КОНФЛИКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНФЛИКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Тихая А.Е. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым (доктор психологических наук, профессор, один из ведущих конфликтологов России), наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Чтобы завоевать лидерство, некоторым подросткам приходится буквально «идти по головам», показывать свое превосходство, цинизм, безжалостность, агрессию и жестокость

На ранних этапах социализации агрессия может возникать у подростка случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом у него может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. А затем агрессия становится не как способ достижения, а как самоцель, становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Не все подростки стремятся быть лидерами. Кому-то вполне достаточно иметь несколько хороших друзей, а кто-то не принадлежит к каким-либо группам и не испытывает давления одиночества (творческие дети: размышляют, рисуют, пишут музыку, проводят эксперименты с компьютером).

Конфликты в школьных коллективах имеют ряд особенностей.

Во-первых, особенности конфликтов между учениками определяются процессом социализации учащихся. Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно — в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими подростки осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба. В психологии А.В. Петровским (советский и российский психолог, специалист в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности) разработана концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. Он подчеркивает определяющее влияние содержания, целей и ценностей совместной деятельности на систему межличностных отношений в группе и коллективе.

Исследование, проведенное под руководством В.И. Журавлева (российский советский педагог)в школах Московской области, позволило выявить некоторые особенности местных конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся.

Конфликты «ученик — ученик» возникают в 11% из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов, 7% в связи с борьбой за лидерство, отсутствия взаимопонимания, враждебность к любимым ученикам учителя, 6% - в связи с общественной работой— 6%, и только в 5% случаев у девочек - из-за парня.

Также конфликты возникают из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. При соблюдении норм поведения учащихся подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах, а при их нарушении происходит ущемление чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Выделяют следующие нарушения норм поведения в школе: курение, употребление алкоголя, грубость, хамство в общении, ложь, неуважение учеников друг к другу, мелкие кражи, драки, хулиганство, издевательства над младшими и слабыми, наркомания азартные игры (на деньги).

Рассматривая поведение как причину конфликтов, важно найти «золотую середину». Это похоже на «палку о двух концах». Есть дети, которые хамят, обзываются, и вряд ли смогут стать частью коллектива. А есть дети тихие, которые никого не трогают, учатся на «отлично», но их все равно не принимают в школьный коллектив.

Есть история из практики молодого учителя про девочку Дашу - милую, добрую, которую обзывали, писали злые записки. Но она никогда не плакала, иногда подходила к учителю и говорила, что девочки её обзывают или кидают в нее огрызки. В какой- то момент это заметил директор и решил провести по этому поводу беседу с учениками. Но после издевательства продолжались. Тогда классный руководитель решил сам с ними поговорить. От одного разговора лучше не стало, но он продолжал вести разговоры на эту тему. В итоге девочку задирать стали меньше. Важно отметить тот факт, что одноклассницы были из плохих семей, рассказывавшие о том, как их бьют родители, оскорбляют и унижают. Поэтому вымещают свою агрессию на Даше.

Агрессия бывает:

  • Активно-агрессивное поведение — это, например, прямая угроза, это само агрессивно проявленное действие.

  • Пассивно-агрессивное - это нытье, сплетни, ругалки на заборах, обесценивающие шутки, топанье ногами, удары кулаком по столу.

  • Вербальная — это крик, ссора, угрозы, проклятья.

  • Тактильная (физическая) — драка, любое применение физической силы.

  • Внешняя — направлена на объект во внешнем мире.

  • Внутренняя (аутоагрессия) — это самобичевание, самоуничижение, аутоагрессия приводит к психосоматическими заболеваниям (порезы, шрамирование — могут быть одними из признаков аутоагрессии).

  • Защитная — ответ на чьи-то действия, реально несущие опасность или воображаемые.

  • Провоцирующая - наносящаяся удар первым, втягивающая в конфронтацию.

Выделяют ряд причин агрессивного поведения подростков в школе.

С физиологической точки зрения, агрессия обусловлена гормональным фоном — гормоны тестостерон, адреналин, кортизол — это гормоны подросткового возраста. Одновременно у подростков часть мозга, отвечающая за реакцию на опасность — миндалевидное тело — находится в постоянном возбужденном состоянии.

Многие жестокие поступки подростков, являются следствием личностного кризиса. Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет, а у девочек также обнаруживаются два пика: 11 лет и 13 лет.

