ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Хмызова А.А. 1, Хмызова Н.Г. 1
1ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Произошедшие социально-экономические изменения в России, а также переход к рыночной экономике привели к ряду определенных сложностей в системе российского профессионального образования. Наиболее острая проблема – необходимость формирования экономической культуры будущего специалиста, которая бы способствовала осуществлению им эффективной экономической деятельности и позволяла бы оценивать эту деятельность с позиции, как экономической целесообразности, так и нравственной ценности.

Современное развитие рыночных отношений, формирование новой структуры частной собственности, изменение государственных систем управления, расширение хозяйственной самостоятельности в рамках не только одной страны, но и международной интеграции экономической ситуации требуют формирования адекватных этим процессам менталитета и культуры во все звеньях жизнедеятельности человека и на всех ее уровнях.

Вопросы изучения теоретического анализа покомпонентного состава общей культуры, рассматриваются в научно-педагогической и психологической литературе и позволяют выделить понятие экономической культуры от ее структурной составляющей. Необходимость рассмотрения нового компонента – «экономическая культура, или экономическое сознание», на базе которого проектируется исследуемый феномен – формирование научно-экономической культуры личности, ее отношение к производству, распределению, обмену, потреблению товаров и услуг, осознанному участию в создании личных и общественных благ для удовлетворения безграничных человеческих потребностей из ограниченных ресурсов и повышения уровня благосостояния народа. С учетом этого структура общей культуры представляется нам как совокупностью науки, философии, искусства, религии, политики, права, морали и экономики (они называются еще формами общественного сознания или компонентами общей культуры).

Актуальность исследования определяется значимостью проблемы формирования экономической культуры личности на разных ступенях образовательной системы стоит особенно остро, поскольку противоречивый характер социально-экономической действительности требует от педагогов и обучающихся способностей адекватного видения окружающей действительности, личного фонда общей культуры, включающего экономическую культуру человека и общества. Педагогическое решение проблемы имеет глубокий социально-экономический смысл, т.к. в процессе осмысления путей и условий формирования экономической культуры происходит становление культурной целостности личности как универсального социально-психологического образования.

Поэтому в настоящее время конкурентоспособность на рынке труда обеспечивается широким профилем комплексной подготовки, включающем не только собственно специальную, связанную с непосредственной организацией производства, но и экономическую. Их взаимосвязь очевидна и обуславливает успех профессионально-педагогической деятельности.

При переходе России к рыночным отношениям произошел ряд позитивных и негативных явлений. К позитивным явлениям можно отнести – свободу личности и реализацию ее духовных и экономических интересов, а к негативным, например, недобросовестную конкуренцию и частоту обманов ради прибыли. Поэтому так необходимо, ограничить проявление отрицательных явлений путем формирования экономической культуры будущих участников рыночных отношений. Экономическая культура личности может быть повышена с помощью эффективного педагогического руководства.

Под экономическими навыками подразумеваются действия личности, которые по итогу систематических повторений выполняются автоматически, безошибочно и быстро.

Экономическая деятельность к полезным навыкам относит:

  1. расчеты;

  2. подсчет количества и нормы прибыли;

  3. определение размеров налогов;

  4. анализ хозяйственной деятельности;

  5. разработку бизнес-плана.

В качестве опытно-экспериментальной работы по формированию экономической культуры будущих специалистов в учебном процессе предлагаем рассмотреть такой важный экономический навык как разработка бизнес плана.

Для начала проведем интерпретацию понятия «бизнес план».

Бизнес план — это план или программа осуществления бизнес операций и действий организации, которые содержат сведения об этой организации, производстве, производимом товаре, рынках сбыта, менеджменте, маркетинге и их эффективности.

У бизнес-плана две основные цели:

  1. Предоставление инвестору ответа на вопрос, стоит ли ему вкладывать средства в данный инвестиционный продукт;

  2. Информирование лиц, которые непосредственно реализуют данный проект.

