ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФИЛАКТИКЕ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФИЛАКТИКЕ СТРЕССА У СТУДЕНТОВ

Гончаров Б.А. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность.

Жизнь в эру развития информационных технологий вынуждает человеческий мозг обрабатывать всё большее количество информации, что повышает нагрузку на нервную систему и провоцирует стрессы. Особенно это актуально для студентов современных вузов, которые вынуждены усваивать большие объёмы знаний. Стресс, вызываемый экзаменационной сессией и влиянием её результатов на выплату стипендии, существенно сказывается на состоянии здоровья студентов, оказывая негативное влияние на работу нервной, иммунной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы. Существует большое количество методов и техник профилактики стресса, таких как занятия физической культурой и спортом, оздоровительные процедуры и так далее. В данной статье рассматривается влияние лечебной физической культуры (ЛФК) на стрессовые состояния у студентов.

Данная статья будет актуальна в большей степени для студентов, а также работников администрации различных вузов, и в меньшей степени для всех прочих слоёв и классов населения - статья будет иметь общеобразовательный характер.

Необходимость.

Общеизвестно, что обучение в наше время есть процесс усвоения большого количества материала за сжатые сроки, что ведёт к стрессовым состояниям у студентов. Этот факт неоднократно подтверждался различными исследованиями в разных странах мира, в том числе и в России. Например, исследование «Стрессоустойчивость и средства борьбы со стрессом среди студентов» [1] 2014 года, проведённое в РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Кемерово, показало, что 88% студентов всех курсов испытывают стресс в течение года. На втором курсе стрессоустойчивость студентов составляет 22%, и снижается до 11% к четвёртому курсу. Примечательно, что ни один студент первого курса не ответил отрицательно на вопрос о стрессе.

Другое исследование, «Влияние ЛФК на функциональное состояние студентов» [2], выявило положительную динамику состояния студентов на момент окончания исследования, которое длилось на протяжении семестра.

Теория Ганса Селье.

Стресс – физиологическая реакция организма на внешнее воздействие, необходимая для адаптации к изменившимся условиям жизни. В 1936 году физиолог Ганс Селье обратил внимание на то, что наш организм одинаковым образом реагирует на разные внешние воздействия – будь то резкое изменение температуры, химическое отравление или физическая травма. Он выделил 3 стадии стресса: стадию тревоги (когда мобилизуются защитные силы организма), стадию сопротивляемости (во время которой организм приспосабливается к новым жизненным условиям) и стадию истощения (которая наступает в том случае, если внешнее воздействие оказывается слишком сильным/продолжительным и превосходит адаптационные возможности организма.

В соответствии с заключением Г. Селье в организме человека, пребывающем в стрессовом состоянии, происходит ряд биологических процессов, способных привести к заболеваниям различной тяжести. Факторами стресса могут выступать различные обстоятельства:

- конфликты;

- социальные проблемы;

- внутренние переживания и др.

ЛФК.

Издревле известно, что занятия спортом оказывают благотворное воздействие на состояние здоровья человека. ЛФК продолжает эту философию и ставит своей целью профилактику хронических заболеваний, вызываемых неблагоприятной экологической обстановкой в крупных городах, сидячим образом жизни, неправильным питанием и безразличным отношением к собственному здоровью; а также занимается лечением хронических заболеваний сердечно-сосудистой, костной, дыхательной и других систем организма. Первичная профилактика подразумевает предупреждение заболеваний у лиц внешне здоровых, без объективных и субъективных признаков заболевания, но имеющих те или иные факторы риска; вторичная профилактика — предупреждение прогрессирования и осложнений заболеваний. Занятия лечебной физической культурой повышают интенсивности протекания всех физиологических процессов в организме. Лечебная физкультура подразделяется на общую и специальную. Общие упражнения оказывают общеукрепляющие упражнения на организм человека. Специальные упражнения воздействуют на определенный орган, пораженный болезнью или травмой. Такое тонизирующее действие упражнений улучшает его жизнедеятельность и имеет особенно важное значение при ограниченной двигательной активности.

Лечебная физкультура подразделяется на общую и специальную. Общие упражнения оказывают общеукрепляющие упражнения на организм человека. Специальные упражнения воздействуют на определенный орган, пораженный болезнью или травмой.