Агрессивность ребенка может напрямую зависеть от родителей. В подростковом возрасте происходит освобождение от авторитета родителей, дети хотят чувствовать себя более самостоятельными. Это связано с появлением юношеского максимализма, выбора идеалов, выбора места в жизни. Подходы подростка к решению проблемы начинают отличаться от взглядов родителей и на этой почве возникают ссоры. Родители не могут признать, что их ребенок прав, воспринимают его несерьезно, еще сильней оберегают от отрицательных эмоций, травм, общения с «нехорошими» детьми, и в итоге он не приобретает своего личного жизненного опыта, появляется чувство неполноценности и замкнутости.

Излишняя опека тоже может стать рычагом к развитию жестокости. Отрицательные эмоции должны быть у ребёнка, чтобы он понимал — жизнь бывает разной. Если ребёнок не поймёт это с детства, а будет находиться в «пузыре» заботы родителей, то он либо будет видеть жизнь в розовом цвете и при каждой неудаче впадать в депрессию, либо в душе ребенка будет зарождаться желание показать и доказать родителям, что он что-то может делать сам и по-своему, следовательно, начнёт выражать отрицательные эмоции на других людях. Отсюда и плохое поведение в школе, когда родителей рядом нет.

Помимо семей, которые занимаются излишней опекой, есть и агрессивные семьи, в которых у ребенка начинают проявляться проблемы с психикой. Если мальчик видит, что в его семье папа позволяет поднять руку на маму –он будет считать это нормой и, возможно, тоже будет поднимать руку на свою семью. Если за этим наблюдает девочка – в своей семье будет терпеть побои мужа, потому что с детства для неё это норма. Вряд ли у ребенка в такой семье выработается чувство жалости к ближним, сопереживание. А ведь эмпатия может быть врожденным качеством, которое развивается в полноценном эмоциональном контакте, начиная с раннего возраста, и нарабатывается в играх с родителями, в контакте со сверстниками в дворовых играх. Если эмпатия развита плохо, то в подростковом возрасте у ребенка появляется чувство тревожности и уязвимости, появляется потребность в защите границ. Такой ребенок может получать самоудовлетворение от жестокого обращения со сверстниками.

Описывается реальный случай, когда папа привел сына на прием к психологу с жалобами на агрессивное поведение в школе. Работая с ребенком, психолог увидел у него на ладонях шрамы. Спросила, «что это?». Оказалось, что папа, чтобы научить сына «быть мужиком» прижигал ему ладонь сигаретой. Мальчик, приходя в школу, «возвращал» свою «мужественность» тем, кому мог отомстить за боль.

Хуже всего, когда ребенок растет в семье, которая не проявляет к нему никакого интереса - «слепая» родительская любовь. У ребенка появляется чувство безнаказанности, вседозволенности. Исполнение всех капризов и игнорирование проступков точно не помогут построить нормальные отношения и установить связь с детьми, а в подростковом возрасте с максимальной вероятностью станут причиной агрессивного и деструктивного поведения. Ведь как чувствовать ребенку себя уверенным и полноценным человеком, если его потребности в семье не удовлетворяются, когда он чувствует себя брошенным, отвергнутым, когда не получает поддержки.

Из этого можно сделать вывод, что большую роль в жизни ребенка занимает семья. Как написал Себастьян Брандт, немецкий поэт середины XVIII века: «Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители — пример ему».

Часто старшие дети в семье, которых с их точки зрения несправедливо (и часто так и есть) наказывают за конфликты с младшими, начинают борьбу со своими одноклассниками (проекцией братьев и сестер) за «место» рядом с учительницей, да и вообще за место в жизни, проявляя агрессию.

Агрессия у ребенка появляется из-за страха (боязнь совершить ошибку), когда школа «заточена» на рейтинги и статусы, когда в школе становится небезопасно, если у ребенка нет друзей и увлечений.

Агрессия может быть вызвана компьютерными играми, интернетом, телевизором. В фильмах дети видят насилие, которое негативно сказывается на их несформированной психике. В компьютерных играх много сражений и убийств. Поэтому детей надо переключать на что-то более полезное.

Агрессивные дети вымещают свою злость на своих «жертв» - изгоев, что приносит им удовольствие, и действуют как «энергетические вампиры». Этими жертвами могут стать дети, которые отличаются своим внешним видом (любые физические недостатки, дефекты речи, заикание, носит очки) или малообеспеченные. Это объясняется тем, что характерной чертой подросткового периода является подражание взрослым внешне (в одежде, пить, курить), через познавательную деятельность, а также происходит равнение на качество «настоящего мужчины» и «настоящей женщины».

