ЭВОЛЮЦИЯ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭВОЛЮЦИЯ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ В РОССИИ

Кирьянова Е.А. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Липецкий филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Банки в настоящее время являются одними из основных звеньев современной рыночной структуры любой страны. Они являются связующими звеньями между различными отраслями экономики (промышленность, торговля, сельское хозяйство) и населением. Для того, чтобы работать стабильно и эффективно, получать большую прибыль, банкам необходимо развивать свои продукты и услуги.

Банковская услуга – это продукт профессиональной и интеллектуальной деятельности, состоящий из комплекса банковских операций, который приводит к оптимальному исполнению требований клиентов. Основная цель создания любого банковского продукта или услуги – его реализация на рынке и получение прибыли.

В России развитие банковской системы произошло при императрице Анне Иоанновне. Она в 1733 году подписала указ «О правилах займа и денег из Монетарной конторы». Данная организация производила операции с ограниченными суммами денег. Они выдавались под залог золота и серебра из расчета 8% годовых сроком на год с правом отсрочки.

В 1758 году в Санкт-Петербурге и Москве указом был учрежден первый Медный банк, основной задачей которого было привлечение в государственную казну серебряной монеты, содействие обращению медных денег в стране.

В 1860 году Александром был создан Государственный банк, учрежденный для развития торгового кредита. Основной задачей этого банка было накопление золота, борьба с колебаниями курса.

В 1930-х годах в рамках кредитной реформы Госбанк передал операции по размещению государственных займов в ведение сберегательных касс. В годы Великой Отечественной войны данные кассы способствовали мобилизации денежных средств населения для покрытия военных расходов.

В 1948 году с принятием нового Устава были расширены функции сберегательных касс. Они могли осуществлять теперь безналичные расчеты, перечислять заработную плату работников на их счета.

В период 1988-1991 годов банковская система претерпела изменения. Одноуровневая структура была преобразована в двухуровневую, которая включала в себя Центральный Банк Российской Федерации и коммерческие банки.

В современной России существует следующие банковские операции и сделки, установленные законом: кредитные операции по соглашению с заемщиком; депозитные операции; трастовые; консультационные и брокерские услуги; лизинговые; инвестиционные; факторинговые; валютные и другие.

В настоящее время существует два типа банков: универсальные и специализированные. Универсальные банки предоставляют практически все виды банковских услуг и операций, а специализированные банки одну или небольшой их ассортимент. Однако современная банковская система стремится к тому, чтобы стать более универсальной. Это приводит к тому, что практически все существующие банки являются универсальными, и остается меньшее число специализированных.

Одной из причин увеличения ассортимента банковских продуктов и услуг являются высокие темпы экономической интеграции и глобализации. Перемены в предпочтениях клиентов, быстрое развитие техники и технологий, постоянное изменение экономической и политической ситуации на мировой арене заставляют банки создавать и предлагать новые продукты и услуги или совершенствовать уже имеющиеся.

На сегодняшний день актуальной становится тема развития как экономической сферы в целом, так и будущее рынка банковских услуг. В России наметились три тенденции:

  1. Быстрое развитие информационных технологий, которые позволяют банкам расширять ассортимент своих продуктов и предоставляемых операций. Так, в последнее время очень актуальной становится такая услуга, как мобильный и онлайн банкинг, использование «облаков». В ближайшем будущем исчезнут пластиковые карты, а появятся платежные чипы.1

  2. Происходит перестройка как финансового, так и банковского сектора. Это приводит к появлению новых сегментов;

  3. Повышается не только финансовая грамотность населения, но и их требования к предоставляемым продуктам и услугам, обслуживанию. Данный фактор оказывает наибольшее влияние. Для изучения потребительского спроса необходимо увеличивать количество консультационных отделов, занимающиеся непосредственно будут работать с потенциальными клиентами.

Существует множество способов увеличения количества банковских продуктов. Один из них – банковские инновации.2 Банковские инновации – это совокупность специальных банковских услуг и продуктов, их внедрение и использование приводит к совершенствованию существующих услуг и продуктов. Благодаря этому повышается качество обслуживания клиентов, их удовлетворенность полученными услугами. На сегодняшний день в России существуют банки, которые научились правильно применять не только банковские инновации, но и перенести опыт зарубежных стран на свои банки. К этим банкам относятся Сбербанк, Росбанк, ВТБ24. Они предоставляют достаточно широкий ассортимент продуктов и услуг, благодаря чему они могут поддерживать экономические отношения с зарубежными банками. Так, в ближайшем будущем будут популяризованы p2p-кредиты (равноправное инвестирование между не связанными между собой лицами без привлечения финансового посредника).

Также особое внимание необходимо уделять следующим направлениям3:

  1. Оптимизация внутренних технологий по предоставлению банковских продуктов и услуг клиентам;

  2. Автоматизация услуг;

  3. Обеспечение высокого качества обслуживания клиентов;

  4. Повышение оперативности работы при оптимальных рисках;

Предоставление и реализация банковских продуктов и услуг – это важнейший вид деятельности любого современного коммерческого банка. В современных условиях конкуренция в банковском секторе настолько увеличилась, что каждый банк, для того, чтобы выжить, должен предоставлять такой набор продуктов и услуг, который бы удовлетворил все потребности покупателей.

1 Кузнецова И.А. Тенденции развития российского рынка банковских услуг и продуктов в современных условиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.-№6-2.-2015

2 Самойлова Т. Банки и банковские продукты // Популярные финансы. – 2014.-№3.-С.23-26

3 Чуприна В. Ю. Тенденции и перспективы развития рынка банковских продуктов и услуг в Российской Федерации // Экономическая наука сегодня: теория и практика — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 163–166.

Просмотров работы: 780