Опираясь на концепцию Никольской О. С., Баенской Е. Р., Либлинг М. М., формирование коммуникативных навыков осуществляется при развитии аффективного отношения детей к окружающим, а также при создании потребности речевого общения.
При постановке цели психолого-педагогической коррекции в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра можно выделить следующие направления работы:
формировать умения в выражении просьбы или требования;
формировать социально ответную реакцию;
формировать умения называть и описывать предметы, людей, действия;
формировать умения в привлечении внимания, а также способность задавать вопросы;
формировать умения выражать эмоции, чувства, говорить о них;
формировать социальное поведение;
формировать диалоговые навыки.
При обучении детей коммуникации ставится ряд задач:
формирование коммуникативной мотивации;
формирование вербальных средств коммуникации;
формирование невербальных средств коммуникации;
формирование умения «выступать» в различных коммуникативных ролях: «говорящего» и «слушающего»;
закрепление коммуникативных навыков в повседневных ситуациях.
Осуществляя коррекционную работу по формированию коммуникативных способностей детей с расстройством аутистического спектра необходимо опираться на следующие принципы коррекционной педагогики и специальной психологии:
Принцип комплексного воздействия.
Данный принцип предполагает сотрудничество и взаимодействие всех специалистов, которые работают с таким ребенком, и его родителей. У ребенка с расстройством аутистического спектра возникают большие трудности при переносе формирующихся умений из одной ситуации в другую. Например, ребенок может использовать определенный коммуникативный навык на занятиях, при взаимодействии со специалистом, но не способен самостоятельно осуществить его перенос при общении с другими людьми. Включение в процесс психолого-педагогической коррекции максимального количества участников позволяет в значительной мере преодолеть эти трудности, облегчить перенос коммуникативного навыка в условия повседневной жизни и закрепить его.
Принцип системности.
В процессе психолого-педагогической коррекции нужно проводить систематическое обучение и постоянно практиковать развитие коммуникации. Одной из проблем аутичных детей является то, что они не могут самостоятельно усваивать коммуникативные навыки, которые необходимы в повседневной жизни. Целенаправленное, систематическое обучение способствует преодолению данной проблемы. Процесс коррекционной работы должен быть упорядочен и последователен. Сначала осуществляется формирование наиболее простых навыков, затем более сложных.
Принцип обучения от простого к сложному.
Предполагает формирование навыка коммуникативных способностей в определенной последовательности, предполагающей постепенно усложнять коррекционные задачи. Например, сначала необходимо научить ребенка выражать просьбу с помощью одного слова, затем с помощью словосочетания (два слова), короткой фразы, и наконец, используя развернутую фразу.
Таким образом, развитие речевой коммуникации осуществляется последовательно, с постепенным усложнением, благодаря чему ребенок постепенно овладевает фразовой речью.
Принцип наглядности.
При осуществлении коррекции нужно использовать дополнительную визуальную поддержку, которая оказывает значительную помощь при обучении детей с расстройством аутистического спектра коммуникативным навыкам. Сюда можно отнести различные предметы, пиктограммы, картинки с изображением различных предметов, явлений и событий.
Принцип дифференцированного подхода.
Необходимо подбирать методы, приемы и формы организации педагогической коррекции в зависимости от уровня сформированности коммуникативных навыков аутичного ребенка. Для соблюдения данного принципа необходимо определить уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка с помощью диагностических оценочных методик. Для детей различного уровня содержание коррекционной работы будет отличаться.
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития
Раскрывает зависимость формирования речи от состояния других психических процессов. Данный принцип указывает на необходимость выявления и воздействия на те факторы, прямо или косвенно способствующих на развитие речевой коммуникации. Так, например, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, познавательной деятельности и т.п. может способствовать формированию навыков вербальной коммуникации.
Принцип индивидуального подхода.
Предполагает необходимость учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей с аутизмом в процессе психолого-педагогической коррекции, направленной на развитие их коммуникации. Например, для детей, не владеющих навыками чтения, используются устные подсказки или подсказки в виде картинок, а для тех, у кого навыки чтения сформированы, в процессе обучения применяются подсказки в виде письменной речи.