О ТЕОРИИ ВОПРОСА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

О ТЕОРИИ ВОПРОСА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ УЧЕБНОЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Чернышева С.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, Кафедра педагогики и психологии детства, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

А.А. Вербицкий выделяет следующие структурные компоненты деловой игры: цель; предмет игры; графическая модель взаимодействия участников; система оценивания [2].

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в учреждениях, где осуществляют образование. В современной образовательной организации, делающей выбор в пользу на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы дисциплины;

- как элементы более обширной технологии;

- (в школе) в качестве части занятия (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) [3].

Деловая игра – метод имитации принятия решений работников или учащихся в различных профессиональных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком, иногда при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности.

Деловые игрыпозволяют участникам использовать свой прошлый опыт, предоставляют им автономное пространство для развития собственных представлений и действий. Одним из главных плюсов деловых игр является то, что они, моделируя реальность, дают возможность радикально сократить время накопления опыта, повернуть ход возможных событий, попробовать разные стратегии, найти опробовать новые способы профессиональной деятельности в той или иной ситуации [1,c.70].

Деловая игра - имитационный игровой метод активного обучения.

Учебная деловая игра – это целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков [5, c.6].

Следовательно, учебная деловая игра предназначена для имитации проблемных ситуаций при обучении молодого поколения.

Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная форма, поэтому чаще всего используется только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей. Это означает, что деловые игры имеет смысл использовать в тех случаях, когда важны:

- получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;

- систематизация в целостную систему уже имеющихся у обучающихся наметок к умениям и навыкам;

- получение опыта социальных отношений;

- формирование профессионального творческого мышления [2, с.158].

Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 4 часа, что позволяет не только полностью проиграть сценарий, но провести качественный анализ и самоанализ деятельности каждого участника или каждым участником [1, c.70].

Мы предполагаем, что повышать познавательную активность у студентов можно посредством учебной деловой игры.

Исследование проблемы формирования познавательной активности студентов обусловлено современными социальными и экономическими реалиями. На сегодняшний день наблюдается тенденция развития массового высшего образования, что обуславливает как количественные, так и качественные изменения сфере образования. Значительно увеличилась численность студентов и, как следствие, изменился социальный состав студенчества, что в некоторой степени разнообразило социальную и интеллектуальную однородность студентов, обучающихся в системе высшего образования. Это породило необходимость изменений в организации академической деятельности вузов. Кроме того, на современном этапе развития экономики нашей страны возникла необходимость социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, профессиональной мобильностью, самостоятельностью, умением постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, профессионально реализовываться и поддерживать дальнейший творческий рост. Все это ставит задачу воспитания студента, способного взять на себя ответственность за свое образование, стать субъектом собственного профессионального развития.

Для повышения эффективности и качества учебного процесса становится особо актуальной, проблема повышения познавательной активности и творческого потенциала студентов.

В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование ключевых компетенций». Организуя учебную деятельность, можно решить ряд следующих задач: обучить студентов умению сделать выбор, научить, не только понимать предложенные преподавателем цели, но и формировать их самому. Цель - дать возможность каждому студенту, независимо от его способностей, получать знания и умения, соответствующие его индивидуальным возможностям [4].

В настоящее время можно найти много информации по повышению познавательной активности школьников, наряду с этим сейчас мало источников и психолого-педагогических исследований про повышение познавательной активности студентов, несмотря на актуальность и необходимость исследования данного вопроса.

Познавательная активность базируется на познавательном интересе к информации. Познавательный интерес, характеризуясь объективными условиями появления и формирования, представляет собою внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающий наиболее значительные её стороны.

Т.И. Шамова понимает познавательную активность как деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности

Г.И. Щукина рассматривает познавательный интерес в качестве одно из ценнейших мотивов учебной деятельности учащихся. Познавательный интерес выступает перед нами не только как мотив и средство обучения, но и как устойчивое качество личности.

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения [4].

Активизации творческой, познавательной деятельности студентов требует широкого использования проблемного обучения, которое формирует самостоятельность студента, развивает и совершенствует способность к творческой деятельности. Проблемное обучение может быть построено на основе учебной деловой игры [5, с.9].

Познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности, когда обучаемый не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, - эти знания более прочные.

Активная познавательная деятельность обеспечивает раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления компетентностей.

Список литературы:

  1. Брутова М.А. К вопросу о подготовке педагога к решению педагогических задач // Смальта . – 2015. - № 5. – С. 69-71.

  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод.пособие. - М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.

  3. Вербицкий Л. Л. «Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения» //Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 78–99.

  4. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 «Педагогика / В.А. Трайнев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 303 с.

  5. Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://edu.mari.ru/ (дата обращения: 24.02.2017)

Просмотров работы: 324