Примером такой ситуации может послужить девочка Лена Бессольцева из повести «Чучело» (1978) Владимира Железникова, которая приходит в новый 6 класс, где учатся «детки из клетки», которых «в зверинце за деньги показывать надо». С первого дня в школе Лену стали презирать за то, что она не такая, как все они: чудаковатая, как ее дед – «заплаточник», который ходит в одном старом пальто, превратившееся в лохмотья. Под действием сильного лидера в классе, Шмаковой, над Леной начинают издеваться: дали ей кличку «Чучело» за ее странный вид, объявляют ей бойкот, украли ее платье, надели на чучело и подожгли.

Лена пыталась всеми силами влиться в коллектив: не обижалась на свою кличку, улыбалась и соглашалась со всем, что говорили про нее и ее дедушку. Но никто не будет долго терпеть такие издевательства. Тогда Лена остригает себе волосы и на дне рождения одноклассника унижает всех, кто издевался над ней, а потом уезжает с дедушкой из города.

Бывает так, что слабым звеном в классе может стать тихий и бесконфликтный ребенок, который не в состоянии за себя постоять, но при этом умный и любимчик учителей. В пример можно привести фильм «Игра в имитацию» 2014 режиссера Мортена Тильдума, в котором рассказывается про умного мальчика, Алана Тьюринга. Он не мог ничего делать с обидчиками, которые издевались над ним: хватали, бросали под пол класса, заколачивали гвоздями доски в полу, чтобы он не смог выбраться. Это похоже на то, как тебя хотят закопать в землю без права выжить. В этом случае, человек начинает сопротивляться, бороться за жизнь. Это и делал Алан сначала: бил по доскам, чтобы выбраться, плакал.

Людям нравится насилие, потому что от него хорошо на душе, оно доставляет удовольствие. Уберите удовольствие, и все происходящее станет бессмысленным. Что и сделал Алан - перестал брыкаться и замолчал. Одноклассникам стало не так интересно, и его оставили в пустом классе. Благо у него появился друг Кристофер, который помог ему выбраться.

Алан из себя ничего не представлял, но именно такие люди как он могут совершать удивительные вещи. Так и случилось. Повзрослев, стал профессором математики, взломал код немецкой шифровальной машины «Энигма» во время Второй мировой войны.

Стукачи и ябиды тоже подвергаются нападкам со стороны одноклассников. Есть родители, которые, узнавая о проблемах в школе у ребенка, во что бы то ни стало, хотят наказать обидчика, приходя в школу и ведя разборки с классным руководителем на глазах у одноклассников ребенка. Тогда складывается впечатление, что ребенок ябеда, и одноклассники начинают действовать более изощренно: угрожают расправой, если он еще раз заикнется о травле.

Другим примером может стать семиклассница Кристина, которую ровесники не любят: умная, никогда никому не дает списывать и часто "доводит до сведения" учителей те или иные проделки одноклассников. За один такой донос ее наказали: при входе в класс накинули на голову чей-то пиджак и побили, а потом на ее страничку в социальной сети написали гадости.

Самооценка также может стать причиной агрессии со стороны сверстников. Психологи говорят, что нет завышенной самооценки (именно ее дети не любят в своих сверстниках, как и заниженной). Заниженную самооценку можно поднять: привлечь к себе внимание любой ценой. Примером может стать заискивание перед сверстниками или общение с ними надменно. В некоторых случаях это может привести лишь к изгойству. Как говорят сами дети, озвучивая рецепт успеха в детском коллективе: «Будь проще, и к тебе потянутся!»

По Фрейду от 12 до 18 лет существует генитальная стадия, которая обусловлена биологическим созреванием в пубертатный период и завершающая психосексуальное развитие. Происходит прилив сексуальных и агрессивных побуждений. Аутоэротизм исчезает, ему на смену приходит интерес к другому сексуальному объекту, партнеру противоположного пола. Именно в этот период приходит первая влюбленность, а с ней ревность и безответная любовь как еще одна причина агрессии.