В спортзалах вузов студенты могут найти всё необходимое для полноценных занятий лечебной физкультурой, адаптированных под особенности состояния здоровья каждого студента. Преподаватели помогут составить индивидуальную программу упражнений и подобрать нужную методику работы. Крупные вузы могут похвастаться собственными бассейнами, что ещё больше расширяет спектр доступных методик.

У каждой медали две стороны.

Бесспорно, занятия физической культурой играют важную роль в поддержании здоровья современного человека. Но мало кто задумывается о том, в вузах эти занятия могут выступать в качестве источника стресса, приводя к ухудшению состояния студентов и рассредотачиванию внимания на сдачу дополнительного к прочим предмета. Дело в том, что современная российская система предполагает занятия физкультурой в вузах в обязательном порядке, и рассматривает их как одну из дисциплин наряду с прочими, с вытекающей отсюда необходимостью сдавать зачёт по этой дисциплине. Это выглядит нормально в вузах, специализирующихся на спортивной и физической подготовке, но звучит странно для вузов прочих специальностей. Например, студентам технических специальностей наряду с профильными предметами необходимо сдавать и зачёт по... физкультуре. Это воспринимается как формальность, но не отменяет обязательность зачёта, и вузы на полном серьёзе могут и должны отчислить студента, справляющегося с обучением по основным дисциплинам, но не имеющего зачёта по физкультуре. Это ли не источник стресса? Иными словами, эта дисциплина большинством студентов воспринимается не как возможная помощь их здоровью, но как проблема, которую необходимо решать. И это начисто уничтожает потенциальную пользу для студентов; более того, дополнительные проблемы с возможной не сдачей этой дисциплины и следующей за этим потерей стипендии ведут к новым стрессам. Таким образом, дисциплина, призванная помогать студентам, возведённая в ранг обязательной начинает лишь мешать им.

Решение проблемы?

Очевидно. Всего лишь изменить статус дисциплины с "обязательного" на "факультативный", и отменить сдачу нормативов для студентов неспортивных специальностей. История знает примеры эффективного решения подобных проблем. Например, во времена эпохи Великих географических открытий у мореплавателей был враг - цинга, и одним из средств борьбы с ним была квашеная капуста. Матросов принуждали употреблять её в пищу, но те протестовали из-за её плохого вкуса. Тогда капусту оставили лишь в меню офицеров, и запретили её употребление для низших чинов. Усилившиеся симптомы цинги быстро напомнили матросам о необходимости профилактических мер, и квашеную капусту без проблем вернули в меню всех мореплавателей.

Аналогичный принцип будет эффективен и применительно к данной ситуации - смена статуса дисциплины как минимум избавит студентов от одного из источников стресса, как максимум - сделает занятия более привлекательными для студентов. Кроме того, помимо этой меры, полезным будет и просвещение студентов относительно полезности занятий ЛФК и способов решения их проблем со здоровьем, ведь многие люди зачастую игнорируют свои проблемы со здоровьем просто потому, что не знают, что с ними делать.

Выводы.

ЛФК оказывает благотворное состояние на состояние здоровья студентов.

ЛФК может способствовать уменьшению стрессового состояния у студентов.

Занятия физической культурой, возведённые в вузах в ранг обязательных, могут выступать в качестве дополнительного источника стресса.

Неправильное позиционирование ЛФК ведёт к предвзято-враждебному отношению студентов к этой дисциплине.

Недостаточная ознакомленность студентов с пользой занятий ЛФК лишает их возможность грамотно оценить необходимость ухода за своим здоровьем.

Источники:

[1] - Атеденёва Г.Ю. Стрессоустойчивость, стресс-факторы и средства борьбы со стрессом студентов экономического факультета // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20) // https://sibac.info/studconf/hum/xx/38080 (дата обращения 04.03.2016).

[2] - Дьякова Е.Ю. Влияние занятий лечебной физической культурой на функциональное состояние студентов // http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-lechebnoy-fizicheskoy-kulturoy-na-funktsionalnoe-sostoyanie-studentov (дата обращения 04.03.2016).

[3] http://www.mordovnik.ru/osnmetlfk (дата обращения 04.03.2016).

[4] http://pulmon.ru/?page_id=1465 (дата обращения 04.03.2016).

[5] http://www.psychologies.ru/glossary/17/stress/ (дата обращения 04.03.2016).

[6] https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/stress/teoriya-stressa-sele.html (дата обращения 04.03.2016).

Просмотров работы: 672