В связи с чем чрезвычайно актуальным является поиск путей снижения числа правонарушений среди детей и молодежи и повышения эффективности их профилактики. В настоящее время данное направление работы выходит на общегосударственный уровень и предполагает объединение усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.
Правонарушение – виновное противоправное, наносящее вред обществу деяние правоспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность [1, с. 758].
Признаки правонарушения: их противоправность, наличие вины, наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией, наличие причинной связи между противоправным деянием и причиненным вредом. В зависимости от характера правонарушения, степени его вредности и опасности для общества, а также от характера применяемых санкций за их совершение правонарушения подразделяются на преступления и проступки (по М. Н. Марченко).
Профилактика правонарушений – процесс достаточно сложный, длительный, требующий выявления основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними детьми и условий, благоприятствующих этому. Только на основе глубокого анализа совокупности причин и условий детской преступности необходимо строить всю систему профилактической работы.
Анализ психолого-педагогической, социально-педагогической, специальной литературы по проблеме (Б. Н. Алмазов, М. И. Арсеньева, В. Баженов, И. П. Башкатов, Л. А. Грищенко, В. Д. Ермаков, О. В. Пристанская, И. А. Протасова и др.), результатов социологических исследований показывает, что основными причинами, способствующими совершению правонарушений в детском возрасте являются:
общественные (уровень преступности в стране, негативное влияние средств массовой коммуникации, социальная нестабильность российского общества, неравенство, кризис семьи);
морально-этические причины проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям делинквентного поведения несовершеннолетних (И. А. Протасова);
биологические причины (генетические нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы; психофизиологические; физиологические нарушения), которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что может привести к возникновению у ребенка стремления «доказать» другим свою состоятельность любыми путями, в том числе, противоправными [2, с. 73];
социально-психологические причины, непосредственно связанные с кризисом и особенностями протекания младшего школьного возраста (недостаточность жизненного опыта, ограниченность эмоционально-волевой сферы, несформированность адекватной самооценки, невысокий уровень сформированности умений самоконтроля, склонность к подражанию, повышенная внушаемость и др.). Особого внимания педагогов и родителей требуют дети, пропускающие учебу в школе по неуважительной причине, трудновоспитуемые и неуспевающие ученики, систематически нарушающие школьный режим и правила общественного поведения; дети с неадекватно завышенной и заниженной самооценкой, с акцентуациями характера, высоким уровнем тревожности, социально инфантильные дети и др. К. Е. Игошев установил, что среди молодежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают четко неосознанные мотивы, которые правонарушители затрудняются точно определить, и подражание другим лицам [3, с. 64]. По данным Н. И. Ветрова, 36,7% обследуемых несовершеннолетних совершили антиобщественные деяния по подражательным и четко неосознанным мотивам [4, с. 140].
Приведенные результаты исследований носят устойчивый характер и дают основание утверждать, что одной из отличительных особенностей мотивационной стороны многих преступлений, совершенных учащимися, является непредумышленный характер действий несовершеннолетних, когда правонарушитель импульсивно, под влиянием сложившейся обстановки или же бездумно следует примеру других лиц.
Применительно к несовершеннолетним правонарушителям особо следует выделить конфликтные ситуации, представляющие разновидность жизненных ситуаций, при которых происходит столкновение интересов и потребностей взаимодействующих сторон. Они существенно различаются по степени напряженности и могут возникать как в результате преднамеренных действий учебного взаимодействия так и независимо от них, под воздействием обычных причин, социальных факторов или же стечению обстоятельств. Нетрудно заметить, что криминогенная значимость их различна. В первом случае напряженность и «провоцирующее» влияние конфликтной ситуации выступают наиболее четко, поскольку она складывается вследствие целенаправленных деяний правонарушителей, проявивших решимость совершить преступление. Усилия субъектов профилактики в таких случаях прежде всего должны быть направлены на наиболее полное выявление и безотлагательное устранение совокупности обстоятельств, обусловливающих конфликтную ситуацию или способствующих ее развитию;
недостатки семейного воспитания. Прежде всего, внимание приковывают семьи, находящиеся в социально опасном положении, ведущие асоциальный и антисоциальный образ жизни. Следует также помнить о негативном воздействии на ребенка внешне вполне благополучных полных семей, где нередко наблюдается неумение или нежелание родителей воспитывать своих детей, конфликтная атмосфера, грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и др., что приводит к формированию у ребенка агрессивности, скрытности, эгоизма и др. отрицательных качеств личности. Исследователи данной проблемы отмечают, что отклонения в социальном поведении таких детей наблюдаются довольно рано, 3/4 всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляют крайнюю неустойчивость поведения, конфликтуют с педагогами, многие из них оказывались в положении «аутсайдеров», невнимательны, упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот, навязчивы, болтливы и непослушны.
