ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ГЕТЕРОГЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ГЕТЕРОГЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССА

Лебедева О.Н. 1, Федотенко И.Л. 1
1ТГПУ им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная ситуация характеризуется тем, что общество представляет собой неоднородное образование, которое отличается гетерогенностью и неравенством. Очевидна тенденция постоянного роста эмиграции по политическим, экономическим, религиозным причинам. Происходит слияние различных этносов и культур, конфессиональных и социальных групп. Мигранты привносят в другое общество свою «особую» культуру, которая нередко воспринимается как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами.

Проблема миграции затрагивает и такую важную часть общества как систему образования. Сегодня не является редкостью наличие в классном пространстве детей, отличающихся от большинства учащихся внешностью, языком, религией. В тульских школах немало детей из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Белоруссии и Украины. Зачастую эти школьники испытывают враждебное отношение к себе. Недостаток уверенности в себе, неумение отстоять свою точку зрения, незнание других культур, порождающее страх, дискомфорт – вот основные причины нетерпимого отношения подростков к культурным, языковым, национальным отличиям.

Как известно, в начале подросткового возраста учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на второй план. Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками. Сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников. У подростков возможность широкого общения со сверстниками определяет привлекательность занятий и интересов. Если ребенок не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы психологически, а нередко физически. На долю детей мигрантов выпадает нелегкая учесть, порой не только одноклассники не принимают их, но и сами учителя сторонятся таких учащихся. Это происходит потому что учителя плохо знают культуру, обычаи, традиции стран, боятся совершить ошибку в общении с детьми, не готовы адаптировать материал в соответствии с обученностью и обучаемостью каждого ребенка. Педагоги считают, что взаимодействие с детьми из семей мигрантов требует значительных затрат дополнительного времени и они не смогут уделить достаточного внимания другим детям.

Гетерогенные группы детей обычно рассматривают как группы, включающих кроме школьников, чьё развитие соответствует норме, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, школьников из семей мигрантов, детей с низким уровнем социально-психологической адаптации и других. Одаренность рассматривается, как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениям в том или ином виде деятельности. В группе детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить детей, с задержкой психического развития, гиперактивных, с ДЦП, с проблемой развития зрения, слуха и др. При работе с ними необходимо опираться на разработанные Федеральные государственные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для каждого ученика необходимо создать не только условия для успешного освоения учебного материала, социализации, адаптации, но и условия свободного передвижения и нахождения в школе.

Отдельной категорией школьников можно назвать учащихся из семей мигрантов. Данную категорию принято подразделять на: детей-билингвов и детей - инофонов. Дети-билингвы - это группа учащихся, в семьях которых говорят на двух языках: на родном языке и на русском языке. Чаще всего дети-билингвы никогда не были на своей исторической родине, поэтому русский язык для них является «почти» родным, обучение таких детей не вызывает у педагогов серьезных трудностей. К детям-инофонам относят учащихся, чьи семьи недавно переехали в Россию. В данных семьях дети и родители имеют трудности в общении на русском языке. Дети испытывают затруднения при обучении русскому языку, так как дома общаются на родном языке. Для детей-инофонов, русский язык не является родным, он труден для восприятия, понимания и коммуникации. Преодоление языкового барьера для таких детей создает определенные трудности. Эти дети не владеют русским языком настолько, чтобы на нем обучаться, а дополнительной подготовки иноязычных учащихся к школе не проводится. В российской школе учебники и рабочие программы по предметам не рассчитаны на обучение детей-инофонов. Таким образом, на учителя возлагается зачастую немыслимая для него задача по адаптации и реализации образовательного процесса под потребности каждого ребенка.

Дети с низким уровнем социально-психологической адаптации при обучении сохраняют работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу, требуется значительная помощь педагога и родителей. Общественные поручения выполняются под контролем, без особого желания; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно. При работе с данной группой детей необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны родителей и учителя.

В продуктивной социализации подростков особенно важна роль учителя – стиль его руководства и манеры преподавания; основы, на которых строятся его взаимоотношения с учениками школы и их родителями; способности создать доброжелательный климат в учебном заведении. Гетерогенная образовательная среда потенциально более конфликтна, чем гомогенная и требует от учителя умения предупреждать конфликты. Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся уникальны и ему следует быть очень чувствительным к культурным, религиозным, национальным различиям своих учеников. То, что иногда воспринимается как неуважение к преподавателю со стороны школьника, на самом деле может оказаться их культурной особенностью, поэтому необходимо анализировать каждую отдельную ситуацию, выявлять причины нетривиального поведения учащегося, исходя из культурного контекста.