Предпринимателю бизнес-план необходим для решения следующих ключевых задач:

  1. обозначить конкретные направления деятельности организации;

  2. определить целевой рынок и место организации в нем;

  3. выявить краткосрочные и долгосрочные цели организации, сформировать стратегию и тактику по их достижению;

  4. назначить ответственных за реализацию тактики и стратегии;

  5. выбрать состав и обозначить показатели услуг и товаров, предлагаемых потребителям;

  6. оценить торговые и производственные издержки по созданию и реализации товаров и услуг;

  7. организовать и мотивировать кадровый состав в соответствие с требуемыми целями и условиями труда;

  8. сформировать состав маркетинговых мероприятий организации по изучению рынка, продаж, рекламе, сбыту и т.д.;

  9. проанализировать финансовое положение организации и соответствие имеющихся материальных ресурсов с возможностями достижения обозначенных целей;

  10. прогнозирование трудностей, которые могут возникать на этапах достижения целей организации.

Для наглядного представления важности практических экономических навыков, формирующих экономическую культуру будущих педагогов профессионального обучения, нами была исследована организация производственного направления «Папа Карло», на примере которой был разработан бизнес-план салона мебели.

Цель проекта является модернизация производства изделий из дерева салона «Папа Карло».

В условиях постоянного растущего спроса на эксклюзивные изделия из дерева, возникла необходимость привлечения дополнительных трудовых ресурсов и приобретении нового производственного оборудования.

Основной вид деятельности ИП – производство предметов интерьера из дерева на заказ и реконструкция деревянной мебели. Побочная продукция – деревянные сувениры и детские игрушки будут производится и деревянных отходов, оставшихся от основного производства.

Производственные станки (деревообрабатывающий, токарный и шлифовальный) на общую сумму 434 тысячи, приобретаются в лизинг на два года. Имеющиеся собственные средства покрывают постоянные расходы первого квартала на оплату аренды производственного помещения и затрат на рекламу в размере 122 тысячи.

Высококвалифицированный персонал (дизайнер, станочник и резчик по дереву) заинтересован долей своего дохода выручки от реализации продукции и работ.

Успех проекта во многом обеспечивается за счет проведения широкой рекламной компании. Планируется аренда мест под образцы продукции в мебельных магазинах, публикация листовок, рекламных объявлений в специализированных изданиях и участие в выставках.

Совместная работа с дизайнерскими агентствами, организациями эко-туризма позволит обеспечить нашу организацию дополнительными заказами от категорий граждан с уровнем дохода средним и выше среднего.

В результате проведенного финансового анализа, можно сделать вывод о высокой эффективности проекта. При невысокой рентабельности продукции, проект достигает приемлемого уровня безубыточности уже ко 2-му кварталу.

Описание организации

Салон «Папа Карло» занимается производством деревянных изделий в течении последних 2-х лет. Основная производимая продукция – детские игрушки, изготавливаемые из экологически чистой древесины. Кроме игрушек, предпринимателем осуществлялись столярные работы на заказ.

В течение последнего полугодия значительно выросло количество индивидуальных заказов, что послужило поводом для расширения бизнеса. В распоряжении предпринимателя имеется токарный станок, приобретенный в кредит 2 года назад. Сумма кредита была выплачена полностью с процентами через год после получения.

Для расширения бизнеса необходимо привлечь дополнительных работников, провести модернизацию имеющегося оборудования и приобрести новое, а также взять в аренду производственные помещения большей площади достаточно освещенные, снабженные вентиляционным оборудованием и отоплением.

Производство деревянных игрушек – недостаточно прибыльный вид деятельности. Основной упор следует сделать на реставрацию деревянной мебели и производство прочих деревянных изделий под заказ, а изготовление деревянных игрушек – в качестве побочного продукта из оставшихся материалов (табл. 1).

Таблица 1 – Денежные средства (активные и пассивные) организации «Папа Карло»

АКТИВ

ПАССИВ

Внеоборотные активы

Основные средства

90

Собственные средства

Уставный капитал

20

Амортизация (с минусом)

-36

Прибыль (убыток с минусом)

150

Оборотные активы

Материалы

16,5

Заемные средства

Задолженность по аренде

3

Готовая продукция

10

Задолженность по з/п

10

Денежные средства

72,5

   

Задолженность магазина

30

   

Баланс

183

Баланс

183

Описание продукции

Сущность проекта состоит в том, что предлагается организовать работу по реставрации деревянной мебели, производство прочих предметов интерьера на заказ, товаров народных промыслов и детских деревянных игрушек.

