ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Фисенко Н.Е. 1, Осадчая Н.А. 1
1Донской государственный технический университет Академия строительства и архитектуры Кафедра «Экономики, менеджмента и логистики в строительстве»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье определяются необходимые подходы к решению социальных и экономических задач, препятствующих развитию системы качества городской среды обитания человека.

Проблема развития качества городской среды очень актуальна в современном мире, так как из-за постоянного роста городов и стремления его жителей обустроить свою жизнь возникают проблемы с транспортной доступностью, градостроительной деятельностью и экологической обстановкой, что в свою очередь требует усовершенствования механизмов управления качеством городской среды. Ведь многие проблемы городов обусловлены не только процессами урбанизации, но и недостатками в управлении, планировании и отсутствии согласованной политики городского развития. Совершенствование процесса управления городской средой поможет избежать многих экологических проблем при условии разработки органами законодательной и исполнительной власти взвешенной политики в области экологической безопасности. При это необходимо объединить понятия окружающая среда, общество и экономика в один сегмент, существующий как единое целое, - сегмент комфорта. Равномерное развитие данных направлений поможет достичь максимального уровня качества городской среды. А то, с каким подходом мы отнесемся к жизни города, какие меры будем предпринимать для улучшения качества городской среды обитания человека, будет завесить продолжительность жизни населения, социальный облик города, почва для будущего поколения.

Рис. 1. Сегмент комфорта

Именно поэтому в данной статье, я хотел бы затронуть теоретические положения, изменение законодательной базы, организационные основы формирования системы качества городской среды, совершенствование организационно-экономических механизмов, а также практические рекомендации по организации системы качества городской среды на высоко урбанизированных территориях с целью улучшения качества жизни населения.

Для этого постараемся разобраться в архитектурной и градостроительной строительной деятельности г. Ростова-на-Дону, которая непосредственно влияет на качество городской среды и, как следствие, на уровень жизни населения.

Для начала хотелось бы сформировать определение качество городской среды, чтобы четко понимать, что нам необходимо улучшать. Итак, Качество городской среды обитания (проживания) — способность городской среды удовлетворять объективные потребности и запросы жителей города в соответствии с общепринятыми в данный момент времени нормами и стандартами жизнедеятельности.

Качество городской среды оценивается системой совокупных санитарно-гигиенических, правовых, градостроительных и экологических требований. Эти требования выражаются системой показателей, позволяющих охарактеризовать ухудшение состояния окружающей среды и здоровья жителей. И утверждаются в соответствии с законодательными нормативами.

Рис. 2. Схема направлений, влияющих на качество городской среды

Архитектурно градостроительное направление тесно взаимосвязано с социально экономическим развитием территорий города. Такое развитие обеспечивается путем территориального планирования и градостроительного зонирования, служащих для определения мест размещения жилищной, коммунальной, социальной, инженерно-транспортной, промышленной, рекреационной и других инфраструктур с учетом всех имеющихся возможностей и ограничений. А градостроительной документацией определяются не только условия благоприятного проживания населения, но и вопросы нарушения частных интересов, границ, изменений функций, размещения отдельных сооружений на землях общего пользования и тому подобные вопросы. Именно поэтому так важно разграничение территории города по сферам деятельности человека с целью обеспечения более высокого уровня жизни населения – комфорта. Например: исключается возможность попадания в одну зону промышленных и спальных объектов, парков, административно-бытовых зданий, зданий особого назначения и т.д.

Так бывший сити-менеджер г. Ростова-на-Дону С.И. Горбань акцентировал внимание на комплексном планировании градостроительной деятельности города. В одном из интервью сити-менеджер ясно дал понять:

Цитата: ни один проект, запланированный вне единой концепции, не будет реализован в Ростове-на-Дону, - подчеркнул Сергей Горбань. - Сегодня необходимо уйти от точечной застройки, тем более на центральных улицах города. Это не только моя позиция, но и требование губернатора.

Власти города Ростова-на-Дону откажутся от точечной застройки при планировании градостроительной деятельности. В частности Горбань подчеркнул недопустимость диссонанса высотного здания, которое собираются строить рядом с Парамоновскими складами.Ранее стало известно, что для решения проблемы точечной застройки в Ростове-на-Дону будет разработан отдельный документ - Правила землепользования и застройки для центральной части города. Будет ли этот документ использовать нынешняя администрация, пока неизвестно.