В связи с этим работа с учениками гетерогенных групп и их родителями должна строиться на основе принципа толерантности, который предполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, в ценностных ориентациях других людей. Работа со школьниками мигрантами включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности. Задачей учителя, работающего в многонациональном классе, является понимание особенностей/тонкостей национального мышления школьников, их мировоззрения, их ощущений и поведения в процессе взаимодействия с ними. А.С. Макаренко доказал, что любой ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения адекватных методов воспитания. Для этого учителю надо определить способ организации работы детей. Необходимо, чтобы одновременно с обучением детей сотрудничеству решались другие образовательные и воспитательные задачи.

Для успешной работы необходимо следующее:

  1. Создание положительного отношения к сотрудничеству. Нужно убедить детей, что работать вместе с другими интересно, полезно, продуктивно, сама работа часто позволяет сделать то, чего не сделаешь в одиночку, а теплые чувства к партнерам сохраняются и после окончания общего дела.

  2. Формирование привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других. Важно помочь детям осознать, что вклад каждого в работу обогащается вкладом других участников, а вызывающий положительные эмоции результат может существенно отличаться от первоначального личного замысла.

  3. Обучение детей правилам эффективной организации совместной работы. Нужно научить детей до начала и в ходе работы обсуждать и согласовывать планы, а также распределять обязанности и средства, используя при этом справедливые процедуры и объективные критерии.

  4. Развитие эмоциональной сферы. Целесообразно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику и т. п., адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров.

При организации коллективной творческой деятельности детей и обучению школьников сотрудничеству важен подбор заданий. Задания должны быть такими, чтобы успех напрямую зависел от совместной и согласованной работы всех членов группы, — в противном случае работа не может считаться коллективной и не соответствует поставленной цели.

Учитель класса, в который пришел ученик со слабым знанием языка, как правило, проводит беседу с его одноклассниками о необходимости постоянной дружеской поддержки нового товарища. Такая поддержка сверстников – языковая и моральная – очень помогает ребенку адаптироваться в новой среде. Вовлечение ребенка в учебную и внеурочную деятельность помогают ребенку выразить себя, проявить свои способности, вызвать одобрение учителя и уважение сверстников. Достигнутые успехи в разного рода занятиях помогут принести ребенку популярность, повысить его самооценку, уровень притязаний, и снизить риск формирования комплекса неполноценности.

Также для успешной адаптации детей мигрантов и детей вынужденных переселенцев необходима систематическая работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения с семьей, которая включает в себя:

- планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни школьника в образовательном учреждении, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;

- определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения;

- установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации; - повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей;

- совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении;

- обеспечение защиты прав детей в образовательной организации и семье. Ведущими направлениями взаимодействия образовательного учреждения и семьи мигрантов и вынужденных переселенцев могут быть:

- изучение семьи, ее проблем и потребностей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т.д.);

- информирование родителей (индивидуальные консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, родительские конференции, дискуссии, родительские вечера и т.д.);

- психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная гостиная, консультационная служба, проведение практикумов, тренингов с родителями);

- совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, рассказ о семейных традициях, увлечения, проведение совместных мероприятий, праздников и дел, творческие встречи с родителями, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т.д.).

Проблема миграции в современной социально-политической ситуации является одной из ведущих глобальных проблем мира. Педагогический опыт большинства принимающих стран мигрантов показывает, что необходимо принять концепцию межкультурного образования как ведущей парадигмы воспитания и обучения, так как она способствует позитивному развитию всего общества в целом. «Ребенок мигрант» не может и не должен быть изгоем, аутсайдером. При правильном взаимодействии учителей, родителей и одноклассников можно помочь ребенку влиться в школьный коллектив и занять достойное место в нем, эффективно осуществляя процесс адаптации и социализации.

Литература:

  1. Казанцева В. А. Гетерогенность и социальное неравенство в начальной школе – актуальная проблема современности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95627.htm.

  2. Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. Монография. – Белгород: изд-во БелГУ, 2003.

  3. Сажина Н.М, Греховодова Д.В. Типология гетерогенных групп обучающихся в общеобразовательной организации [Электронный ресурс ] – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-geterogennyh-grupp-obuchayuschihsya-v-obscheobrazovatelnoy-organizatsii#ixzz4a5YvwciI

Просмотров работы: 317