Фильм «Класс коррекции» 2014 года режиссера Ивана И.Твардовского показывает, что может сделать человек из-за ревности. В нем рассказывается про девочку Лену Чехову (актриса Мария Поезжаева), способную передвигаться только на коляске из-за нервно-мышечное заболевания. Выйдя с домашнего обучения, ее переводят в общеобразовательную школу, в коррекционный класс, где учатся дети с различными особенностями физического и умственного развития. В нее влюбляются Антон Соболев и Миша, которые поочередно возят ее домой. Только вот Лена к Антону неравнодушна, и Миша остается в стороне, который в дальнейшем начинает мстить обидчице: подкалывает, крадет и поджигает ее коляску, а потом пытается изнасиловать вместе с одноклассниками.

Необходимо отметить, что конфликты в школьных коллективахизучены недостаточно, т.к. нет целостного представления об их причинах и особенностях, нет работ, предназначенных для учителей и директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению межличностных конфликтов в школе.

Из всех типов конфликтов в школьных коллективах наиболее подробно изучены столкновения между учителем и учеником.

Конфликт «Учитель — ученик».

Обучение – сложный и многогранный процесс, течение которого невозможно без некоторых столкновений и противоречий между учителем и учеником. Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками:

  • отсутствие единства в требованиях учителей.

  • чрезмерное количество требований к ученику

  • непостоянство требований учителя

  • невыполнение требований самим учителем

  • ученик считает себя недооцененным

  • учитель не может примириться с недостатками ученика

  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость). В пример снова можно привести фильм «Класс коррекции». Как уже упоминалось, Лена-инвалид, которая ездит на коляске. Для школы это лишние проблемы, поэтому школьное руководство плохо к ней относилось, а пандус поставили «для галочки», но от него не было никакого толку, потому что его поставили не правильно.

В педагогической науке принята следующая классификация конфликтов между учителем и учеником:

1) Конфликт деятельности. Речь идет о столкновении на основании отказа со стороны ученика выполнять задание учителя или небрежное, ненадлежащее выполнение задания учеником.

Причинами такого конфликта часто становятся: повышенная утомляемость; неспособность усвоить большой объем учебного материала; отсутствие объективной помощи со стороны учителя. Подобного рода конфликты случаются, когда учитель только начинает работать с классом и межличностные отношения еще не вышли на более доверительный уровень. Причинами конфликтов часто становится стремление учителя использовать отметку как средство наказания, требования к ученикам довольно завышены. В результате таких конфликтов, способные и талантливые школьники вынуждены уходить в другие учебные заведения, а у остальных снижается мотивация к учебе.

2) Конфликт поступков. Бывают ситуации, когда учитель обвиняет ученика в каком-то неправильном (по его мнению) действии или поступке, при этом, не разобравшись в мотивах и объективных причинах случившегося. На основании необоснованных выводов учитель стремится скорректировать поведение ученика. Не вникнув в особенности ситуации, учитель ошибочно оценивает всю ситуацию в целом из-за различного понимания событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику - справиться с эмоциями.

3) Конфликт отношений. Особенностью подобных ситуаций является затяжной характер конфликта, возникающий в результате неграмотного разрешения со стороны педагога какой-либо проблемы. Результатом становится длительные разрозненные отношения между учителем и учеником. Статистика показывает, что большинство конфликтов между учителем и учеником имеет негативные последствия (около 85%), поэтому важно вовремя заметить изменения во взаимоотношениях и принять необходимые меры для устранения конфликта.

Последствия таких конфликтов: у учеников может пропасть интерес к учебе в целом или к отдельному предмету, неряшливые записи в дневнике и тетрадях у ребенка, который агрессивно настроен против учителя, раздражается, когда речь заходит о нем, придумывает «клички» учителям.

Опрос школьников, проведенный под руководством профессора В.И. Журавлева, показал, что около 80% учащихся испытывали ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин такого отношения ученики называют: нелюбовь учителями детей - 70%;отрицательные личные качества учителя— 56%; несправедливая оценка их знаний учителем — 28%; учитель плохо владеет своей специальностью — 12%.

В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимся профессиональных или личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты.

На основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить свои интересы и интересы дела без конфликтов. Педагог должен научиться оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций (лучше — с юмором).

Было бы неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать напоследнего. Во-первых, в последнее время в школе обострилась ситуация с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ.

Во-вторых, заметно ухудшилась социально-экономическая обстановка в самой школе, что, в свою очередь, способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.

