Инновационная система образования - представляет совокупность педагогических процессов и видов деятельности, осуществляемых посредством реализации отдельных педагогических технологий.
Соответственно в системе «инновационного образования» основная роль отводится понятию «инновационная образовательная технология».
Современная педагогическая наука рассматривает «инновационные образовательные технологии», как комплекс из трех взаимосвязанных элементов:
Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
Таким образом, в условиях реализации компетентностного подхода в процессе обучения основную роль отводят различным технологиям обучения и современным педагогическим приемам. Развитие самой системы инновационного образования, в целом и отдельных ее элементов, в частности является первостепенной задачей системы инновационного образования.
Изучение теоретических аспектов и результатов педагогических исследований позволяет обобщить понятие «инновационные образовательные технологии». При этом, следует учитывать, что в условиях развития педагогических технологий, возникло понятие «инновационное образование».
Инновационное образование – это образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников.
Следовательно, под «инновационным образованием» следует понимать развивающее и развивающееся образование. То есть рассматривать «инновационное образование» как саморазвивающуюся систему имеющую строение бизнес – цикла, рис. 1.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА
инновационного образования
(Нормативно-правовое регулирование деятельности образовательных учреждений, комплексная методическая поддержка)
ВХОД
Педагогические технологии, основанные на применении классических педагогических подходов
ВЫХОД
Инновационные педагогические технологии, отражающие современное состояние педагогической науки, реализующиеся в рамках требований компетентностного подхода и развития педагогических методик
Система инновационного образования
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА
инновационного образования
(использование современных IT-технологий в образовательном процессе)
Рисунок 1 – Система инновационного образования, в рамках реализации процессного подхода
Следовательно, под инновационной системой образования следует понимать последовательную реализацию процессов и видов деятельности, посредством реализации отдельных педагогических технологий.
Соответственно в системе «инновационного образования» основная роль отводится понятию «инновационная образовательная технология».
Современная педагогическая наука рассматривает «инновационные образовательные технологии, как комплекс из трех взаимосвязанных элементов:
1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
2. Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.
В условиях реализации компетентностного подхода в процессе обучения основную роль отводят различным технологиям обучения.
Технология обучения представляет собой систему мероприятий по организации и осуществлению процесса обучения, предусматривающая определенную последовательность действий и достижение определенных целей.
Технологии обучения характеризуются следующими параметрами:
-цели обучения должны быть конкретны и измеримы;
- операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии разрабатывающим технологию должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать);
- операции должны иметь законченный процесс по достижению цели; субъективизм педагога должен быть сведен к минимуму.
На реализацию технологии влияет множество переменных, связанных с особенностями педагогов и обучающихся, условий, в которых протекает педагогический процесс.
Технологии обучения можно классифицировать по параметрам:
по объекту воздействия (обучение школьников, студентов и т. п.);
по предметной среде (для гуманитарных, естественнонаучных дисциплин, для общепрофессиональных дисциплин, для специальных дисциплин);
по применяемым средствам (видеотехнические, информационные, проблемно-деятельностные, рефлексивные и др.);
по организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные, смешанные);
по методической задаче (технология одного предмета, одного раздела дисциплины, одной темы, одного вида учебного занятия (одного вопроса), одного метода, одного средства и др.);
инновационные технологии (проектно-созидательные, развивающего обучения, компьютерные, дистанционного обучения, мультимедиа, модульные, интегральные, графического сжатия информации и др.).
От уровня использования в учебном процессе различных педагогических технологий зависит степень освоения обучающимися профессиональных компетенций и адаптации их к профессиональной деятельности и решению профессиональных задач.
Наиболее актуально применение инновационных форм обучения в условиях реализации компетентностного подхода в обучении.
В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи, стоящие перед образовательными учреждениями.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое.
Перед преподавателем стоит задача - формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.
Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование компетенций.
В основе компетентностного подхода лежит федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного (полного) общего образования.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.
Отсюда, профессиональная компетенция это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
В связи с чем, при реализации компетентностного подхода в образовании при оценки уровня подготовки обучающихся как при промежуточной, так и при итоговой аттестации оцениваются следующие параметры:
- способность обучающихся сформировать практические умения и навыки при решении профессиональных задач, свободно демонстрировать полученные теоретические знания в процессе ответов на вопросы;
- овладение профессиональной терминологией;
- обладание профессиональной памятью и профессиональным мышлением;
- понимание основных процессов, закономерностей, происходящих в различных отраслях и различного уровня хозяйственных единицах;
- знание нормативно-правой базы, умение работать с потоком информации, объективность в суждениях и правовая культура;
- совокупность профессиональных умений, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональных задач.
В связи с чем, изменение самого понятия образования, развитие новой системы инновационного образования, требует и детальной разработки методических подходов, форм, методов и отдельных педагогических приемов с целью совершенствования системы преподавания и формирования достаточного уровня освоения компетенций обучающимися.
