ВЛИЯНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ НА ТЕЧЕНИЕ РАССЕЯННОГО СКЛЕРОЗА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ НА ТЕЧЕНИЕ РАССЕЯННОГО СКЛЕРОЗА

Сухинина А.В. 1, Шевченко П.П. 2
1СтГМУ
2ГБУЗ СК "ГКБ СМП г. Ставрополь
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность: данной темы связанна с особенностями ведения женщин, страдающих РС, а также неоднозначными мнениями о влиянии беременности на частоту осложнений РС. И до сих пор остается открытым вопрос: Что делать женщинам, страдающим РС: Роды или Аборт? И можно ли избежать осложнений в послеродовом периоде?

Цель: проанализировать литературные данные о влияние беременности на течение рассеянного склероза.

Результаты:

Рассеянный склероз (РС) – хроническое прогрессирующее заболевание центральной нервной системы, поражающее преимущественно лиц молодого, трудоспособного возраста и приводящее к постепенному развитию стойкой нетрудоспособности [1,5,15]. Заболевание характеризуется многообразием клинических проявлений. Отсутствие полного представления об этиологии и патогенезе заболевания, трудности лечения, а также существенные экономические затраты при оказании помощи таким больным делают проблему терапии РС актуальной во всех странах мира [2,6]. Последние эпидемиологические исследования показали, что Россия по распространенности данного заболевания находится в зоне среднего риска, и, по данным разных авторов, частота РС варьирует от 15,4 до 54,4 на 100 тыс. населения. Женщины страдают этим заболеванием чаще (соотношение мужчин и женщин 1:1,99). Отмечено, что у 70% больных РС начинается в возрасте от 20 до 40 лет [5,7,16]. Распространённость РС на 100000 населения на территории Ставропольского края составляет 20-32,8 (Прохорский А.М. и Шевченко П.П. 1992г).

Еще несколько лет назад вопрос о вынашивании беременности при РС решался категорично: беременеть при РС нельзя, а в случае возникновения беременности – ее необходимо прерывать. Подобная позиция основывалась на доводах, что риск возникновения обострений значительно увеличивается в послеродовом периоде. Учащение обострений в послеродовом периоде связано как с изменением гормонального фона матери, стрессовым влиянием самих родов на организм женщины, так и с возросшей нагрузкой, обусловленной уходом за ребенком [6,8,16].

Многолетние исследования показывают, что наличие у матери РС не влияет на частоту преждевременных родов, смертности или патологии новорожденных [12,13,17]. Искусственное прерывание беременности провоцирует гормональный стресс в организме женщины и, наоборот, вызывает более значительную активизацию болезни, чем ее естественное завершение.С современной точки зрения, беременность оказывает благоприятное влияние на течение многих аутоиммунных заболеваний, в т. ч. РС. Причиной этого является иммунная перестройка в организме женщины во время беременности, которая сопровождается иммуносупрессией. Гормональные сдвиги, происходящие в этот период, сопровождаются повышением уровня эстриола, 17-бета-эстрадиола, прогестерона и пролактина. Эстрогены и прогестерон ингибируют окись азота и тормозят выработку некоторых провоспалительных цитокинов (фактор некроза опухоли α) клетками микроглии, что в конечном итоге приводит к торможению иммунных процессов. Иммуносупрессии способствует и усиленная выработка в период беременности кальцитриола – белка, угнетающего лимфоцитарную продукцию и пролиферацию провоспалительных цитокинов. После родов уровень указанных гормонов постепенно возвращается к норме и иммунная активность вновь возрастает. Однако при повторных беременностях следовая концентрация этих веществ в крови женщин сохраняется на более высоком уровне, чем у нерожавших [3,5,8,13,15].

