Как известно, абсолютно у всего существует «две стороны монеты», и «Всемирная паутина» не является исключением. Если говорить о её достоинствах, которых тоже немало, можно привести достаточное количество примеров. Нынешним школьникам и студентам, например, больше не приходится в выходной занимать очередь в библиотеку за час до её открытия, чтобы собрать материалы для сочинения или доклада. Сейчас достаточно лишь отобрать из огромного количества этого материала стоящий и распечатать, не выходя из дома. Помимо этого, вместо похода в кинотеатр можно легко найти фильм на просторах Интернета, посмотреть на сайтах магазинов интересующий товар и даже заказать с доставкой на дом. И это лишь малая часть тех преимуществ, которые даёт глобальная сеть - Интернет. Если бы люди использовали его только по необходимости, может быть, недостатков наблюдалось бы гораздо меньше, а жертв Интернета «с головой» погруженных в компьютеры, телефоны и планшеты не было бы вовсе.
Итак, что же за термин «Интернет-зависимость», откуда он взялся, и почему людям, предпочитающим общаться в сети или играть в on-line игры, учёные в
-1-
последнее время всё чаще ставят диагноз: «Психическое расстройство», а самое важное, почему этому заболеванию подвержено огромное количество младших школьников и подростков? К сожалению, сейчас Интернет-зависимость стоит на одной ступени с пристрастием к сигаретам, алкоголю и наркотикам, психотропным веществам, и даже неизвестно, что из этого перечня заболеваний сложнее вылечить у нынешних подростков.
Я думаю, следует начать именно с психологических особенностей школьников в младшем и подростковом возрасте, а именно, чем обусловлен их сверхмерный интерес к возможности абстрагироваться от окружающего мира и раствориться в просторах Интернета. Дети и подростки – люди, особенно чутко реагирующие на всё их окружение и сильно переживающие из-за любых неудач. В младшем школьном возрасте вдруг возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Он как будто утрачивает детскую наивность и непосредственность, начинает манерничать, паясничать, кривляться – это и есть первый кризис в его жизни. Примерно в этом возрасте он начинает осознавать свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний. Ребенок, в первую очередь, начинает упорно показывать своё «Я». Дети этого возраста особенно любопытны, всё новое привлекает их на подсознательном уровне. И поиск информации в Интернете, просмотр мультфильмов, комиксов и картинок, игры on-line, множество красочных развлекательных порталов для детей в сети – всё это становится почти навязчивым состоянием. Яркость страниц в Интернете в большей степени привлекает внимание детей, особенно, если на фоновом рисунке сайта изображены любимые супер-герои или принцессы. Несомненно, рассматривать эти виртуальные образы значительно интереснее, чем просто играть с куклами или солдатиками. Из-за огромного количества ссылок на
-2-
излюбленных героев мультфильмов ребенку становится трудно оторваться от гаджета, но очень легко забыть про уроки, поручения родителей, друзей. Нежелание выполнять домашнюю работу, а вместо этого погрузиться в виртуальную реальность на длительное время, кажется намного привлекательнее. («Почему я должен делать то, что мне не нравится?»).
Таким образом, смена деятельности с «игры» на «учение», первый кризис ребенка – именно эти события кардинально меняют его мировоззрение. Интернет становится для него неким спасательным кругом от обязанностей в школе и дома. Там ему не нужно учить стихотворения, решать примеры или мыть посуду, а он может отстраниться от всего этого и насладиться именно тем, что ему интересно.
Если социальные установки и причины погрузиться в виртуальную реальность младших школьников в большинстве случаев незаурядны, то с подростками всё намного сложнее.
Подросток, первую очередь, – это человек, не только переживающий один из первых серьезных кризисов в его жизни, связанных с формированием личности в обществе, но и человек, ищущий ответы у себя в душе на вопросы: «Кто я...? Зачем я…? Почему именно я…?» Следовательно, в пубертатный период от того, как протекает социальная ориентация, зависит очень многое в формировании установок человека.
