ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ IT-СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ IT-СРЕДЫ

Жукова А.В. 1, Афанасьев Н.Н. 2
1ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева»
2ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Россия, Орел
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время информационные технологии (ИТ) – одна из наиболее быстро развивающихся сфер экономики. Траектория происходящих в ней изменений открывают новые и, на первый взгляд, фантастические возможности и в других областях – например, в технологиях, транспортировке, управлении людьми и ресурсами, маркетинге и образовании.

В процессе НИР и научно-производственной практики в учреждениях СПО, нами велась интенсивная работа по информационно-методическому обеспечению занятий по дисциплине «Экономика организации (предприятия)», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет в страховых организациях». За этот период времени были проанализированы, разработаны и активно используются различные виды дидактических материалов для студентов: электронные варианты рабочей тетради, электронные варианты лекций, рекомендации по созданию и оформлению презентаций; и методических материалов для преподавателей: презентации к урокам, тесты для контроля знаний, рекомендации по оценке презентаций, методические рекомендации по проведению уроков-соревнований, план создания проекта по программе Intel.

Рисунок 1 – Скриншот презентации учебного плана ООП, экономические дисциплины

Работа над информационно-методическим сопровождением данных дисциплин помогла систематизировать все накопившиеся за время педагогической деятельности профессионального учреждения материалы и проводить различные виды занятий: уроки-презентации. Основу такого урока составляет лекция, представляемая в слайдах, что помогает легче воспринимать обучающимися изучаемый материал. Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий. При проведении данных занятий активно используется не только мультимедийная установка для объяснения нового материала с помощью презентаций, но и используются компьютеры для закрепления или контроля знаний. Кроме того, студентам предлагается самим разработать и создать презентации по отдельным темам. Наиболее эффективно это задание для студентов часто пропускающих занятия, т.к. им необходимо найти и изучить пропущенный материал, а затем отразить основные, с его точки зрения, моменты в презентации. Урок-метод проектов. Смысл этого вида урока заключается в самостоятельном освоении обучающимися учебного материала и создании проекта по программе Intel. Проект позволяет преодолеть разрыв между образованием и жизнью и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской работой. Однако, на наш взгляд, таких видов уроков по данной дисциплине, проводить много, не эффективно, потому что предмет имеет практическую направленность.

Таким образом, электронные дидактические ресурсы для студентов и электронные методические материалы для преподавателей способствуют формированию их информационной культуры и эффективности образовательного процесса.

Проводимое исследование направленно на проверку эффективности применения компьютерных технологий в профессиональном учреждении, поэтому требуется создать экспериментальную среду. Эта работа состояла в том, чтобы самостоятельно провести занятия по усвоению обучающимися дисциплины «Менеджмент» по разработанной нами учебно-методической разработке.

Экспериментальная работа проводилась со студентами второго курса БПОУ ОО «Орловский автодорожный техникум». Количество обучающихся, принимавших участие в тестировании – 25 человек, количество вопросов в тесте – 30. Для частоты эксперимента были выбраны учащиеся, у которых уровень подготовки по данной дисциплине примерно практически одинаков.

В качестве исследовательской работы для оценки эффективности использования методической разработки по дисциплине «Менеджмент» сначала было проведено тестирование на бумажном носителе после окончания классического материала (контрольная группа). Затем было проведено тестирование после окончания материала по нашей методической разработке (экспериментальная группа).

Степень (уровень) сформированности компетенций на этапе изучения дисциплины «Менеджмент» оценивается по следующим критериям: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный. Показателями критериев являются результаты обучения по дисциплине (дескрипторы), представленные в таблице 3. Инструментарий, этапы измерения показателей и критериев компетенции представлены в таблицах 4-5. Тестовые задания (Приложение А).

Контролируемые результаты обучения: ПК 1.1., ПК 1.2., ПК 1.3., ПК 1.9., ПК 1.10.

Этапы контроля: раздел 1, раздел 2, раздел 3, раздел 4.

Время на выполнение: 20 минут.

Форма проведения контроля: письменный, индивидуальный, текущий и промежуточный контроль.

Таблица 1 – Критерии и показатели оценки сформированности компетенции при изучении дисциплины «Менеджмент»

Критерии

сформированности

компетенции

Показатели

критерии –

контролируемые

результаты обучения

Способы оценки

Этапы

контроля

Средства оценки

Мотивационно-ценностный критерий

ПК 1.1.

3, 4, зачет

1, 2

Когнитивный критерий

ПК 1.3.

1, 2, 3, 4

1

Операционно-деятельностный критерий

ПК 1.9.

