ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ АСПЕКТАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ АСПЕКТАМИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Слюсарев А.А. 1
1Юго-западный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире ввиду всеобщей глобализации, эмиграции, возможности населения сравнивать условия жизни и проявлять свое недовольство все больше возрастает роль социальной политики государства, ведь основная обязанность правительства — развивать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечил не только целостность и процветание общества в целом, но и удовлетворение нужд отдельных граждан.

Социальная политика государства в первую очередь должна гарантировать социальное обеспечение граждан и справедливое распределение благ в государстве, то есть обеспечивать достойную жизнь и развитие каждого человека, создавать равные возможности для всех граждан в достижении этого благополучия, но также социальная политика тесно связана с другими внутренними функциями государства: хозяйственной, отвечающей за организацию и регулирование экономической жизни, стабилизационной, отвечающей за поддержание стабильности и мира в обществе, координационной, отвечающей за обеспечение общественного согласия и единства, культурно-воспитательной, отвечающей за поддержку культуры и духовных ценностей, правовой, отвечающей за нормотворчество, защиту конституционного строя, прав, законности, и экологической, отвечающей за охрану природы, ввиду их тесной экономической, правовой и социально-психологической связи.

В капиталистических странах всегда имеет место быть социальное неравенство, но зависеть оно должно только от накопленного в рамках закона капитала и квалифицированной работы каждого гражданина. В связи с этим государство обязано вмешиваться в жизнь общества для обеспечения соблюдения справедливых правил и особых условий для всех слоев населения. Такое вмешательство позволяет контролировать распределение капитала в обществе и не допускает возрастание классовых противоречий, ведь это ведет к полному разрушению политического строя. Для примера рассмотрим область распределения благ в Российской Федерации.

На современном этапе развития Российского государства объективной реальностью стало обострение социальных проблем, что привело к резкому уменьшению так называемого среднего класса в стране. И это несмотря на то что Конституция РФ 1993 г. в ст. 7 провозгласила Россию социальным государством.

Если ориентироваться по данным официальной статистики, то в период 2000 г. — 2012 г. децильный коэффициент в России увеличился с 13,9 до 16,4, за более поздний срок какую-либо официальную статистику в интернете найти в открытом доступе практически невозможно. Многие эксперты полагают, что из-за большой доли теневой экономики, применения налоговых схем, коррупционной составляющей и вывода доходов в офшоры эти данные существенно занижены. Стоит напомнить, что экономисты считают оптимальным децильный коэффициент соотношением от 5 до 7. На фоне этого в России одни из самых низких налогов для богатых граждан: налог на прибыль в 2017 году составляет 20% от дохода, а подоходный налог для людей, доход которых не превышает 512 тыс. рублей, составляет 13% подоходного налога от общей суммы их доходов, а для тех, у кого доходы превышают 512 тыс. рублей, величина налога равна 23%. Таким образом, ставки НДФЛ в 2017 году не изменятся.

Если низкий налог на прибыль можно объяснить конъюнктурой российской экономики, основанной на политике привлечения инвестиций в страну из-за рубежа, то низкий подоходный налог и применении к нему различных «упрощённых» схем, таких как освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты НДС и НДФЛ, а также от уплаты налога для физлиц в отношении имущества, используемого в деятельности при налоге всего лишь 6% с доходов или 15% с разницы между доходами и расходами, можно объяснить только тем, что доминирующую роль в разработке социальных программ в России имеют публично-властные структуры, то есть субъектом составления законов в большинстве случаев являются именно богатые люди прямо или косвенно связанные с ведением бизнеса, а не институты гражданского общества, которые в нашей стране не получили пока большого распространения и общественной значимости.

В такой ситуации государство должно напрямую вмешиваться в федеральную, региональную и местную систему налогообложения страны для противодействия социальному неравенству. В качестве меры для борьбы с социальной несправедливостью в Российской Федерации в 2015 году впервые принимают «налог на роскошь». Этот налог подвергался изменениям и поправками начиная с 2012 года, в итоге в 2017 году налог делится на две части: первая часть налогового законодательства касается собственников транспортных средств в ценовой категории от 3 миллионов рублей, повышающий коэффициент для базовой ставки транспортного налога в таком случае возрастает от 1.1 до 3 в зависимости от цены транспортного средства и его года выпуска, вторая часть относится к владельцам недвижимости, цена которой превышает сумму в 300 миллионов рублей, налог в таком случае взымается в размере двух процентов от кадастровой стоимости этой недвижимости. Для системы налогообложения имущества граждан в России эти поправки явились значимым событием.

Также важной составляющей социальной политики является социальное обеспечение граждан, выраженное в предоставлении государством социальных гарантий каждому гражданину. Социальное обеспечение выражается прежде всего в выплате пенсий, оплате больничных, предоставления пособий по безработице и иными видами возмещения материальных средств по причине полной или частичной потери работоспособности. Денежные средства для выплаты подобных пособий взымаются с определенной доли налогов, размер которой определяет правительство. Значимым видом социального обеспечения помимо различных выплат является предоставления гражданам бесплатной услуг, таких как: медицинская помощь, охрана безопасности, образование, путевки в санатории для различных групп людей и т.п., основу финансирования для которых также составляют поступления из государственного бюджета. Все эти гарантии существуют и в Российской Федерации, однако, ввиду все еще довольно слабой экономики и высокого уровня коррупции, о которой сообщают даже такие зарубежные организации как Transparency International, объем и качество подобных услуг пока что не может выйти на высокий уровень. Все это ведет к падению престижа России в мире и общему недовольству населения.

Подводя итог, стоит еще раз отметить, что социальная политика – это основная функция государства, ради которой оно и существует, и без которой не представляется нормальное функционирование общества. В связи с этим хочется надеяться, что в нашей стране в скором будущем воплотятся слова президента Владимира Владимировича Путина, которые он произнес в послании Федеральному собранию 2002 года: «Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом.».

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации, редакция Виктория плюс, 48 стр., 2014 г.

  2. Послание Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному собранию РФ, сайт http://kremlin.ru/, 2002 г.

  3. Теория государства и права 4-е издание, Л.А. Морозова, 379 стр., 2011 г.

  4. Социальная статистика, И.И. Елисеева, 480 стр., 2003 г.

Просмотров работы: 327