За счет использования дополнительного технологического оборудования номенклатура данного вида изделий может быть существенно расширена (поручни, перила, ажурная ограда, фигурные стойки, подзоры). Это продукция используется при строительстве и реконструкции частных домов. Для их изготовления применяются только экологически чистые материалы.

Продукция в виде столярных изделий под конкретного заказчика выбрана на основе проведения маркетинг исследований имеющегося рынка изделий в регионе. Изделия разрабатываются в соответствии с требованиями существующих стандартов по качеству и эстетическим показателям. Все это осуществляется на основании учета мнения потребителей.

Спрос на реконструкцию деревянной мебели, детские игрушки и товары народных промыслов постоянен. На объем реализации столярных изделий оказывает влияние время года: весенне-летний период при активизации работ по строительству домов спрос значительно повышается.

Уникальность производимой продукции заключается в ее единичном производстве, что исключает затаривание. Имеющиеся образцы рисунков, лекал, фотографий готовых изделий, позволяет потенциальному заказчику сделать выбор, четко сформулировать свой запрос.

Товары народных промыслов (планшеты с видами, разные разделочные доски, маски и прочее) и деревянные игрушки (кубики, машины, самолеты, куклы) – побочный вид деятельности, их производство ведется из остатков материала, что позволяет снизить себестоимость.

Основная продукция может оставаться конкурентно способной в течение длительного времени, поскольку не носит массового характера производства. Поэтому, чем доступнее и качественнее будет продукция, тем большее количество заказчиков будет привлечено. Выбор реставрационного направления при работе с мебелью обусловлен экономией и привязанностью к старым вещам.

В настоящее время начинает развиваться такой вид бизнеса, как экологический туризм. Реконструируются деревенские дома для отдыха гостей в сельской местности. Продукция и услуги нашей организации помогут превратить старое помещение в аккуратный и уютный дом.

Маркетинг и сбыт

Стремление человека в независимости от своего культурного и социального уровня, к созданию домашнего уюта, оформления интерьера ограничено только возможностями самого человека. Идея доступных цен, которая будет использоваться в работе, обеспечат нашей организации широкий сегмент заказчиков – от владельцев коттеджей до жителей небольших частных домов и дач.

«Папа Карло» использует плавающие цены с учетом сезонности продажи товара. Однако есть нижний предел (летний период: легкости обработки, активность конкурентов на рынке, проникновение на новый рынок и т.д.) и верхний (осенне-зимний период: отсутствие основных конкурентов, дополнительные затраты на производство и т.д.), рассчитываемый с учетом:

  1. Себестоимость продукции

  2. Цены конкурентов на аналогичные товары – заменители

  3. Цены, определяемые спросом на данный товар

Продвижение товара на рынок осуществляется при помощи рекламы и каналов сбыта.

  1. Планируется широко использовать информативную рекламу в печатных изданиях, специализирующихся на предложении для строительного рынка

  2. Необходимо выпустить информационные листовки формата А6 и полноцветные афиши формата А1 с фотографиями продукции в интерьере, результатом работы до и после реставрации

  3. Формирование общественного мнения включает в публикацию статей в газетах и журналах, участие в выставках.

Оказываемые услуги и производимая продукция займут определенную нишу на рынке реставрации мебели и предметов интерьера благодаря совместной работе с фирмами по дизайну интерьера. Это сотрудничество будет взаимовыгодным, поскольку, с одной стороны, наша организация станет местом реализации дизайнерских задумок, с другой стороны, появляется дополнительный канал сбыта, где клиентами являются люди со средним и выше среднего доходом.

Как еще один канал сбыта планируется привлечь в качества дилера фирмы помогающие организовать людям бизнес по экологическому туризму. В этом случае необходимо снабдить эти организации каталогами, прайс-листами, некоторыми образцами продукции.

Мебельные магазины могут быть использованы в качестве площадки для размещения рекламных афиш реставрационных работ и выставления образцов продукции.

Сбыт побочной продукции будет осуществляться через сувенирные магазины и магазины игрушек.

«Волшебство мастера подарит новую жизнь вашей мебели» – рекламный слоган, который будет использоваться в информационных листовках и на афишах. Листовки будут распространяться самостоятельно. В почтовые ящики домов, на остановках общественного транспорта. Афиши предназначены для размещения их в мебельных магазинах. Расходы на рекламу представлены в таблице 2.

