Эта историческая эпоха знаменита Крещением Руси (988–989 гг.) и острой политической борьбой, развернувшейся между Православной Церковью и жрецами славянского язычества. Последние – волхвы, ведуны – многие века, если не тысячелетия, контролировали потребление соплеменниками препаратов, которые современное право относит к сильнодействующим веществам, наркотическим средствам и психотропным веществам.
Опираясь на глобальные закономерности, зафиксированные археологами и этнографами в иных цивилизациях и обществах (американских, азиатских, африканских, австралийских, европейских), относительно потребления наркотиков, допустимо перенести эту практику и на древнюю российскую землю1. По оценкам профессора Б. Н. Головкина, (Главный ботанический сад РАН), таких препаратов, получаемых из различных трав, мхов, ягод, грибов и т. п. естественных продуктов, волхвам и ведунам было известно свыше ста наименований.
Наши предки принимали одурманивающие сознание препараты (по-видимому, в первую очередь галлюциногенные грибы) под неусыпным контролем славянских жрецов в обрядовых и лечебных целях. Нельзя забывать, что в те далекие времена волхвы и ведуны были одним из первых по значимости политическим инструментом княжеской власти.
Прибегание к наркотикам среди населения постепенно прекратилось с введением на Руси христианства и взятием в руки Православной Церкви идеологических и здравоохранительных функций, что исключало использование языческих средств изменения сознания. C введением на Руси христианства и сосредоточением в руках Православной Церкви идеологических и здравоохранительных функций, что исключало использование языческих средств изменения сознания, население постепенно прекратило прибегать к наркотикам.
С годами и десятилетиями собираемая Церковью информация по этому вопросу монополизировалась. Священнослужители наделялись полицейскими функциями розыска, изобличения и поимки лиц, занимающихся ведьством, зелинничьством, потворами, чародеяниями и волхованием. В практику же оппонентов священнослужителей входили, как сегодня называют, матричные тексты2 (наговоры, заговòры) и приготовление специальных средств, куда включались также ингредиенты активных веществ.
Интересно, что во всех редакциях Русской Правды (Пространная Правда или Правда Руськая; Сокращенная Правда или Правда Роськая) нет статей, прямо указывающих на такого рода правонарушения. Другая картина обнаруживается в более поздних источниках отечественного права, например, Уставе князя Святославовича "О десятинах, судах и людях церковных"2, Уставе князя Ярослава Владимировича "О церковных судах"3, где регламентация вышеуказанных деяний зафиксирована. В частности, согласно ст. 9 Устава князя Владимира Святославовича зелинничьство запрещается, а ст. 16 возлагает лечение больных на церковных людей.
Привычным наказанием для тех времен являлось сожжение преступивших закон волхвов на костре или выплата штрафа в пользу митрополита. Но практика умерщвления людей за ведьство и т. п. не имела поддержки среди широких слоев населения, включая, по-видимому, и священнослужителей, что хорошо видно из отдельных текстов церковных летописцев: "Сожгоша вълхвы 4, творяхуть е творы деюще, а бог весть"4. То есть людей то сожгли потому что они чего то там творили, а так ли это было на самом деле?
Возможно по этой причине в статье 38 Устава Ярослава Владимировича, где отражены семейно-бытовые отношения, муж, изобличивший жену в чародеяниях, имел власть наказать женщину самостоятельно, без выдачи виновной священнослужителям или выплаты штрафов Православной Церкви. Однако убийство, совершенное с помощью трав или лекарств, каралось смертью, как это видно, к примеру, из ст. 11 Грамоты князя Ростислава Мстиславовича5.
Точный перечень наркотиков, использовавшихся церковными лекарями и народной медициной в VIII–XV вв., установить сегодня трудно, так же как степень знакомства ведунов и священнослужителей с "заморскими диковинками" из того же ряда. В соответствии с имеющимися историческими данными купцы Древней Руси наживали состояния, конечно же, не на сбыте наркотиков, а, к примеру, на посредничестве в торговле серебром между Востоком и странами Западной Европы6. Вместе с этим Великий Восточный и прочие торговые пути соединяли Киев, Полоцк, Смоленск с Хивой, Багдадом, Византией, другими отдаленными от Руси азиатскими землями, где бытовая наркомания присутствовала издревле. Отсюда вполне можно допустить, что гашиш или опий, конечно же, не тоннами, но свободно продавались в крупных городах нашей страны.
