочь ему рационально оценить противоречивую ситуацию и преодолеть ее. Именно только в результате выработки внутреннего убеждения к человеку приходит желание изменить свое поведение, с честью выйти из сложившейся ситуации.

Заключение.

1. Среди условий возникновения внутриличностного конфликта главным образом выделяют: личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности к самоанализу) и ситуативные (внешние: объективные препятствия, требования общества, окружающих; внутренние: противоречие между значимыми, приблизительно равной силы отношениями).

2. Переживание внутриличностного конфликта – особая форма активности личности, в которой осознается противоречие и происходит его разрешение на субъективном уровне.

3. Внутренние конфликты могут приводить как к конструктивным, так и деструктивным последствиям.

4. Внутриличностные конфликты дают нам возможность насладиться победой над самим собой, когда человек свое реальное «Я» хотя бы на немного приближает к своему к своему идеальному «Я».

5. Только глубокие теоретические знания, высокое педагогическое мастерство помогут начальнику службы успешно разрешить и предупредить, конфликты в починенных коллективах, используя весь арсенал принципов, методов и форм работы.

Список использованных источников

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 308-316с.

  2. Гришина Н.В. Психология конфликта – СПб.: Издательство "Питер", 2000.- 464с.

  3. Ратников В.П. Конфликтология. Учебник для вузов. М. 2001.

  4. Коваленко Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. М.: МОСУ, 2001.

Просмотров работы: 2653