В первый квартал работы предполагается наиболее широко рекламировать продукцию в специализированном журнале, а к концу года планируется участие в выставке «Все для дома». Для выставки необходимо дополнительно напечатать информационных листовок и афиш, подготовить образцы продукции. Всего за первый год планируется потратить 133,1 тыс. рублей.

Таблица 2 – Расходы на рекламу

Вид рекламы

Затраты, в рублях

1

квартал

2 квартал

3

квартал

4

квартал

Журнал «Стройка»

15

10

5

5

Листовки цветные А6

3000*0,001

+20*0,2=7

   

500*0,001

+3*0,2=1,1

Афиши полно-цветные А1

Аренда мест в мебельных магазинах

10

10

10

10

Участие

в выставке

     

50

Итого

32

20

15

66,1

Основными конкурентами являются организации по производству пиломатериалов и частные мастера (табл.3-5).

Таблица 3 – Анализ конкурентов

Факторы

«Папа Карло»

Частники

Пиломатериальщики

Качество

Новое оборудование; надежные поставщики хороших материалов

Закупают дешевые материалы, используют старое оборудование

Новое оборудование; из-за массового производства бывают сбои в качестве

Уровень цен

Средний

Средний, ниже среднего

Ниже среднего

Ассортимент

Большой выбор, производство продукта по желанию заказчика

Полный набор

Небольшая номенклатура

Срок изготовления

Зависит от объема

Зависит от объема

Массовый продукт, всегда в наличии

Услуги по дизайну

Дизайнер-профессионал

Дизайнер-любитель

Отсутствует

Репутация

Молодая организация

Постоянные клиенты

Надежность, постоянные клиенты

Таблица 4 – Анализ конкурентоспособности

Факторы

Весомость фактора

Папа Карло

Частники

Пиломатериальщики

А

в

а*в

в

а*в

в

а*в

Качество

0,24

1,00

0,24

0,7

0,168

0,9

0,216

Уровень цен

0,25

0,8

0,2

0,9

0,225

1,00

0,25

Ассортимент

0,2

1,00

0,2

0,6

0,12

0,5

0,1

Срок изготовления

0,16

0,7

0,112

0,7

0,112

1,00

0,16

Услуги по дизайну

0,13

1,00

0,12

0,7

0,084

0, 00

0,12

Репутация

0,02

0,2

0,004

0,9

0,018

1,00

0,02

Итого

1,00

 

0,876

 

0,727

 

0,866

Таким образом, коэффициент конкурентоспособности «Папа Карло» выше, чем у конкурентов. Из этого можно сделать вывод, что мы займем устойчивое положение на данном рынке.

План производства

Производственный процесс носит тип единичного производства и осуществляется с применением, как оборудования, так и ручного труда. Работа с конкретным заказом позволяет производить изделия любого ассортимента, что исключает затаривание продукцией.

Производственный процесс изготовления столярных изделий состоит из трех стадий: подготовительный, обрабатывающий и заключительный.

Подготовительная стадия состоит из следующих операций: 1 получение технического задания, макета и чертежей дизайнера (вид изделия, его размеры, тип древесины, требуемый цвет, образец инкрустации, количество); 2 заказ необходимых заготовок у деревообработчиков. У нашего предприятия существуют налаженные связи с такими производителями как («Древ», «Дрова»). Постоянно в наличие брус, вагонка, доска и другое разных размеров из ходовых пород дерева отличного качества.

Обрабатывающая стадия состоит из операций по:

  1. Распил заготовок

  2. Обработке и шлифовке на токарном и шлифовальном станках

  3. При необходимости выпиливаются электролобзиком узоры, стамеской производится инкрустация

  4. Покрытие лаком, сушка

Заключительная стадия производственного процесса подразумевает сборку изделий, проверку качества и соответствия задания дизайнера, доставку и установку заказчику.

Производственный процесс экологически чистый, что вызвано применением в технологическом процессе электроэнергии экологически чистого сырья. Отходы производства – опилки и стружка – за счет вытяжной вентиляции подаются в наружные бункеры, оттуда сдаются на мебельный комбинат для изготовления ДСП. Остатки используются в дальнейшем для производства детских игрушек и товаров народных промыслов. В среднем выход готовой продукции 71 %, 19 % – остатки, 10 % – отходы. До 50 % стоимости готовой продукции – стоимость материалов.