В одном из своих первых интервью в программе «ВЕСТИ.Дон» нынешний руководитель города В.В. Кушнарев, отвечая на вопрос корреспондента: Ростов — город моноцентричный.

Цитата: да, это так, потому что единственным обустроенным центром и центром притяжения является его исторический центр. Наша задача — город развивать и делать его полицентричным, то есть создавать в районах комфортную среду для того, чтобы жители могли и работать там, и отдыхать.

Виталий Васильевич ясно дает понять, что комфортная среда должна присутствовать в каждом спальном микрорайоне горда, а также в центрах социального и экономического скопления людей.

Основополагающим документом территориального планирования города, определяющим его стратегическое развитие является Генеральный план города Ростова-на-Дону, а также Постановление Администрации, Ростова-на-Дону от 05.02.2013 N 90 утвердившее комплексную программу развития отрасли "Архитектура, градостроительство" города Ростова-на-Дону на период до 2025 года. А также «Правила землепользования и застройки города, утвержденные решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2012 N 87» на основании которых подготавливаются и выдаются градостроительные планы для застройки земельных участков, задания на разработку документации по планировке территории, заключения по проектам планировок. (далее ПЗЗ).

Также бывший архитектор города Ростова-на-Дону в своем интервью отметил:

Цитата: наиболее активно реконструкция центра осуществлялась в 1997-2005 годы, - говорил бывший главный архитектор города Владимир Гейер. - При этом застройка велась выборочно и «точечно», когда отдельные участки кварталов застраивались высотными жилыми и офисными зданиями. Зачастую это приводило к снижению градостроительной привлекательности и социальным конфликтам».

Развитие города в указанных в Генеральном плане направлениях требует постоянного мониторинга и корректировки в соответствии и изменяющимися условия среды и текущей экономической ситуацией, что в свою очередь влечет изменения в документах территориального планирования, в ПЗЗ. Из-за чего накапливается большое количество разрозненной градостроительной документации, которая также требует актуализации.

Для систематизации, учета и хранения накапливаемой градостроительной документации создается информационная система обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД). Ее целью является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства. А перевод в электронный вид документов из дел о застроенных территориях и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, необходимых для размещения в ИСОГД, дает возможность улучшить работу с градостроительной документацией, обеспечить ее сохранность и удобство предоставления.

Рис. 3. Схема единого портала базы данных

Но в настоящее время эта система требует значительной доработки и улучшения, а именно: для более качественного сбора, хранения, обработки и предоставления сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности необходимо усовершенствовать хранилище данных и технологию обработки информации. Приобретение программного обеспечения, позволяющего организовать пространственно распределенное хранилище данных, позволит резко снизить противоречивость и дубляж данных.

Решение вышеперечисленных проблем комплексным программно-целевым методом позволит придать планомерный характер процессу реконструкции центра города, повысить градостроительную дисциплину и ответственность инвестора-застройщика в обеспечении комплексной реконструкции кварталов с преобладанием ветхой и аварийной застройки, достичь планомерного, устойчивого и комплексного развития города в рамках реализации Генерального плана для создания благоприятной среды жизнедеятельности его населения, прозрачности процедур землепользования и застройки, создания благоприятных условий для инвестиций в строительство, увеличению объемов строительства, в том числе строительства жилья, социальных объектов и объектов инженерной инфраструктуры.

Рис. 4. Взаимосвязь некоторых направлений качества городской среды

На сегодняшний день уже применяются следующие методы и меры по улучшению качества городской среды:

Плата за загрязнение окружающей среды - экономический механизмом управления качеством городской среды. Применятся штрафные санкции к предприятиям, регулярно допускающим факт загрязнения окружающей среды и вместе с этим снижающим экологический уровень города.

Регулярные информационные встречи граждан с представителями исполнительной власти, направленные на совместное преобразование города (изменения в ПЗЗ).

Усовершенствовано хранилище и переработка данных о градостроительной деятельности.

Обеспечивается комплексная реконструкция кварталов ветхой и аварийной застройки.

На основании постановления Администрации города Ростова-на-Дону 1007 в безвозмездное пользование предоставляются земельные участки с целью благоустройства, проведения досуга граждан, сплоченности населения, повышения морально-этического уровня населения и эстетического облика города.