По данным многолетних исследований показано, что у большинства рожавших женщин заболевание протекает более мягко, позже переходит в стадию вторичного прогрессирования (по сравнению с нерожавшими пациентками), они дольше остаются трудоспособными, позже теряют социальную адаптацию. При этом наблюдается обратная корреляция между количеством родов и степенью прогрессирования заболевания . Согласно данным Московского центра рассеянного склероза, у женщин, больных РС, не имевших беременностей, риск перехода во вторично-прогредиентное течение заболевания в 3,2 раза выше, чем у женщин, имевших беременности. Доношенная беременность на 50% увеличивает интервал времени до достижения по шкале EDSS оценки в 6,0 баллов [1,7,10,14].

В настоящее время пациентам с РС в превентивных целях назначаются препараты, изменяющие его течение (ПИТРС). Все женщины детородного возраста, страдающие РС, должны быть предупреждены о необходимости применения контрацепции в период лечения и прекращении иммуномодулирующей и иммуносупрессорной терапии на этапе планирования беременности. Если беременность все же наступает, лечение должно быть прекращено до рождения ребенка и возобновлено сразу после родов или после завершения грудного вскармливания [11,15,17].

В Новосибирске было проведено наблюдательное исследование 40 беременных женщин на фоне терапии ПИТРС. 15 пациенток планировали беременность и отменили ПИТРС заранее, 25 женщин прекратили прием препаратов в первом триместре беременности. Согласно полученным данным, длительная предшествующая терапия иммуномодулирующими препаратами и сохранение терапии в первом триместре беременности уменьшили риск обострений в послеродовом периоде [2,8,18].

В случае возникновения обострения на фоне беременности возможно назначение коротких внутривенных курсов кортикостероидов. Предпочтение отдается препарату метилпреднизолон, т. к. он, в отличие от дексаметазона, метаболизируется в организме до прохождения плацентарного барьера. Применение его безопасно со второго триместра. Препарат может быть назначен в исключительных случаях (по жизненным показаниям) и в первом триместре беременности. В период лактации, при необходимости купирования обострений, введение метилпреднизолона также не противопоказано. Безопасным считается использование во время беременности терапии иммуноглобулинами [3,7,12].

На протяжении всей беременности необходимо проводить динамическое исследование неврологического статуса пациентки с обязательной оценкой по шкале EDSS для определения возможных экзацербаций заболевания и анализа состояния в послеродовом периоде [5,18]. Проведение МРТ головного и спинного мозга без контрастного усиления возможно начиная со второго триместра беременности. Введение контрастного вещества не показано в течение всей беременности. Для верификации обострения возможно исследование состояния лимфоцитов, активность которых при обострении увеличивается (увеличивается амплитуда их колебаний в магнитном поле и морфометрические показатели ядер лимфоцитов). Данный вид исследования безопасен для беременных, т. к. заключается во взятии венозной крови у пациентки. Предварительные результаты исследования готовы через несколько часов [14,15].

Заключение

РС не является генетическим заболеванием, передающимся по наследству, однако существует генетическая предрасположенность к его развитию.

РС и лечение препаратами ПИТРС не являются противопоказаниями к беременности и родам. Длительная предшествующая терапия иммуномодулирующими препаратами существенно снижает риск обострений в послеродовом периоде. В случае возникновения обострения возможно проведение короткого курса пульс-терапии метилпреднизолоном.

Ведение беременности и родов у больных РС не отличается от таковых в общей популяции. Противопоказаний к самостоятельным родам физиологическим путем у больных РС нет. Во время беременности и кормления грудью терапия ПИТРС должна быть приостановлена.

Риск развития осложнений и патологии новорожденных при предшествующей терапии иммуномодуляторами не превышает таковой в общей популяции. На фоне терапии иммуносупрессорами повышается риск рождения детей с патологией (множественные пороки развития, малый вес при рождении, недоношенность).

Кормление грудью может быть рекомендовано до 3 мес. (в исключительных случаях – до 6 мес.), затем ребенок должен быть переведен на искусственное вскармливание, а матери с целью профилактики обострений назначаются ПИТРС.

