НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ООО «ЦИВИЛЬСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ООО «ЦИВИЛЬСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»

Афанасьев С.В. 1
1Чувашская сельскохозяйственная академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место. Процессы интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений управления.

Целью исследования работы является изучение концепции управления качеством продукции в ООО «Цивильский Хлебозавод».

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы системы управления качества продукции на предприятии.

- провести анализ концепции управления качеством продукции ООО «Цивильский Хлебозавод», выявить проблемы механизма управления качества продукции предприятия, факторы и вектора направлений, доминирующие в развитии системы управления.

Объектом исследования является система управление качеством продукции на предприятии.

Предметом исследования – условия, факторы и механизм управления качеством продукции ООО «Цивильский Хлебозавод».

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».

Качество продукции – это совокупность свойств товара, обуславливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением.

В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. По мере развития научно-технического прогресса и потребностей общества происходит формирование новых требований, и качественная продукция становится недостаточно качественной. Совокупность свойств продукции может быть той же, но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Свойство продукции – объективная особенность товара, которая может проявляться при создании, эксплуатации или потреблении.

Продукция имеет множество различных свойств, которые необходимо учитывать при ее разработке, производстве, хранение, транспортировании, эксплуатации или потреблении. Свойства могут быть простыми и сложными. К простым относятся масса, емкость, скорость и т. д. К сложным – надежность технических средств, безотказность прибора, ремонтопригодность станка и другие.

Показателем качества продукции называется количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

По способу выражения показатели продукции могут быть натуральными (метры, километры), относительными (проценты, коэффициенты, баллы, индексы), а также стоимостными.

По стадии определения – прогнозируемые, проектные, нормативные, фактические.

По характеризуемым свойствам применяются следующие группы показателей:

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обслуживают область применения продукции.

Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовления и эксплуатации продукции.

Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартами, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

Kопт- экономически оптимальное качество;

Q - качество изделия;

C - затраты на приобретение и эксплуатацию изделия, руб.

Основной задачей каждого предприятия является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают следующим требованиям:

  • Отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;

  • Удовлетворяют требованиям потребителя;

  • Соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

  • Отвечают действующему законодательству;

  • Предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;

  • Направлены на получение прибыли;

Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества – непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Управление качеством продукции представляет процесс, осуществляемый поэтапно, в том числе:

  1. разработка плана повышения качества, включая разработку новых требований к качеству продукции и мероприятия, обеспечивающие создание новой продукции с желаемыми (проектируемыми) свойствами;

  2. оценка соответствия свойств изготовляемой продукции требованиям, которые были предусмотрены в плане;

  3. принятие необходимых мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие;

  4. изучение условий эксплуатации с целью определения направлений дальнейшего повышения качества продукции;

  5. Механизм управления – совокупность организационных и экономических компонентов и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы управления качеством для достижения целей управления.

Опишем универсальную схему управления качеством.

Она представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:

  • станки, машины, другое производственное оборудование;

  • профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:

  • характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;

  • климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;

  • интерьер и производственный дизайн;

  • характер материальных и моральных стимулов;

  • морально–психологический климат в производственном коллективе;

  • формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;

  • состояние социально материальной среды работающих.

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействие на управляемы объекты для достижения поставленных целей в области качества. В практике управления качеством используются в основном экономические, организационно-распорядительные, и социально-психологические методы.

Один из примеров использования экономического метода – материальное стимулирование: в ответ на авансированное повышение зарплаты можно ожидать более ответственного отношения работника к качеству своего труда, большего энтузиазма и как результат – более высокого качества выпускаемой продукции.

Организационно-распорядительные методы УК осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.

Применение организационно-распорядительных методов УК обусловливает создание совокупности документов различного статуса.

Целью контроля качества является обеспечение установленного качества продукции, предупреждение брака, недопущение выпуска недоброкачественной продукции. Ответственность за качество продукции несут все работники предприятия.

Виды контроля качества устанавливаются в зависимости от характера производства и требований к качеству продукции. Различают следующие виды контроля:

  • групповой – по группе смежных операций, связанных с полной или частичной обработкой детали;

  • пооперационный контроль соблюдения технологического процесса в производстве большой сложности и точности;

  • выборочный – контролируется некоторое количество продукции, отбираемое в качестве представителей;

  • сплошной – осуществляемый над каждым изделием.

Методы контроля качества:

  • внешний осмотр;

  • проверка размеров;

  • проверка механических и физических свойств;

  • проверка на экологическую чистоту;

ООО «Цивильский Хлебозавод» расположен по адресу: г. Цивильск, ул. Терешковой 5.

Основной вид деятельности – производство хлебобулочных и кондитерских изделий.

Основной целью осуществления деятельности является получение прибыли.

Предметом деятельности ООО «Цивильский Хлебозавод» является: производство хлебобулочных и кондитерских изделий, ведение оптовой и розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, торгово-посредническая деятельность. Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Средняя суточная выработка предприятия составляет 37,1 тн при максимально возможном выпуске – 75,2.

В ООО «Цивильский Хлебозавод» нет специального органа, занимающегося управлением качеством продукции, как и самого отдела маркетинга. Этими вопросами занимается специалист из экономического отдела. Однако в ближайшее время на предприятии планируется создать отдел маркетинга, в составе которого будет предусмотрена должностная единица специалиста по управлению качеством продукции.

На уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган – отдел управления качеством.

Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа – отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.

Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки.

Так, преимущества первого варианта заключается в том, что все участники производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает чувства того что кто-то за них несет эту ответственность и должен решать все вопросы, связанные с качеством. Недостаток состоит в том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов общего характера.

Второй вариант лишен указанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные с качеством.

В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.

В ООО «Цивильский Хлебозавод» планируется создание управления качеством системы по первому варианту.

Список используемой литературы:

  •  
    1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Триада, 2005 г.;

    2. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2011г.;

    3. Магер В.Е. Управление качеством. -ИНФРА-М, 2012 г;

    4. Михеева Е. Н., Сероштан М. Управление качеством, 2011 г.

Просмотров работы: 544