ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ПСИХОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ.

Кисельман В.С. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все мы знаем, насколько положительно оказывают влияние физические упражнения на здоровье человека. Физические нагрузки благотворно способствуют снижению веса, нормализации пульса и давления, являются важным условием здоровья, силы, выносливости человека. Физические упражнения укрепляют кости, связки, мышцы, которые становятся более крепкими, устойчивыми к нагрузкам и травмам.Занятия спортом обычно рассматривается как средство физического совершенствования человека, однако ученые заметили, что физическая нагрузка влияет и на психические функции человека. А, системная направленность, интенсивность и длительность выполняемой физической нагрузки можно корректировать психические процессы, состояния и свойства организма. Воздействие физических нагрузок на состояние центральной нервной системы огромно. По прежнему актуальна формула «В здоровом теле — здоровый дух», которая служит на благо человечеству в течение долгого времени. Движение является физиологической потребностью человека. Потребность в движении заложена в его генетической программе. Определенные упражнения обладают способностью вызывать специфические психические состояния, снижать психоэмоциональное напряжение, улучшать настроение, повышать умственную работоспособность [3]. При занятии спортом происходит стимулирование кровообращения и более глубокое дыхание содействуют лучшему снабжению мозга кровью и кислородом. Также повышает способность человека сосредоточиться. Физические упражнения постепенно снимают нервное напряжение, в связи с чем, мы испытываем радость: у нас ничего не болит, нет никаких недомоганий, все органы функционируют нормально. Это чувство радости, в свою очередь, создает хорошее настроение. Рассмотрим влияние физических нагрузок на психическую, а не физическую сферу. Однако известно, что эти понятия неотделимы, тем более, что физические нагрузки оказывают не избирательное, а целостное воздействие на организм занимающегося. Органической основой взаимосвязи этих сфер является единство физического и духовного развития человека. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль поведения) [4]. В момент тренировок человек учится контролировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний. При самоконтроле и саморегуляции двигательных действий принимают участие практически все интеллектуальные процессы. Это связано, во-первых, с тем, что физические упражнения ставят перед человеком множество разнообразных проблем (планирование, контроль, выбор стратегии), а, следовательно, побуждает человека приобретать опыт их решения. К тому же, следует сказать о влиянии более глубокого и сложного характера, базирующегося на взаимосвязях психомоторного и интеллектуального развития, когда целенаправленные воздействия на двигательную сферу человека вызывают соотносительные (корреляционные) изменения в его интеллектуальной сфере. В. И. Сиваков считает: если не вмешиваться в процесс коррекции интрапунитивности, то это может привести личность к асоциальным, депривационным процессам. Упражнения, связанные с ловкостью и выносливостью, способствуют снижению агрессивности, а с проявлениями гибкости, силы и выносливости – уровню тревожности. Исследования эмоционального состояния занимающихся физической культурой показали, что чувство радости, азарта, удовлетворения чаще испытывают от занятий спортивными и подвижными играми. В то же время у занимающихся боевыми искусствами отсутствует восприятие духовной стороны движений, а проявляются: агрессивность, ярость, жестокость, гордость. В то время как расслабление, отсутствие агрессивности, злости, жестокости возникает во время занятий хореографией. Г.Е..Ступина провела исследование эмоциональных сфер физически подготовленных и неподготовленных людей. Сравнительный анализ показателей физического и психического состояния позволил выявить то, что высокий уровень агрессивности, фрустрации и ригидности зависит от уровня физической подготовленности. Следовательно, при повышении уровня развития двигательных качеств с помощью целенаправленных физических упражнений можно способствовать снижению уровня агрессивности, фрустрации и ригидности, что в дальнейшем будет способствовать формированию гармонично развитой личности.Как известно, под действием специальных физических нагрузок в организме возникает истощение энергетических резервов и соответствующее падение трудоспособности. В период отдыха израсходованные биохимические и физиологические потенциалы восстанавливаются, трудоспособность повышается на первых порах к исходному уровню, а потом — и выше (эффект надвосстановления). Если к этому времени не будет очередной физической погрузки, то трудоспособность возвращается к исходному уровню, а при продолжительном перерыве опускается ниже него. Происходит детренированность организма. Тем не менее, как показывают последние исследования ученых, отдых на протяжении нескольких дней или уменьшенный объем нагрузок не только не снижают уровень мышечной деятельности, но могут даже повысить его. В то же время в определенный момент уменьшение объема активности или полнейшая бездеятельность могут привести к снижению физиологической функции и физической подготовленности [5].

