Основы роста и развитие рынка общественного питания показывет динамика его оборота. Рассмотрим динамику оборота общественного питания за последнее десятилетие.
Рис. 1. Оборот рынка общественного питания в Российской Федерации за 2005–2015г., млн. руб. .
Источник: Росстат
Даже сегодня не смотря на кризисное состояние экономике, и падения уровня жизни рынок общественного питания продолжает набирать обороты. Данные которые приведены в Таблице № 1 помогают нам проанализировать помесячную динамику развития рынка общественного питание. Из этой таблице мы видим что, обороты растут с каждым месяцем. Единственное исключение составляет 2016 год, обусловлено это скорее всего сезонностью рынка.
Таблица № 1. Помесячная динамика оборота общественного питания за 2012-2016 года в млн. рублей
месяц |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
январь |
71 176 |
78 811 |
87 215 |
93 976 |
96 392 |
февраль |
71 578 |
79 754 |
87 423 |
94 124 |
95 892 |
март |
76 818 |
85 774 |
93 846 |
99 778 |
100 709 |
апрель |
77 694 |
87 891 |
95 757 |
102 103 |
104 772 |
май |
80 710 |
90 396 |
98 595 |
103 127 |
н/д |
июнь |
83 078 |
92 761 |
101 221 |
104 581 |
н/д |
июль |
84 202 |
94 705 |
103 161 |
107 438 |
н/д |
август |
86 436 |
96 647 |
105 185 |
110 177 |
н/д |
сентябр |
92 505 |
100 986 |
109 633 |
118 501 |
н/д |
октябрь |
94 604 |
104 524 |
111 251 |
119 625 |
н/д |
ноябрь |
93 994 |
102 608 |
108 977 |
113 770 |
н/д |
декабрь |
106 803 |
116 678 |
130 256 |
133 477 |
н/д |
итого |
1 019 617 |
1 131 535 |
1 232 519 |
1 300 675 |
1 252 550* |
Источник: Росстат
Из данных диаграммы и таблицы мы видим, что оборот с каждым годом возрастает — рынок общепита развивается достаточно динамично. Основой данного роста являются увеличение материальных доходов граждан, а так же увеличение покупательской способности; изменение культуры питания, стиля жизни; появление продуктовых инноваций — новые виды напитков, блюд, изменение биохимического состава продуктов; технологические и технические инновации — автоматизация производства, отдельных операций в технологическом процессе позволяет экономить на затратах на живой труд, ускорить производственный процесс; снижение неопределенности и риска в бизнесе — постоянная и неотложная потребность человека в питании, а также в общении, соответствии требованиям моды и общества снижает уровень риска неликвидности товара. Как и все сегменты рынка, рынок общественного питания быстро и внимательно реагирует на действия разных кризисных явлений. В 2008 году темп роста оборота денежных средств в общепите падает, и как следствие развитие этой отрасли замедляется. Последующая стабилизация российской экономики приводит к росту денежных оборотов на рынке. Далее нанёсший удар нашей экономики кризис под воздействием санкций в 2014 году и продолжавшийся и по сей день, не сильно сказался на общепите. Выявляется так же тенденция притока большого количество индивидуальных предпринимателей в эту сферу, что говорит о хорошей окупаемости данного бизнеса. Не смотря на то что в Европе и США бизнес в этой сфере очень рискован половина предпринимателей разоряется в первый же год. Что касается индекса физического объема общественного питания, то его динамика также характеризует изменение оборота общественного питания. На рисунке 2 видно, что с 2007 года индекс физического объема начинает снижаться (на 1,1 % по отношению к предыдущему году), в следующем году снизился на 2,5 %, наибольшее падение произошло в 2009 году — индекс снизился на 24,9 % по отношению к 2008 году и составил 87,3 %. Кризис в 2014–2015 гг. вновь приводит к падению индекса — начиная с 2013 года наблюдается его снижение на 2,9 %, в 2014 году на 2,4 %, в 2015 году падение составило 7,6 %. Тем не менее, эксперты считают рынок общепита в России одним из наименее пострадавших от кризиса Источник Росстат
Рис. 2. Индексы физического объема оборота общественного питания в Российской Федерации на 2005–2015г., в % к соответствующему периоду предыдущего года [1] .На данный момент Российский рынок общественного питания условно можно разделить на три основных ниши, которые отличаются как по количеству участников, так и по объёмам производства: организации быстрого питания, рестораны среднего ценового сегмента и высокая кухня