4

1

3, 4, 5

1, 2

Интегральная оценка

ПК 1.10.

Зачет

2

Метод оценивания: автоматизированный

Критерии оценки результатов выполнения: менее 50 % правильных ответов – неудовлетворительно, менее 65% – удовлетворительно, менее 75 % хорошо, 75 % и более – отлично.

В результате были получены данные, приведённые в таблицах 2-3.

Таблица 2 – Результаты тестирования контрольной группы при изучении дисциплины «Менеджмент»

Контрольная группа

Верных ответов, %

Время,

мин.

Количество

правильных ответов

01

90

35

27

02

76,7

39

23

03

53,3

22

16

04

56,7

23

17

05

90

27

27

06

53,3

30

16

07

73,3

33

22

08

86,7

40

26

09

83,3

40

25

10

50

27

15

11

60

26

18

12

70

34

21

13

96,7

37

29

14

36,7

20

11

1

2

3

4

15

66,7

29

20

16

76,7

40

23

17

86,7

38

26

18

80

34

24

19

56,7

24

17

20

66,7

37

23

21

100

35

30

22

100

37

30

23

50

32

15

24

76,7

34

23

25

86,7

34

26

Таблица 3 – Результаты тестирования экспериментальной группы при изучении дисциплины «Менеджмент»

Использовалась наша методическая разработка

П№

Верных ответов, %

Время,

мин.

Количество правильных

ответов

01

86,7

29

26

02

80

35

24

03

66,7

27

20

04

66,7

25

20

05

83,3

30

25

06

73,3

30

22

07

80

32

24

08

86,7

35

26

09

93,3

33

28

10

80

30

24

11

66,7

25

20

12

83,3

33

25

13

96,7

30

29

14

50

24

15

15

73,3

31

22

16

86,7

38

26

17

93,3

38

28

18

90

35

27

19

66,7

22

20

20

83,3

35

25

21

100

31

30

22

100

35

30

23

66,7

35

20

1

2

3

4

24

76,7

34

23

25

83,3

30

25

В результате были получены данные, приведённые на рисунках 3-4.

Рисунок 2 – Результаты тестирования контрольной группы

при изучении дисциплины «Менеджмент»

Рисунок 3 – Результаты тестирования экспериментальной группы при изучении дисциплины «Менеджмент»

На ниже представленных рисунках 4–5 можно увидеть результаты сравнения между группами.

Рисунок 4 – Сравнение верных ответов при изучении дисциплины «Менеджмент»

Рисунок 5 – Сравнение времени выполнения при изучении дисциплины «Менеджмент»

На представленных диаграммах видно, что во второй группе результаты тестирования выше (результаты комплексного изучения экономической дисциплины «Маркетинг»).

Для установления достоверности полученных данных использовался t-критерий Стьюдента. В случае связанных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t-критерия Стьюдента. Вычисление значения t осуществляется по формулам (1 – 3):

где – среднее этих разностей,

– разности между соответствующими значениями переменной и .

Подсчёт числа степеней свободы осуществляется по формуле (4):

Далее необходимо сравнить полученное значение с теоретическим значением t-распределения Стьюдента. Если то гипотеза принимается, в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.

Рассмотрим статистическую обработку результатов тестирования учащихся по процентному отношению верных ответов.

В двух группах получены следующие результаты (см. табл. 6-7).

Общее количество членов выборки:

Сравниваем полученное в эксперименте значение с табличным значением с учётом степеней свободы.

Табличное значение при допущении возможности риска сделать ошибочное суждение в 5 случаях из 100 (уровень значимости ).

Полученное в эксперименте эмпирическое значение превышает табличное, то есть имеются основания принять альтернативную гипотезу о том, что учащиеся второй группы показывают в среднем более высокий уровень знаний.

Анализ проведенной опытно-экспериментальной работы позволяет нам выявить основные средства информационных технологий, применяемых в обучении экономических дисциплин и разработать практические рекомендации к электронно-методическому оснащению кабинета для изучения экономических дисциплин в профессиональном учреждении.

Электронная презентация – это визуальная подача учебного материала, а также удобный способ возможностей профессионального обучения.

С помощью презентации можно легко реализовать коммуникативную задачу обучения, управлять коллективом учащихся на семинарских или лекционных занятиях. Опыт работы педагогов «Орловского автодорожного техникума» показал, что способов использования презентаций достаточно много.

Электронные презентации можно использовать на студенческих конференциях, семинарах, в качестве видео презентаций (мультимедиа презентации).

Главный плюс электронной презентации – это возможность адаптации ее под разные аудитории и цели. При изготовлении презентаций Рower Рoint с привлечением профессиональных дизайнеров можно добиться сочетания информации и качественного визуального воплощения отдельных имиджей, созданных специально для презентации.