В-третьих, снизилось качество профессиональной подготовки учителя. В одной из школ Новониколаевского района Волгоградской области конфликт ученика с учительницей русского языка возник весной 2001 г. из-за того, что педагог продемонстрировала недостаточное знание правил грамматики и, написав слово с ошибкой, настаивала на своей правоте.

В-четвертых, низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов, вызываемый тяготами жизни, стресс у школьников, являющийся следствием материальных проблем в их семьях, вызывает повышенную агрессивность у тех и других.

Чтобы решить конфликт «ученик - учитель», последнему стоит понять следующее:

1)Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в разрешении конфликтов.

2)Его ошибка при разрешении конфликта может привести к образованию новых проблем и конфликтов, в которые включаются другие ученики.

3)Легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации, когда учитель сумел правильно определить свою позицию в конфликте, и если на его стороне выступает коллектив класса. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут стать хроническим явлением).

4) Учителю следует лучше готовиться к своему уроку, иначе падает его авторитет среди учеников, и как следствие, учитель может стать жертвой нападок и агрессии. Вспомним хотя бы шокирующую историю про то, как дети избили пожилую учительницу физкультуры и сняли все это на камеру. С одной стороны, дети не были заняты ничем вообще (образовательным процессом в том числе). С другой — нашелся подросток, возможно, с определенной патологией, временный лидер. Очень заводило детей и наличие видеокамеры.

5) Стараться больше времени уделять ученикам в совместной деятельности, которая сближает людей и повышает авторитет учителя.

6) Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Типичный пример. «Учительница математики удаляет из класса ученицу 9 класса за то, что та улыбается на ее уроке. В свою очередь учительница доводит школьницу до отчаяния репликой (при всем классе): „Уж я над тобой не так посмеюсь!“ Девушка хромает, поэтому принимает заявление учительницы как обещание посмеяться над ее уродством. При разбирательстве выясняют, что учительница болезненно восприняла улыбку как издевательство над ее глухотой на правое ухо, о чем школьница даже не подозревала. Ученица же улыбкой надеялась сгладить свой недуг…»

7) Учителю следует снизить эмоциональное напряжение в отношениях, т.е. не отвечать агрессией на агрессию, не оскорблять и не унижать оппонента; выслушать претензии, дав возможность высказаться. Самое главное, слушать и слышать ребенка. Как говорил писатель А.Лиханов: «Умение слушать – это вообще редкий дар души. Все мы больше любим говорить сами, а слушать почти разучились. Это и рождает глухоту взрослых к миру детства».

«Подросток в семье – это сложно» - эту фразу часто приходится слышать от родителей. Дети становятся молодыми мужчинами и женщинами, и это становление не всегда проходит легко. У ребенка появляются проблемы в учебе, в общении со сверстниками, учителями. Им просто необходима родительская поддержка. Если бы в каждой семье ребенку уделяли достаточное внимание, по моему мнению, о подростковой жестокости можно было бы забыть. Поэтому советуют родителям поддерживать своих чад, хвалить, не подвергать излишней опеки, давать право выбора, делиться опытом, стать для них авторитетом, помогать в решении конфликтов. А самое главное, чтобы родители каждый раз показывали, как они любят своих детей.

Литература:

  1. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение старшеклассником к их проявлениям. -М., 1999.

  2. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001

  3. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999. № 2 - с. 108.

  4. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб, 2008.

  5. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М:. 1996 - с.21

  6. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. М. «Просвещение»,1997г.

  7. Асламова А.Г. Искусство жить с непохожими людьми. Изд. Дом «Московия», 2009.

  8. Научно-методический журнал №4. Классный руководитель. М. «Педагогический поиск».2011.

  9. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе. Изд. «Каро». С.-Пт.2007.

Электронные источники:

  1. https://infourok.ru/konflikti-i-sposobi-ih-razresheniya-strategiya-deystviy-uchiteley-v-usloviyah-konflikta-1047545.html

  2. http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikt-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom.html

  3. http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikt-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom.html

  4. https://www.livelib.ru/blog/partners/post/21745-shkolnaya-travlya-v-knigah-i-kino

  5. https://lenta.ru/articles/2016/10/12/bulling/

  6. http://mama12.ru/vospitanie-detej/problemy-podrostkov

  7. http://урок.рф/library/podrostki_v_sovremennoj_shkole_124206.html

Просмотров работы: 1340