СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Кусей Д.В. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, социально-гуманитарный факультет, кафедра социальной педагогики Уфа, РеспубликаБашкортостан, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема агрессивного поведения детей является актуальной для всего общества в целом и вызывает беспокойство педагогов, родителей. Однако, несмотря на достаточное количество исследований, имеются неоднозначные толкования данного явления.

В трудах и работах М.А. Алемаскина, Г.М. Андреевой, С.А. Беличевой, Л. Берковиц, К. Бютнера, Л.П. Колчиной, Н.Д. Левитова, И.А. Невского, Т.Г. Румянцевой, Ю.И. Юрички, А.Ю. Юрички раскрываются отдельные аспекты проблемы агрессивного поведения детей и подростков [1; 2; 3; 4; 5; 7;8; 9; 12].

В организации работы с такими детьми в литературе представлено три основных направления деятельности: диагностическое, для определения типа нарушения поведения; проведение профилактических и коррекционных мероприятий с агрессивными детьми; осуществление воспитательной работы непосредственно с детьми и их социальным окружением.

По мнению многих исследователей (А.Г. Долгова, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов) агрессивность, проявлявшаяся с дошкольного возраста, со временем имеет тенденцию к эскалации. В возрасте 4-7 лет агрессивные действия совершали 10,3% детей, 7-10 лет - 23,3%, 11-14 лет - 30,0% [6; 10; 11].

Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в обществе и может приводить к нанесению физического и морального ущерба. При этом дети, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют самого агрессивного мотива. В дошкольном и младшем школьном возрасте агрессивность ребенка может быть обусловлена естественными физическими и возрастными факторами. На формирование агрессивного поведения существенное влияние оказывает окружение, в котором формируется личность. Это и условия семейного воспитания, и взаимоотношения с педагогами, и группа сверстников.

Работа социального педагога с детьми, склонными к агрессивному поведению, имеет два ведущих направления. Это превенция (предупреждение, профилактика) и интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Диагностика агрессивности, как правило, не является самостоятельным направлением работы и не должна быть ее целью.

Профилактика агрессивного поведения детей и подростков предполагает систему общих и специальных мероприятий. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

Мы представим результаты нашей работы по профилактике агрессивного поведения младших школьников, которая проводилась на базе гимназии №93 г.Уфы Республики Башкортостан в три этапа.

При выборе методик на диагностическом этапе нами учитывались: положительная оценка применения и надежность методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей; доступность методики для изучаемого контингента детей; пригодность методики для групповых обследований; возможность математической обработки.

Для диагностики агрессии с младшими школьниками было проведено исследование по методикам: Басса-Дарки (опросник предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций) и Фрейбургская анкета (определяет уровень агрессивности по 9 ключевым вопросам). В исследовании участвовало 18 учащихся 4а класса. Класс был выбран по рекомендации социального педагога по признакам агрессивного поведения. При первой встрече учащиеся вели себя достаточно шумно, выкрикивали, некоторые мальчики дрались.

Проведенный опрос по методике Басса-Дарки показал следующие результаты. По индексу агрессивных реакций из 18 испытуемых повышенное значение индекса (25 баллов и выше) продемонстрировали 3 учащихся, среднее значение, или норма агрессивности (17-24 баллов) – у 5 учеников, пониженное значение (16 баллов и ниже) – у 10 учащихся. В то же время по индексу враждебности результаты более высокие: повышенное значение (10 баллов и выше) наблюдается в ответах 10 младших школьников, среднее значение (5-9 баллов) – у 5 учащихся, пониженное значение (4 балла и ниже) – у 3 учащихся.

При этом повышенный уровень обоих индексов одновременно наблюдался у 3 учеников, повышенный по одному и средний по второму – также у 3 учеников, повышенный по одному и пониженный по второму – у 4 учеников, средний по обоим индексам – у 1 учащегося, средний по одному и пониженный по второму – у 4 учащихся, пониженный по обоим индексам – у 3 учащихся.