Рис. 3. Структура рынка общественного питания в России в 2016 году, % [1]
Источник: Росстат
В различных разделах рынок Общепита проявляет себя по-разному. Обычно быстрый рост числа посетителей заметен среди демократичных предприятий — заведений класса, «фаст-фуд», пиццерий. Они стали популярны более чем у половины населения за доступность и быстрое обслуживание, большинство людей ассоциируют общепит именно с этим сегментом рынка. Фаст-фуд показывает очень быстрое развитие, за пять лет количество точек, осуществляющих свою деятельность в рамках данного формата, увеличилось на 20 % [3]. Заведения фаст-фуда распространяют свою деятельность, завладевая сразу несколькими направлениями и форматов. Они открывают отдельные стационарные заведения, наращивают свое присутствие на фуд-кортах и в бизнес-центрах, размещают мобильные киоски питания на открытом воздухе. Также активизировался формат столовых. Все чаще рестораторы открывают небольшие заведения с линией раздачи и вполне прогнозируемым набором блюд. Продолжают открываться пивные рестораны и пабы, расположенные в спальных районах, что объясняется нежеланием аудитории добираться после посещения пивного заведения через весь город домой. Отмечается рост численности ресторанов национальной кухни, которые открывают возможность для посетителей приобщиться к ранее неизведанной культуре через ее кухню. На рынке общественного питания получили развитие и сегменты специализированных заведений. Особенно следует отметить кофейни, ставшие неотъемлемой частью жизни мегаполисов. Кофейни сегодня составляют солидную конкуренцию заведениям фаст-фуда и традиционным ресторанам. Кофейни активно открываются в новых торговых центрах, но находятся не на одной линии с многочисленными фаст‑фудами, а несколько в стороне. Увеличивается количество заведений, который позволяет легко перемещаться в пространстве зоны обслуживания и получать нужный ему набор блюд за минимальное количество времени. Данный формат ориентирован на людей с различным уровнем достатка, ценящих свое время и комфорт. На рынке общепита наблюдается развитие тенденции к творческому подходу организации общественного питания, и она имеет нарастающий характер, возникают альтернативные формы общественного питания, которые бросают вызов существующему порядку вещей. Среди организаций общепита все чаще уделяется особое внимание атмосфере заведения, куда входят стилистика и манера обслуживания, одежда официантов и дизайн, аутентичность блюд. Рост интереса к качественной и вкусной пище способствует увеличению популярности заведений формата «Открытая кухня» — посетители хотят видеть, как и из чего для них готовят. Так работают такие крупные сети ресторанов как «Макдоналдс»,«КФС» и «Сабвей». Следовательно, мы делаем вывод, что рынок общепита быстро растёт не смотря даже на кризисные условия. Конечно мы можем сказать что экономический кризис оказывает влияние на данную индустрии, но не столь значительную как в других отраслях производства. Эксперты полагают, что потребность в заведениях общепита в России ещё абсолютно не удовлетворена. Значит, мы можем сказать, что это очень хорошее подспорье для открытия бизнеса, [4]. Процветание рынка потребительских услуг и рынка общественного питания можно однозначно отнести к социально значимым задачам, поскольку развитый сектор услуг констатирует развитость экономической системы в целом, ну а в микромасштабе пища является основой жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, питание человека-это не только его личное, но и общественное дело. Развитие отрасли общественного питания является крайне важной областью общего социально-экономического развития региона и экономики страны в целом.
Литература
1.Федеральная служба государственной статистики. — режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения 06.10.2016).
2.Ахмадеева О. А., Идрисова А. И. Тенденции развития рынка общественного питания в России // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 483-486.
3.Гатина Л. И., Ахмадеева О. А. Тенденции развития рынка общественного питания // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 816-819.
4.Кубина Н. Е., Наркун Е. И. Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №3.1. — С. 107-109.