Отсюда, лишь последовательная разработка и внедрение инновационных форм в процесс преподавания позволит реализовать задачу подготовки специалиста современного уровня, востребованного на рынке труда и отвечающего отдельным качественным характеристикам.
В частности наибольшую популярность приобретает организация научно-исследовательской работы в рамках научного студенческого кружка или научного дискуссионного клуба.
Таким образом, нами предлагается организация научного кружка «Молодежный экономический клуб», поскольку в учреждении осуществляют подготовку по специальностям не относящимся к экономическому блоку, однако в условиях развития экономического пространства, глобализации и расширения партнерских связей необходимо иметь достаточный уровень компетенции в этой области. Данный вопрос активно обсуждается на уровне Президента РФ и Правительства страны. В настоящее время, с целью содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации реализуется проект повышение финансовой грамотности населения.Одним из ключевых направлений реализации совместного Проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» является формирование базовых знаний и навыков населения в области финансовой грамотности, а также разработка и дальнейшее безвозмездное предоставление образовательных материалов неограниченному кругу лиц.
В этой связи в рамках реализации Проекта разработан комплект учебно-методических материалов по повышению финансовой грамотности для школ (по ступеням образования: 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классы), учреждений профессионального образования, а также детских домов и интернатов.
Каждый учебно-методический комплекс включает в себя:
- дополнительные образовательные программы;
- материалы для учащихся;
- методические рекомендации для учителей;
- информационно-публицистические материалы для родителей.
Реализация данного проекта осуществляется под лозунгом «Финансовая грамотность – жизненный навык, необходимый молодежи в 21 веке».
Целью создания и функционирования научного кружка – является углубленное научное исследование студентами закономерностей функционирования экономических процессов, позиции российской экономической науки по вопросам сущности, функциям, законам и роли в современном экономическом развитии национальной и мировой экономик.
Аналогичный научный кружок активно функционирует на кафедре «Профессионального обучения и бизнеса», факультета «Технологии, предпринимательства и сервиса» ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». При этом, студентами научного кружка получены следующие научные результаты:
1. Научная публикация «Инновационные формы обучения в образовании» Профессиональное обучение (по отраслям) «Экономика и управление» - 15-й Всероссийский интернет-педсовет. // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.pedsovet.org. Получен Диплом «Лучшая публикация месяца».
Рисунок 2 – Публикация авторских результатов исследования «Инновационные формы обучения в образовании»
2. Диплом 1 степени Международного интеллектуального конкурса студентов и аспирантов «DISCOVERY SCIENCE – 2016».
Рисунок 3 – Результаты Международного интеллектуального конкурса студентов и аспирантов «DISCOVERY SCIENCE – 2016»
3. Публикация научных результатов исследования в Сборнике научных трудов по результатам конференции «Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы развития».
Таким образом, апробация функционирования научного кружка «Молодежный экономический клуб» свидетельствует о получении серьезных научных результатов в рамках организации НИРС и может быть рекомендована к внедрению в организацию научно-исследовательской деятельности в БПОУ ОО «Орловский технологический техникум».
Функционирование студенческого научного кружка «Молодежный экономический клуб» будет способствовать активной научной деятельности обучающихся и поможет выявить наиболее талантливых учащихся, способных к проведению научной работы, активному участию в студенческих научных конференциях, конкурсах и олимпиадах.
С целью оказания первичной методической помощи в организации работы научного кружка и повышения финансовой грамотности, обучающихся образовательного учреждения нами разработана лекция –презентация, для проведения занятия в форме бизнес-тренинга или Урока финансовой грамотности на тему «Управление личными финансами» (Рис. 4).
Рисунок 4 – Отдельные структурные элементы бизнес-тренинга «Управление личными финансами»
Основными формами деятельности студентов в научном кружке является проведение заседаний, круглых столов, диспутов по актуальным экономическим вопросам.
Активное участие студентов в работе научного кружка позволяет им умело использовать приобретенные навыки и освоенные общекультурные и профессиональные компетенции, быть творчески мыслящими специалистами, востребованными в финансовой сфере.
Педагогический коллектив Образовательного учреждения в 2015-2016 учебном году работает в рамках единой методической темы: «Рациональное использование новых педагогических и информационных технологий в учебном процессе».
Научно - методическая деятельность является важнейшим средством в организации единой системы работы техникума, повышения педагогического и методического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения. Создание методической базы при организации самостоятельной работы студентов по отдельным дисциплинам, будет способствовать улучшению образовательного процесса.
Список литературы:
Губарева Л.И., Баранова С.В. Инновационные методы обучения в образовании // Инновационные технологии в профессиональном образовании: коллективная монография / Губарева Л.И, Правдюк В.Н., Хмызова Н.Г., и др. под общей редакцией В.С. Никульникова. - Орел, ООО ПФ «Картуш», 2015 г. – 220 с.
Профессиональное обучение: от теории к практике. Коллективная монография. Под общ. ред. Правдюк В.Н., Губаревой Л.И., Хмызовой Н.Г. – Орел: Изд-во ООО ПФ «Картуш», 2016. – 248 с.