Всем мы знаем, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.

Стоит отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Таким образом, серьезные проблемы со здоровьем приводят и к нарушению психологического здоровья, эмоционального состояния, отношений с окружающими, изменению системы ценностей. В этом случае говорят о связи психики и соматики (тела). Регулярное занятие спортом также оказывает большое влияние на профилактику развития психосоматических заболеваний. Влияние спорта распространяется не только на физиологическое и психологическое здоровье, но и является одним из факторов, формирующим характер и способствующим становлению полноценной личности. Уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, целеустремленность – это те качества, которые мечтает развить в себе каждый человек и развить которые помогает спорт. Даже тренировки любительского уровня способны повлиять на наше состояние, характер и личность [6]. Учеными и врачами давно доказано, что физические упражнения оказывают положительное влияние на психику людей, особенно в состоянии депрессии. Однако многие всегда существует повод избегать физической нагрузки (усталость, смущение, отсутствие мотивации, времени и др.). Особенно, если человек находится в состоянии депрессии, его собственное уважение к себе понижено, он чувствует себя безнадежным.

Мужчины еще более склонны к занятиям спортом, чем женщины, у них более развит дух соперничества, они более амбициозны, устойчивы к стрессу. По этому всегда стоит учитывать, что подбор программы физической нагрузки должен быть реалистичен, с учетом индивидуальных особенностей личности. Большим плюсом может являться то, что в случае если упражнения будут проходить на улице, это будет являться стимулом выйти из дома. Из всех видов физических нагрузок аэробной направленности, которые повышают психическое здоровье, бег является наиболее популярным. Бег — естественное, практическое, не требующее больших затрат дополнение к традиционным методам психотерапии. В одном из исследований было установлено, что использование бега для лечения депрессии оказалось в 4 раза дешевле, чем применение традиционных вербальных методов психотерапии [1].

Процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивных тренировок предполагает воспитание и развитие не только определенных умений и на­вы­ков, физических качеств, но и пси­хи­чес­ких процессов, черт и свойств личности человека. У занимающегося физической культурой человека формируется способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса. Физическая культура используется для оптимизации работоспособности, профилактики нервно-эмоционального и психофизического утомления. На занятиях по физическому воспитанию оказывается прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств учащихся. В процессе занятий непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения. Простое решение двигательной задачи: как сделать движение правильно, быстро, точно, как исправить допущенную ошибку – представляет собой цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения [2]. Учитывая всё выше сказанное, мы можем смело утверждать, что занятия физическими упражнениями не только повышают функциональные возможности организма, уровень физической подготовленности человека, но помогают и в развитии психических свойств личности, и в формировании социально значимых качеств.

Список использованной литературы

1.Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.- 2010. - 43 - с.

2.Ильина Н. Л. Отношение к физическому здоровью современных студентов // Психология здоровья: новое научное направление: материалы круглого стола с международным участием. - СПб., 2009. – 352 c

3.Уэнберг Р. С.Основы психологии спорта и физической культуры / Гоулд. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 229-с.

4.Черепкова Н.В., Хлюстова И.А. Влияние спорта на психику человека. Сборник статей. Ставропольский государственный университет.2008. [Электронный ресурс] Режим доступа. http//URL: Kostin072008@yandex.ru.

5. Влияние занятий физической культурой на психическое развитие человека[Электронный ресурс] Режим доступа.http://bukvi.ru

6. Влияние спорта на психологическое здоровье и личность человека [Электронный ресурс] Режим доступа http://stcmp.ru

Просмотров работы: 2464