ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Результатом реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации должно являться создание благоприятных внутренних и внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России. Так как парадигма взаимоотношений России с Западом отныне стала выстраиваться, как сказал Сергей Лавров, на основе учёта взаимных интересов, Россия столкнулась с механизмами, до этого применяемыми США и рядом европейских государств в отношении Ливии, Сирии и других стран.

В экономике РФ обострились проблемы, связанные с развитием производственных площадок, обновления технопарка, нарастанием экономического кризиса в России, что было обусловлено санкционными механизмами, среди которых болезненной точкой стал запрет доступа к иностранным заёмным источникам, широко используемым бизнесом, которые являются дешевле российских в силу ряда объективных причин, а также ухудшение условий финансирования для крупных российских компаний на внешнем рынке, снижение кредитного рейтинга России и российских облигаций, отток капитала и ухудшение имиджа российской экономики, сложности в сфере импорта, так как экономика России достаточно зависима от ввоза наукоемких технологий, продукции машиностроения, лекарств, в значительной степени и продовольствия. 1

Правительством РФ были приняты симметричные меры - контрсанкции, одной из которых стало продовольственное эмбарго - запрет ввоза в Россию «отдельных видов» с/х продукции, продовольствия и сырья (что соответствует почти 15% внутреннего потребления), страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014 году.234 В 2013 году 47 % всей поставленной в Россию сельхозпродукции было произведено в ЕС и США (которые попали под эмбарго), что показано на рисунке 1.

Рисунок 1 – Российский импорт сельхозпродукции странами – производителями за 2013 год

Создавшийся продовольственный вакуум решено было заполнить импортозамещением — активным процессом замены импорта отечественными товарами или услугами, то есть произведенными внутри страны.5

Однако, как отмечают специалисты, чтобы успешно осуществить импортозамещение, а не перераспределение значительных импортных потоков сельскохозяйственной продукции между странами-экспортерами, потребуется сравнительно длительный период, не один и не два года, а также комплекс мер поддержки отечественных сельхозпроизводителей. 6

В настоящее время в системе продовольственной безопасности РФ стоят следующие проблемы:

  1. Неоднозначность динамики и недостаточный уровень продовольственной безопасности России

  2. Состояние системы мониторинга продовольственной безопасности России

  3. Высокий уровень зависимости сельского хозяйства России, в частности производства агрокультуры от импортных технологий, комплектующих

  4. Редкость использования информационных технологий в сельском хозяйстве и пищевом производстве России.

Объектом исследования данной работы являются процессы обеспечения собственными технологиями сельскохозяйственного сектора системы продовольственной безопасности Российской Федерации в современных экономических и политических мировых реалиях.

Для определения уровня продовольственной безопасности используется система показателей продовольственной безопасности. Специалистами FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - Food and Agriculture Organization United Nations) выделяются четыре укрупненных блока для измерения продовольственной безопасности:7

– наличие продовольствия;

– экономическая и физическая доступность продовольствия;

– использование продовольствия;

– стабильность доступа к продовольствию на протяжении длительного периода времени.

Далее необходимо отметить, что за период с 2015 по 2016 год импорт продовольствия в РФ благодаря продовольственному эмбарго, импортозамещению,8 развитию сельского хозяйства сократился почти вдвое, а производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации растет, но на порядок меньшими темпами. 910

Рассматривая процессы развития импортозамещения в России как фактор продовольственной безопасности, необходимо затронуть обеспечение продовольственной безопасности на межгосударственном уровне, которое имеет свои специфические особенности. В рамках, например, Европейского Союза реализация этой задачи осложняется действующей там свободой движения товаров, в том числе и продовольственных. Реализация любого товара, выпущенного в оборот в одном из государств-участников, осуществляется беспрепятственно на территории всего Евросоюза (ст. 23 и следствие Договора о Европейском сообществе). Ограничение данной свободы допускается лишь в исключительных случаях. При этом установление стандартов качества продукции является прерогативой национальных государств.

Европейские страны – экспортеры мягких сортов пшеницы, однако им приходится ввозить большое количество пшеницы твердых сортов. Они почти полностью обеспечивают себя свекловичным сахаром и практически полностью мясом (поскольку импорт американской баранины перекрывается эквивалентным вывозом говядины и свинины).

Таким образом, в данной статье были рассмотрены особенности реализации стратегии продовольственной безопасности Российской Федерации в сельском хозяйстве, связанные с процессами импортозамещения, российского продовольственного эмбарго с 2014 года, влияние этих и других процессов на уровень жизни населения России, а также рассмотрены подходы к обеспечению продовольственной безопасности в развитых странах.

1 http://fb.ru/article/159526/vliyanie-sanktsiy-na-ekonomiku-rossii-posledstviya-vvedeniya-sanktsiy-ekonomika-rossii-segodnya

2 Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560"О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"

3 Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560"О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"

4Указом Президента РФ от 29 июня 2016 г. N 305 меры, предусмотренные настоящим Указом, продлены с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г

5Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014г. № 1948-р «Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы»

6 Fedorov N.V. O sostojanii prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossii v 2013 godu i prognoze na 2014 god.// vystuplenie na zasedanii Pravitel'stva RF 27 marta 2014 g.-http://government.ru/news/11312

7Клещевский Ю.Н., Казанцева Е.Г.. Оценка уровня продовольственной безопасности страны // ISSN 2074-9414. Техника и технология пищевых производств. 2014. № 3

8 Указом Президента РФ от 29 июня 2016 г. N 305 меры, предусмотренные настоящим Указом, продлены с 6 августа 2016 г. по 31 декабря 2017 г.

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014г. № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 и от 24 июня 2015 г. № 320»

Просмотров работы: 352