Подготовительная часть процесса реставрация мебели начинается с ее доставки в цех. Здесь не требуется выбора и обработки заготовок, только в случае замены непригодных частей. Далее, восстанавливающая часть процесса реставрации зависит от состояния предмета. Необходимые изменения (шлифовка, замена частей, покрытие, инкрустация и т.д.) производится в соответствии с техническим заданием дизайнера.

Производственный процесс требует наличие специализированных площадей с принудительной вентиляцией, сушилкой, возможностью подъезда авто транспорта. Для этих целей арендуется небольшой цех на мебельной фабрике общей площадью 60 кв. метров состоящих из 2-х помещений по 30 кв. метров.

Арендная плата (с коммунальными платежами) за производственный цех составляет 30 тыс. рублей в месяц.

Для успешной работы необходимо модернизировать имеющийся токарный станок и приобрести дополнительное оборудование. Потребность в основных производственных фондах определяется исходя из нужд технологического процесса.

Таблица 5 – Материальная база

Наименование оборудования

Количество

Цена

Сумма, рублей

Токарный станок (модернизация)

1 шт.

 

60 тыс.

Деревообрабатывающий станок

1 шт.

150

150 тыс.

Шлифовальный станок

1 шт.

150

150 тыс.

Электролобзик

3 шт.

10

30 тыс.

Итого

   

390 тыс.

Срок службы каждого станка, включая токарный после модернизации, составляет 5 лет, электролобзиков – 2 года.

Помимо основных фондов необходимы инструменты (молотки, стамески, пилы, дрели, рабочие части станков и т.д.). Ежегодные затраты составляют около 60 тысяч рублей.

Организационный план

Для выполнения необходимого технического процесса нужны рабочие по следующим специальностям: станочник по деревообработке – высококвалифицированный рабочий 2, 3 разрядов; дизайнер; столяр (резчик по дереву) (табл. 6).

Таблица 6 – Кадровый состав

Должность сотрудника

Обязанности

1 Руководитель

Поиск заказчиков, работа с поставщиками, снабжение, доставка, установка, ведение учета, контроль

2 Дизайнер

Работа с заказчиком, разработка технического задания, контроль качества выполненных изделий и работ

3 Станочник по деревообработке

Распил и подготовка заготовок в соответствие с техническим заданием, покрытие лаком

4 Столяр

Инкрустация, сбор изделий, проведение реставрационных работ

Все работники приняты на постоянную работу, с ними заключены соответствующие контракты и установлена сдельная оплата труда в процентах к выполненному объему. В зависимости от вида работ заработная плата будет составлять до 25 % в общей стоимости при производстве предметов интерьера, до 45 % - при реставрационных работах, изготовлении сувенирной продукции и детских игрушек.

В результате проведенного финансового анализа, можно сделать вывод о высокой эффективности проекта. При невысокой рентабельности продукции, проект достигает приемлемого уровня безубыточности уже ко 2 кварталу. Поскольку ремонт деревянной мебели достаточно трудоемкий процесс, необходимо большее предпочтение отдать производству изделий для интерьера.

Подводя итог, следует отметить, что составление бизнес-плана – процесс достаточно трудоемкий и требующий детального изучения. Тем не менее, освоение этого экономического навыка в последствие предполагает овладение и последующих навыков – расчетов, анализа хозяйственной деятельности, определения количества и нормы прибыли.

Таким образом, бизнес-план является неотъемлемой частью в формировании научно-экономической культуры будущих педагогов профессионального обучения.

Список литературы:

  1. Губарева Л.И., Баранова С.В. Инновационные методы обучения в образовании // Инновационные технологии в профессиональном образовании: коллективная монография / Губарева Л.И, Правдюк В.Н., Хмызова Н.Г., и др. под общей редакцией В.С. Никульникова. - Орел, ООО ПФ «Картуш», 2015 г. – 220 с.

  2. Профессиональное обучение: от теории к практике. Коллективная монография. Под общ. ред. Правдюк В.Н., Губаревой Л.И., Хмызовой Н.Г. – Орел: Изд-во ООО ПФ «Картуш», 2016. – 248 с.

Просмотров работы: 253