Я думаю, будет нелишним расписать хорошо известные аспекты взросления, чтобы понять, почему именно подростки проводят большую часть своего времени в Интернете.
Идентификация. Подростки стараются найти своё место в социуме, начинают
-3-
задаваться вопросами, относительно своего «Я». Ответить на них не всегда получается ни им, ни их окружению, и зачастую они стараются найти простые истины на просторах киберпространства.
Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он начинает искать друзей, старается влиться в компанию, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Всё это является неотъемлемой частью становления личности. Именно Интернет предоставляет подростку неисчислимое количество людей, групп, объединенных по определенным интересам и ценностям. Эта принадлежность очень значима, так как подросток перестает чувствовать себя одиноким, и ему, в то же время, абсолютно неважно, что это происходит в виртуальном мире.
Сепарация от родителей и семьи. Поиски своего места в жизни, выстраивание отношений с другими людьми провоцируют желание отделиться от родителей. Именно в этот период характерны такие высказывания от подростков: «Я уже взрослый», «Я могу делать всё, что захочу». Отказ родителей воспринимается ими критично, и всё это сопровождается ссорами, руганью, и иногда даже неадекватным поведением. «Чувство взрослости» как важнейшее новообразование характеризует этот период, но подростки материально, психологически зависят от родителей.
Замкнутость и новые увлечения. Этот период обычно больше всего беспокоит родителей тем, что ребенок или полностью замыкается в себе, не выходит из дома, сутки напролет проводит за компьютером, или связывается с дурными компаниями, заявляет, что хочет «проколоть нос» или «покрасить волосы в фиолетовый». Родители не знают, как реагировать на такое поведение. А подросток либо полностью отстраняется от материального пространства и
-4-
заводит друзей в Интернете, потому что «здесь его никто не понимает», либо, считая себя слишком взрослым, старается подобным вызывающим поведением выразить свою независимость от родителей и выделиться в обществе.
Таким образом, формирование у подростка Интернет - зависимости связано со следующими личностными особенностями: склонность к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, эмоциональной отчужденностью и так далее.
Итак, мы выявили причины, вызывающие чрезмерное проведение времени в локальных сетях младших школьников и подростков. И теперь самое время задаться вопросами: «А что же здесь плохого? Чем грозит такая зависимость? И на что может «нарваться» ребенок или подросток на просторах Интернета?»
Интернет – зависимость, несомненно, - это разновидность психологической зависимости. Проявляется она в желании подключиться к Интернету, проводить в нём как можно больше времени: общаться в социальных сетях, играть, смотреть фильмы и так далее. При этом утрачиваются как социальные ценности, так и материальные.
Что касается физического состояния детей и подростков, любящих часами не вылезать из «Всемирной паутины», то здесь можно выделить следующие последствия времяпрепровождения в Интернете: теряется чувство реального времени, ухудшается зрение, появляется быстрая утомляемость, боли в спине, нарушается цикл сна/бодрствования, сильно снижается общая физическая активность. И, соответственно, так как общение в сети и игры по значимости стоят на ступень выше домашнего задания, то снижается успеваемость в школе детей и подростков, появляются проблемы со многими учебными предметами.
А вот душевное состояние пострадает намного сильнее физического. Наверное, нет смысла приводить примеры исследований, опросов, различных статистик и
-5-
так далее, потому что конкретный пример Интернет - зависимости детей и подростков и его анализ будет намного интереснее и поучительнее всем читателям вообще и будущим учителям, в частности.