Мультимедиа презентации или как их еще называют – мультимедийные презентации, интерактивные презентации, анимационные презентации – наиболее обширный по своим возможностям вид презентаций.

Подобный формат интерактивных презентаций позволяет интегрировать в презентацию звук, видео файлы, анимацию, интерфейс (систему меню - управления), трехмерные объекты и любые другие элементы без ущерба к качеству.

Технологические возможности мультимедиа презентаций позволяют справляться практически с любой задачей. Сбалансированное использование информации, а именно чередование или комбинирование текста, графики, видео и звукового ряда все это делает мультимедийные презентации (мультимедиа презентации) максимально комфортными и удобными в использовании. Еще одной разновидностью мультимедиа презентаций можно с долей относительности назвать 3D презентации, то есть презентации, оформленные в трехмерной графике (3D графике, 3D анимации). Отличительной чертой данных презентаций (3D презентаций) является возможность показать объект, товар, продукт буквально со всех сторон (в трехмерном изображении), сконцентрировав внимание публики только на нем. В остальном они могут также легко дополняться всеми элементами, присущими мультимедиа презентациям.

В своей работе мы обращаем внимание на технологию электронной самопрезентации. Сущность технологии самопрезентации состоит в том, чтобы с помощью специальных приемов донести до обучающихся необходимую информацию.

В связи с этим, внедрение ее в практику высшего образования должно помочь студентам в следующем:

– изучить общие и специфические принципы построения презентации;

– освоить алгоритм подготовки материалов для выступления;

– ориентироваться в средствах и способах эффективного изложения информации;

– выявлять преимущества, нюансы и сложности публичного сообщения;

– анализировать качество подготовленных для презентации материалов.

В презентации могут использоваться разные вспомогательные средства (схемы, диаграммы, таблицы, иллюстрации, символы и т.д.), традиционное оборудование (доска, пинборд, флип-чарт), техника (кино и видео сюжеты, мультимедиа и слайд-проекторы). Их выбор определяется целесообразностью включения – какую помощь они будут оказывать выступающему.

Оборудование предметных кабинетов, в том числе по экономическим дисциплинам осуществляется согласно перечням оборудования учреждений образования с указанием фактической оснащенности.

Рисунок 10 – Оборудование кабинета

В соответствии с требованиями кабинет должен быть оснащен: рабочим местом преподавателя и обучающихся; мебелью, классной доской; аудиовизуальными средствами обучения; приборами и оборудованием для выполнения лабораторных и практических работ; предметными стендами; и другими учебными материалами: комплекс дидактического материала для диагностики качества обучения; тематические разработки занятий, методические указания, инструкционные карты; материалы для организации контроля знаний и самостоятельной работы обучающихся; демонстрационные материалы, макеты; творческие работы обучающихся (рефераты, проекты, модели, рисунки, презентации и др.); учебники, учебно-методическая и справочная литература по дисциплине; стендовый материал, который носит обучающий характер; оборудование и методические разработки, инструкционные карты.

Наличие в кабинете технических средств обучении, позволяет проводить совместную работу с использованием компьютерных и информационных технологий.

Проведенная экспериментальная работа показывает, что для эффективности образовательного процесса в современных условиях необходимо использовать информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета. Использование видеоматериалов также способствуют активизации познавательной деятельности студента и обладают значительной информационной емкостью. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества профессионального обучения.

Существующий сегодня разрыв между ними в состоянии материального обеспечения (применяемое обо­рудование, технологии и т. п.) не может не отразиться на процессе подготовки будущих специалистов. Радикального изменения такого положения в самом ближайшем будущем не предвидится, поэтому данный фактор не может служить оправданием для педа­гогов профессионального обучения в вопросе повышения требо­ваний к качеству подготовки будущих рабочих. Успех в решении этой задачи будет зависеть от грамотных научно-методических подходов к организации обучения на двух этапах – в учебном заведении и на производстве.

Список литературы:

  1. Правдюк, В.Н. К вопросу о роли коммуникативной компетентности в формировании профессиональной компетентности у будущих магистров-экономистов / Овсянникова О.А., Суганова М.И., Правдюк В.Н. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки 2014 год, №4-2. – С.186-193.

  2. Профессиональное обучение: от теории к практике. Коллективная монография. Под общ. ред. Правдюк В.Н., Губаревой Л.И., Хмызовой Н.Г. – Орел: Изд-во ООО ПФ «Картуш», 2016. – 248 с.

Просмотров работы: 317