Проблемой также является нежелание некоторых родителей сотрудничать со школой в деле воспитания детей, перекладывание своих обязанностей на плечи учителей и воспитателей.
Серьезным недостатком семейного воспитания и предпосылкой совершения правонарушений является безнадзорность детей. Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц [5, с. 1].
В 2010 году в Республике Мордовия выявлено 890 безнадзорных детей и подростков, из них 190 изъяты из неблагополучных семей при непосредственной угрозе их жизни и здоровья и помещены в учреждения социальной защиты, 98 - в медицинские, остальные возвращены родителям. ОВД расследовано 16 уголовных дел по ст.156 УК РФ по фактам неисполнения родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их воспитанию и соединенное с жестоким обращением.
Кроме того, составлено более 2118 административных протоколов в отношении родителей, в том числе 1313 за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Был оформлен 251 материал на лишение родительских прав. 459 родителей, отрицательно влияющих на поведение своих детей, были поставлены на профилактический учет. Также в рамках реализации Закона Республики Мордовия «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» сотрудниками милиции выявлено 433 административных правонарушения законных представителей несовершеннолетних и должностных лиц, допустивших нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых и учреждениях развлечений и досуга, реализующих алкогольную продукцию [6];
недостатки школьного образования и воспитания (недостатки в нравственном, трудовом, правовом воспитании учащихся, недостаточно четко отлаженная организация их досуга во внеурочное время, сложности взаимодействия с семьями учащихся, ошибки и упущения в деятельности государственных органов, общеобразовательных учреждений в профилактике детской безнадзорности и правонарушений, отсутствие целостной преемственной системы правового образования школьников на всех ступенях обучения). В данном случае имеем безнадзорность, невысокий уровень нравственной культуры, правовой грамотности, знаний об уголовной и других видах ответственности несовершеннолетних;
недостаточно жесткие меры в отношении взрослых людей за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Официальная статистика утверждает, что в 2010 году в Мордовии расследовано 34 уголовных дела по ст.150 УК РФ по фактам вовлечения подростков в совершение преступления и 6 по ст.151 УК РФ за вовлечение в совершение антиобщественных действий [6]. Однако, большое количество подобных действий остаются невыявленными;
беспризорность и бродяжничество можно рассматривать и как причину совершения правонарушений, и как следствие безнадзорности, невыполнения родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, жестокого обращения в семье, отсутствия своевременного выявления и оказания помощи детям, оставшимся без родителей и родных. Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, совершает правонарушение / антиобщественные действия [5, с. 1]. Количество беспризорных детей в современной России постоянно растет, и в настоящее время составляет 2,17 % от общего числа детей. Таким образом, двое из ста российских детей являются беспризорниками [7].
Перечисленные выше причины порождают различные формы отклонений от норм социального поведения.
Список использованных источников
1.Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А. Я. Сухарев. – М. : ИНФРА-М, 1999. – 1110 с.
2.Протасова, И. А. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения / И. А. Протасова // Социальная педагогика. – 2008. – № 3. – С. 70-79.
3. Игошев, К. Е. Психология преступных проявлений среди молодежи / К. Е. Игошев. – М. : ВШ МВД СССР, 1982. – 173 с.
4. Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи / Н. И. Ветров. – М. : Юридическая литература, 2006. – 90 с.
5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mon.gov.ru/dok/fz/vosp/4005/. – Загл.с экрана.
6. МВД по Республике Мордовия предпринимают меры по предупреждению фактов жестокого обращения с детьми. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mvd13.ru/home/607-2011-03-05-07-30-31.html.
7. Количество беспризорников в России превысило уровень времен «Педагогической поэмы» Макаренко. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mama.ru/static/view/id/504 - Загл.с экрана.