Я сама, будучи подростком с «кучей амбиций», нежеланием делиться своими переживаниями ни с родителями, ни с друзьями, в очередной раз, «зависая» в Интернете, наткнулась на одну On-line игру, увидела красочных персонажей, скачала и начала играть. Даже и не знаю, что больше меня в ней привлекало: то ли красивая графика, то ли эффект соперничества (там нужно было сражаться магическими героями между собой), то ли наличие чата для общения с такими же замкнутыми в реальной жизни подростками. Сначала я играла вечерами, после школы, выполнения домашней работы и обязанностей по дому, на каникулах, а потом чаще и чаще. На самом деле, начиналось всё вполне безобидно: зашла на пару часов свободного времени, поиграла, пообщалась - и всё. А вот потом, чем чаще я погружалась в «волшебный мир эльфов и гномов», вникала в суть игры, тем больше мне хотелось находиться за компьютером. И со временем началась так называемая «ломка», как у настоящих наркоманов. Практически всё время, даже на уроках, я мечтала, как прибегу домой, сяду за компьютер и сразу окунусь в виртуальную реальность, которая, почему-то, казалась мне намного интереснее и привлекательнее моей реальной жизни. Потом, чтобы освободить больше времени для игры, перестала делать домашнее задание по некоторым предметам, вовсе гулять на улице. Даже летом практически не выходила из комнаты, на все предложения подруг прогуляться отвечала: «Не получится, у меня в игре важные дела». Как говорится, дальше - больше. Точно так же, как и любые современные игры, моя тоже открывала мир новых возможностей при одном условии: положишь деньги и будешь «Всемогущим». Естественно, больших денег у меня не было, и сначала я клала по сто рублей, которые давали родители, потом вовсе перестала обедать в школе, чтобы отложить деньги на игру. А в итоге – не тратила ни копейки, и
-6-
даже деньги, подаренные мне на День рождения родственниками, сразу же отправлялись на счёт игрового портала. Там у меня было всё: «крутой» персонаж, много-много виртуальных друзей, и я видела в этом своё счастье. В конце концов, я могла просидеть в игре до утра, начинались большие скандалы с родителями, я, что ни на есть, «скатилась» в учёбе, в совокупности к этому у меня появились сильные боли в спине, и упало зрение.
Таким образом, анализируя мой пример, можно сделать следующий вывод: и дети, и подростки, которые не могут реализовать свои потребности в жизни, которым не хватает общения и поддержки, замыкаются и стараются решить свои проблемы на просторах социальных сетей, игр, чатов. Виртуальная реальность кажется им единственной отдушиной в этом жестоком мире, где их никто не понимает. Все попытки достучаться до них тщетны, а сами «наркоманы сети» даже не осознают, что губят себя и отдаляются от родных и близких.
В заключение нужно отметить, что, наверное, это не самое страшное, к чему может привести данное психологическое расстройство. В последнее время в заголовках статей всё чаще можно прочесть о смерти подростков и детей из-за Интернет-зависимости.
Примерами могут служить и случаи самоубийства из-за запрета родителей сидеть за компьютером, и гибель в результате проведения за монитором недель без еды и воды. Подобного в последнее время огромное количество – и это очень пугает. Но ко всему этому нельзя не отметить набравшее в последнее время немыслимую популярность среди детей и подростков движение под названием «Синий кит», сформировавшееся в России и уже вышедшее за её пределы. Суть сообществ в социальных сетях с данным названием следующая: пропаганда эстетики смерти и подталкивание своих участников к суициду. Согласно правилам «игры», ребенок или подросток должен выполнить
-7-
пятьдесят заданий, на протяжении которых потенциальный убийца внушает «игроку», что тот одинок, зря существует в этом бренном мире и так далее. А последнее, пятидесятое задание – суицид. Зафиксировано огромное количество подростковых смертей. И на просторах Интернета подобных «групп смерти» еще очень-очень много.
Я думаю, можно подвести итог вышесказанного и выделить следующее:
Проблема Интернет-зависимости младших школьников и подростков поднята на мировом уровне. Психологи всех стран и континентов дают множество советов и профилактик лечения подобного рода психологического расстройства. Я думаю, что детям родители обязаны запрещать часами сидеть на просторах локальной сети, а с подростками стараться как можно больше общаться, не давать им замкнуться в себе и «с головой уйти» в бездну виртуального мира. Ведь неизвестно, с чем они могут там столкнуться, а последствия, увы, бывают весьма печальны и необратимы.
-8-