Привлечение граждан к активном вкладу в городскую среды путём проведения культурно-массовых мероприятий, повышающих морально-этическую оценку населения и эстетический облик города.

Проведение публичных слушаний.

В перспективах развития качества городской среды:

- применение системы очистки воздуха и экологического транспорта.

- обеспечение организационной деятельность по планированию и развитию области архитектора и градостроительство;

- постоянное повышение этического и морального уровня населения;

- развитие жилищного сектора;

- демография и т.д.

На пути к комплексному развитию качества городской среды существует и ряд трудностей:

- высокая степень отсутствие желания у жителей города принимать участие в улучшение качества городской среды (среды обитания человека). Как уже говорилось раньше, предложение в заинтересованности населения города проводит мероприятия по благоустройству – личная выгода. Выпущено Постановление Администрации города Ростова-на-Дну №1007 – безвозмездное предоставления земельного участка с целью благоустройства.

- конфронтация архитектурной и градостроительной деятельности современного и исторического облика города.

- усовершенствование мероприятий по комплексному зонированию территории с целью планомерного процесса реконструкции центра города, повысить градостроительную дисциплину и ответственность.

- экономическая ситуация в целом и т.д.

Одновременно на практическом опыте начинают внедряться некоторые модели управления качеством городской среды.

Наиболее перспективными методами является концепция экономического развития с учетом экологических ограничений при ориентации на два метода: возможность окружающей среды принимать и поглощать различного рода отходы и загрязнения, производимые экономическими системами, а также конечный характер невозобновимых природных ресурсов. Процессы управления качеством городской среды должны строиться на основе соблюдения принципов устойчивого развития.

Научный и правовой анализы показывает, что в результате подхода к городу, как к разрозненным территориям, планировочная структура многих из них не отвечает в настоящее время требованиям сохранения и устойчивого развития городских систем различного иерархического и функционального статуса. Изменение этой ситуации возможно лишь при переходе на принципы проектирования и строительства, предусматривающие развитие не функций отдельных участков, а территории города как целостной урбоэкосистемы. При этом территория города определяетсякак территория, объединеннаяединой пространственно-временной функцией, направленной на формирование условий жизнедеятельности проживающего на нем населения с целью производства несельскохозяйственной продукции с максимально возможной экономической эффективностью.

Рис. 5. Сегмент комфорта – совокупность социального, экономического и экологического развития города.

В заключении подведем итоги данной работы в части касающейся организационной основы формирования системы качества городской среды. Так из всего вышеизложенного следует отметить, что основополагающим фактором в формировании системы качества городской среды является наличия плотной взаимосвязи между окружающей средой, экономическими вложениями в неё и проживающего общества. Площадь соприкосновения данных сегментов и будет является максимальным уровнем комфорта показателя качества жизни населения города, который напрямую зависит от системы качества городской среды. Для улучшения системы качества городской среды необходимо совокупить между собой следующие основные направления, которые должны стремиться к равномерной динамике и тенденции развития.

  1. Динамика численности населения крупных городов;

  2. Транспортная инфраструктура;

  3. Природно-экологическая ситуация;

  4. Доступность жилья;

  5. Развитие жилищного сектора;

  6. Развитие промышленного сектора;

  7. Демографические характеристики населения в крупных городах;

  8. Инновационная активность;

  9. Инженерная инфраструктура;

  10. Кадровый потенциал;

  11. Социальная инфраструктура;

  12. Социальные параметры общества;

  13. Благосостояние граждан;

  14. Экономика города;

  15. Эстетический облик городской среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 02.11.2015 №1007 «Об утверждении Порядка заключения и форм договоров об уборке (благоустройстве) прилегающих территорий»;

2. Управление качеством городской среды, Маршалкович А.С., Алешина Т.А. 2012 г.

3. Экология городской среды, А.А. Челноков, Л.Ф. Ющенко, Е.Е. Григорьева, К.Ф. Саевич, 2011.

4. Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.09.2014 №1112 Об утверждении «Муниципальной программы развития градостроительной деятельности в г. Ростове-на-Дону».

5. Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 05.02.2013 №90 «Об утверждении комплексной программы развития отрасли «Архитектура и градостроительство»».

Просмотров работы: 343