Но необходимо помнить, что последние решение о продолжение или прерывание беременности при рассеянном склерозе остается за женщиной, которой врач обязан разъяснить возможные последствия и осложнения данной беременности.

Литература

  1. Бабенко Л.А., Малкова Н.А. Рассеянный склероз: беременность и терапия препаратами, изменяющими течение рассеянного склероза. Материалы X Всероссийского съезда неврологов с международным участием, 2012. 200 с.

  2. Бойко А.Н., Гусев Е.И. Современные подходы к лечению рассеянного склероза. // Журнал «Неврологический вестник» им. В.М. Бехтерева, т. XLII, вып. 1. Казань, 2010. С. 156–157.

  3. Коробко Д.С., Малкова Н.А., Кудрявцева Е.А., Филиппенко М.Л. Генетический анализ семейных случаев рассеянного склероза. Материалы X Всероссийского съезда неврологов с международным участием, 2012. 223 с.

  4. Котов С.В., Якушина Т.И., Лиждвой В.Ю. Сравнительный анализ эффективности ПИТРС при ремитирующем течении рассеянного склероза. Материалы ХVIII всероссийской конференции «Нейроиммунология. Рассеянный склероз». СПб. Т. IХ, № 3–4, 27–30 сентября 2011. С. 91.

  5. Котов С.В., Якушина Т.И., Лиждвой В.Ю. Длительное сравнительное исследование эффективности препаратов, изменяющих течение рассеянного склероза // Альманах клинической медицины. 2011. № 25. С. 37–40.

  6. Пажигова З.Б., Карпов С.М., Шевченко П.П., Бурнусус Н.И. Распространенность рассеянного склероза в мире (обзорная статья)// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - №1-2.

  7. Попова Е.В., Кукель Т.М., Муравин А.И. и др. Ретроспективный анализ течения беременности и родов у женщин с рассеянным склерозом // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013. Т. 113, № 10. С. 52–56.

  8. Попова Т.Е., Оконешникова Л.Т., Николаева Т.Я. Семейный рассеянный склероз. Материалы X Всероссийского съезда неврологов с международным участием, 2012. 239 с.

  9. Селезнева А.А., Шевченко П.П. Рассеянный склероз и беременность. Vll Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2015».

  10. Шевченко П.П., Карпов С.М., Рзаева О.А., Янушкевич В.Е., Конева А.В. Рассеянный склероз: этиопатогенез с позиции современной науки// Успехи современного естествознания. -2014. - №6

  11. Шмидт Т.Е., Яхно Н.Н. Рассеянный склероз. Руководство для врачей, 2-е изд., 2010. С. 22–23, 233–237.

  12. Якушина Т.И., Лиждвой В.Ю. Современный подход к лечению рассеянного склероза. Сб. трудов Московской областной ассоциации неврологов. М., 2008. С. 183–186.

  13. Damek D.M., Shuster E.A. Pregnancy and multiple sclerosis // Mayo Clinic Proceed? 1997. Vol. 72. P. 977–989.

  14. Devonshire V., Duguette H., Dwosh E. et. al. The immune system and hormones: review and relevance to pregnancy and contraception in women with MS // Int. MS J. 2003. Vol. 10, № 2. P. 45–50.

  15. Dwosh E., Guimond C., Duguette P., Sadovnick A. The interaction of MS and pregnancy: a critical review // Int. MS J. 2003. Vol. 10, № 2. P. 39–42.

  16. Karpov S., Vyshlova I., Azoidis I., Karpov A P31166. Visual evoked potentials in the study of the visual system in patients with multiple sclerosis. European Journal of Neurology. 2016. Т. 23. № S2. С. 683.

  17. Voskuhl R. Hormone-based therapies in MS // Int. MS J. 2003. Vol. 10, № 2. P. 60–66.

  18. Weber M.S., Hohlfeld R., Zamvil S.S. Mechanism of action of glatiramer acetate in treatment of multiple sclerosis // Neurotherapeutics. 2007. Vol. 4. P. 647–653.

Просмотров работы: 442