В упомянутых ранее юридических документах встречаются нормы права, запрещающие кражу конопли (например, ст. 27 Устава князя Ярослава Владимировича). Однако мотивом этого преступления выступала экономическая выгода от получения из похищенного сырья растительного масла и волокна, а отнюдь не желание изготовить наркотик.
Появление первых посевов мака в столице Древней Руси – Киеве – отслеживается в XI веке, а в XV веке мак стал привычной культурой по всей стране7. По-видимому, с того времени началась практика использования семян этого растения в двух качествах, как пищевого продукта и как снотворного средства. С его помощью, в частности, крестьянки могли усыплять грудных детей на период дневной работы в поле и по хозяйству в доме. Возделывание же посевов мака с целью сбора опия-сырца или культивирование конопли для получения гашиша в Древнерусском государстве историческая литература не отмечает вплоть до XVIII–XIX веков.
Я считаю, что совершенствование мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков невозможно без знания истории теории вопроса, организационных и правовых основ деятельности органов и учреждений, ее осуществляющих. С давних времен одним из лекарств, широко практикуемых врачами, считался опиум. Его использование в России, по-видимому, следует отнести к концу XVI в., когда в 1581 году в Москве организовалась первая царская аптека с английским аптекарем Джеймсом Френчем, привезшим с собой среди прочих и названное лекарство. Впоследствии русские цари закупали его непременно у англичан, а позднее - на Востоке8.
Наиболее интенсивно лечили опиумом психически больных и алкоголиков. Причем подобный опыт, как правило, перенимался от иностранных специалистов.
Например, в 1833 году профессор Спасский настоятельно рекомендовал “пьяниц горьких” использовать от “белой горячки” по методу доктора Паули, англичанина, советовавшего больному поутру выпивать небольшую рюмку водки, а на ночь принять один-два грана (один гран равен 64,8 мг) опия в экстракте и натереться мазью, настоянной на опиуме же...
Естественно, алкоголизм у таких пациентов постепенно подменялся привычкой к опиуму, и человек начинал страдать опиоманией.
Позднее этот вид наркомании активно пытались лечить изобретенным к тому времени морфием (1803-1817гг.). По этому поводу журнал “Современная медицина” писал в 1866 году: “Морфий всегда действует и не требует увеличения приема, то есть больные к нему не привыкают, как привыкают к опию”. И хотя уже в 1871 году доктор Лер отметил случаи привязанности и к морфию, в 1898 году Шарль Рише по-прежнему доказывал, что “у детей не образуется привычки к морфию и маленькие дозы дают больший эффект; у привычных же потребителей и колоссальные дозы не дают токсического действия”.9
Нездоровое любопытство к наркотику подогревали и появившиеся к тому времени врачи-наркоманы. В 1866 году в России пропагандировался опыт некоего профессора Нусбаума из Берлина, имевшего 2000 самостоятельных инъекций морфия “по причине болезни головы”.
Очередным “лекарством”, применяемым в лечении вышеперечисленных наркомании, стал кокаин, открытый в 1855 году.
Алкоголизм, опиоманию, морфинизм и кокаинизм пробовали лечить изобретенным во второй половине XIX в. героином. Такая практика тоже ни к чему хорошему не привела. Более того, М. Брейтман в 1902 году настоятельно рекомендовал героин со страниц одного медицинского издания широкому кругу публики как препарат, “вентилирующий легкие”, что в первую очередь предназначалось для русских спортсменов. Предлагалось его употреблять и в “антибронхиальных” целях. А, по мнению доктора Ладыженского, дозы героина в случае привыкания к нему следовало обязательно увеличивать! И только в 1923 году отечественный психиатр С. И. Каган сделал, наконец, вывод о недопустимости лечения наркомании наркотиками, запоздало, признав многочисленную и долговременную практику своих коллег-предшественников «ошибочно».
Рост наркомании во всей мире вызвал необходимость принятия новых международно-правовых актов (Единая конвенция о наркотических веществах 1961 г., Венская конвенция о психотропных веществах 1971 г.), направленных на усиление борьбы с ней. ратифицированных СССР, ибо «...проблема наркомании не является вопросом, который касается только одного континента или одной цивилизации»11.