Результаты обследования по методике Фрейбургская анкета выявили повышенное значение агрессивности (11 и более положительных ответов) у 5 учащихся из 18, среднее значение (7-10 баллов) у 10 учащихся, пониженное значение (6 баллов и ниже) – у 3 учащихся.

Для установления схожести данных, полученных по двум методикам, мы предприняли расчеты коэффициента корреляции посредством стандартной функции в пакете Excel. В результате были получены сведения о явной зависимости (хоть и не очень высокой) друг от друга рядов данных. Так, данные из анкет Фрейбургского опросника коррелируются с индексом агрессивных реакций из опросника Басса-Дарки с коэффициентом 0,44. Тот же ряд данных из Фрейбургских анкет имеет более низкий показатель коэффициента корреляции с индексом враждебности (0,32). Интересно, что взаимосвязь двух индексов опросника Басса-Дарки оказалась того же уровня и составила 0,41.

Таким образом, уровень агрессивности школьников обследуемой группы оказался достаточно высоким с преобладанием индекса враждебности.

На формирующем этапе нами была разработана и реализована программа «Приручи свой гнев», целью которой являлось научить учащихся младших классов принимать гнев как нормальную реакцию человека на стрессовые ситуации; создать условия для осознания учащимися причин своего гнева и принятия ответственности за его проявление; научить находить альтернативные схемы поведения в травмирующих ситуациях (уверенный стиль поведения), сформировать индивидуальный стиль совладения с гневом.

Программа была рассчитана на 6 занятий по 30 минут в неделю и реализовалась с учащимися 4а класса гимназии №93 г.Уфа. Среди ведущих методов профилактической работы нами использовались: информирование, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения.

Повторное обследование особенностей агрессии в структуре личности школьников проводилось нами с помощью тех же методик.

Результаты обследования продемонстрировали заметное ослабление агрессии в высказываниях и в отношении учащихся (это подтверждается и личными наблюдениями за их поведением в разных ситуациях, беседами с педагогами и родителями). По индексу агрессивных реакций из 18 испытуемых повышенное значение индекса (25 баллов и выше) продемонстрировал 1 ученик, среднее значение, или норма агрессивности (17-24 баллов) – у 4 учащихся, пониженное значение (16 баллов и ниже) – у 13 учащихся. Сохраняются более высокие значения по «индексу враждебности», однако имеется тенденция к его снижению: повышенное значение (10 баллов и выше) наблюдается в ответах 5 учащихся, среднее значение (5-9 баллов) – у 6 учащихся, пониженное значение (4 балла и ниже) – у 7 учащихся.

Результаты вторичного обследования по Фрейбургской анкете выявили повышенное значение агрессивности (11 и более положительных ответов) у 3 учащихся из 18, среднее значение (7-10 баллов) у 8 учащихся, пониженное значение (6 баллов и ниже) – у 7 учащихся.

Таким образом, анализ результатов повторной диагностики показал эффективность проведенной нами программы. Уровень агрессивности школьников обследуемой группы после опытной работы заметно снизился. Эффективными методами профилактики агрессивного поведения младшего школьника явились: информирование, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения.

Литература

  1. Алемаскин М.А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: сб. науч. трудов / под ред. С.А. Беличевой. – Тюмень: ТГУ, 1985. – С. 5-11.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. – 286с.

  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, 1994. – 215с.

  4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб.: Нева; Олма-Пресс, 2011. – 512с.

  5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991. – 144с.

  6. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2009. - 244с.

  7. Колчина Л.П. Связь поведенческого и вербального показателей социальной агрессивности и агрессивности при фрустрации // Темперамент / под ред. B.C. Мерлина. – Пермь, 2006. – С. 45-64.

  8. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. – 2012. – №6. – С. 168-171.

  9. Невский И.А. Трудный успех: Без «трудных» работать можно. – М.: Просвещение, 1981. – 148с.

  10. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2012. – №5-6. – С.45-51.

  11. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192с.

  12. Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, правонарушения. – М.: МГОПУ, 2001. – 168с.

Просмотров работы: 340