Указанные обстоятельства послужили предпосылкой принятия Президиумом Верховного Совета СССР Указа «Об усилении борьбы с наркоманией» от 25 апреля 1974 г.12, установившего единые основания уголовной ответственности за незаконные деяния с наркотическими веществами на территории всех союзных республик.
Конвенция 1988 г. содержит Таблицы I и II, часто используемые при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ и поэтому нуждающиеся в международном контроле.
В целях усиления борьбы с преступлениями, связанными с наркотиками и их распространением Указом Президента РФ от 11 марта 2003 года был создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
Уголовная ответственность в современном уголовном кодексе РФ за незаконный оборот наркотических средств прописан в главе №25 «Преступления против здоровья населения и общественно нравственности» в которой оговорены 13 статей связанные с наркотическим и психотропными веществами (ст. 228 – 234.1УК РФ). В УК Республики Казахстан данная ответственность прописана в главе № 11 «Уголовное правонарушение против здоровья населения и нравственности» оговорена в граве № 11 в которой присутствуют 8 статей (ст. 296-303 УК РК). Первое из отличий — это штрафы в УК РФ к примеру, в статье 228 ч.1 «Приобретение, хранение и т.д.» наказывается штрафом в 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех месяцев. В УК РК в ч.2 статьи 296 «Приобретение, хранение и т.д.» наказывается штрафом в размере до 200 месячных расчетных показателей, месячный расчетный показать на 2017 год составляет 2269 тенге. Второе отличием является присутствием в статьях УК РК в части 2 ст.297 (228.1) сбыт, 298 (229) хищение или вымогательство, 302 (232) организация притонов (в скобках указаны аналогичные статьи в УК РФ) такого наказания как конфискация имущества.
Третье отличие отсутствие в УК РК ответственности за сильнодействующие вещества. В УК РФ она присутствует, но только в чистом виде, а если с примесями и инструкцией на Китайском: «то въезжай в Россию ничего тебе не будет».
Четвертое отличие — это нормы по значительным, крупным и особо крупным разменам наркотических средств и психотропных веществ.
Российская федерация (значение даны в граммах)
Наименование |
Значительный |
Крупный |
Особо крупный |
Героин |
0.2 |
2.5 |
1000 |
Гашиш |
2 |
25 |
10000 |
d-Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) |
0,0001 |
0,005 |
0,1 |
Каннабис (Марихуана) |
6 |
100 |
100000 |
Республика Казахстан
Наименование |
Значительный |
Крупный |
Особо крупный |
Героин |
0.0 - 0.1 |
0.1 - 1 |
1 |
Гашиш |
0.5 - 5 |
5- 200 |
200 |
d-Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) |
0 – 0,0001 |
0.0001 |
|
Каннабис (Марихуана, высушенная) |
0.5-50.0 |
50.0-1000 |
1000 |
По этой таблице видно, как отличаются показатели, это лишь очень малая часть из всего списка.
Можно сделать вывод, что борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации началась не так давно, но результат очевиден, стоит ужесточить ответственность за эти действия, применив конфискацию имущества, как меру наказания, не только на преступника, но и на имущество ближайших родственников природу которого они не смогут объяснить. На борьбу с наркотическими веществами стоит уделить особое внимание, так как эта проблема отнимает не только огромные финансовые потери, но и жизни населения. Нужно понимать, что здоровье нации есть залог будущего государства: налоги, рабочая сила, здоровое общество
Список используемой литературы
1.Рише Шарль «Самозащита организма» 1895 г. С.70;
2.Спивак Д.Л. «Язык при измененных состояниях сознания»;
3.Российское Законодательство Х – ХХ веков Т.1 М. 1984. с. 139-140, 148-150;
4. Российское Законодательство Х – ХХ веков Т.1 М. 1984. с. 158;
5. Российское Законодательство Х – ХХ веков Т.1 М. 1984. с. 213 -217;
6. Паранин В.И. «Историческая география летописной Руси» 1990 г. с. 152;
7. Минкевич И.А., Борковский В.Е. «Масличные культуры» М. с.42-43;
8. Программа Коммунистической партии Советского Союза Политиздат М. 1976. с. 96;
9.Материалы XXV съезда КПСС. М. 1976, с. 41;
10Екарсин В. Усиление борьбы с наркоманией «Соц. Законность», 1974. №7, с.27;
11. «Бюллетень ООН» 1945 г. №1;
12. Уголовный кодекс РФ
13.Уголовный кодекс РК