В современном хоккее особое значение приобретает скоростно-силовая подготовка — один из важных факторов повышения мастерства и специальной работоспособности игроков [3].
Фундамент высоких и стабильных достижений закладывают в детстве и в юношеском возрасте. Анализ накопленного опыта и результатов уже проведенных исследований показывает, что в процессе многолетней тренировки всегда можно найти дополнительные резервы и потенциальные возможности повышения уровня скоростно-силовой подготовленности юных спортсменов. Среди прочих причин, обусловливающих недостаточно высокую эффективность скоростно-силовой подготовки хоккейной молодежи, хотелось бы выделить несовершенство практикуемой методики развития скоростно-силовых качеств. Именно эта причина вызывает необходимость, в интересах дальнейшего прогресса мастерства наших резервов, оптимизировать учебно-тренировочный процесс, прежде всего, в плане повышения эффективности средств и методов специальной скоростно-силовой подготовки [4].
Одним из эффективных методов воспитания скоростно-силовых качеств у хоккеистов является использование динамических усилий, методов ударного, вариативного и сопряжённого воздействия. В современной литературе эта проблема рассмотрена достаточно слабо [1]. В связи с актуальностью и малой разработанностью проблемы, темой нашего исследования была выбрана: «Методы воспитания скоростно-силовых качеств в хоккее с шайбой на этапе совершенствования спортивного мастерства».
Цель исследования: изучить, научно обосновать и проверить на практике эффективность применения методов динамических усилий, методов ударного, вариативного и сопряжённого воздействия в воспитании скоростно-силовых качеств хоккеистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Гипотеза исследования: мы предположили, что одними из эффективных методов воспитания скоростно-силовых качеств хоккеистов на этапе совершенствования спортивного мастерства являются методы динамических усилий, ударного, вариативного и сопряжённого воздействия.
В процессе достижения цели исследования решались следующие задачи:
1. На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы и опыта существующей практики определить наиболее эффективные пути скоростно-силовой подготовки хоккеистов.
2. Выявить степень доступности некоторых нетрадиционных средств и методов специальной скоростно-силовой подготовки хоккеистов.
3. Выявить эффективность построения скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов на этапе совершенствования спортивного мастерства лет по принципу системного использования средств и методов тренировки.
Для решения поставленных в работе задач, нами использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- методы математической статистики.
Для оценки скоростно-силовой подготовленности хоккеистов применялись следующие тесты:
- Прыжок в длину с места (каждый проводил по три прыжка, лучший результат фиксировался.).
- Тройной прыжок c места (по два прыжка, фиксировался средний результат).
- Челночный бег 6х10м (два старта, лучшее время фиксируется).
- Прыжок в высоту с места (три прыжка, фиксируется средний результат).
- Бросок набивного мяча (2кг) из-за головы (три броска, лучший фиксируется).
Руководствуясь стремлением найти наиболее эффективные пути скоростно-силовой подготовки хоккеистов, мы запланировали педагогический эксперимент.
Участниками исследования стала группа 14-15-летних хоккеистов (именно этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростно-силовых качеств) воспитанников ДЮСШ г. Прокопьевска с шестилетним стажем занятий. Исследование проводилось в спортивном летнем лагере, на общеподготовительном этапе подготовительного периода.
Испытуемых разделили на две группы по 10 человек - контрольную и экспериментальную. По спортивному мастерству (2-й юношеский разряд) и показателям скоростно-силовой подготовленности группы были однородными. Эксперимент длился 6 недель.
В конце втягивающего микроцикла провели тестирование обеих групп. Каждая группа проводила по три занятия в неделю по силовой и скоростно-силовой подготовке. Объём тренировочной и соревновательной деятельности, а также нагрузки в обеих группах были одинаковыми. Тренировочные программы групп на экспериментальный период отличались лишь содержанием силовой и скоростно-силовой подготовки.
В контрольной группе применяли традиционные и наиболее часто используемые в тренировках юных хоккеистов средства и методы - упражнения с отягощениями (легкие штанги, грифы, блины, набивные мячи, гантели и др.)
Упражнения со штангой:
- толчок штанги (грифа) от груди вверх (10-15 % от максимальных)
- толчок штанги (грифа) от груди перед собой (10-15 % от максимальных)
- толчок штанги из за головы, от груди вверх (10-15 % от максимальных)
- толчок штанги с земли на вытянутые руки вверх (10-15 % от максимальных)
- жим штанги (грифа) к груди в согнутом положении (10-15 % от максимальных)
- бросок штанги (грифа) от груди в перед двумя руками (10-15 % от максимальных)
- выпрыгивание вверх с двух ног с штангой из положения полуприсед (20-30 % от максимальных)
- выпрыгивание вверх на одной ноге наступая на ступеньку высотой 20см (20-30 % от максимальных)
приседание со штангой (20-30 % от максимальных)
Упражнения с блинами от штанги (от 1кг до 10 кг)
- толчок от груди вверх, перед собой, из-за головы.
- имитация бега на коньках с блином в руках
- имитация работы лыжными палками с блинами в руках
- поднимание рук в сторону на угол 90-180 градусов с блинами
- выпрыгивание вверх с одновременным толчком блина от груди вверх двумя руками
- бросок блина от груди двумя руками вперед
- круговые движения туловища в лево, в право, блин в двух руках
круговые движения руками вперед, назад с блинами в руках
Упражнения с набивным мячом:
- броски вперед от груди, из-за головы, из-под ног,
- броски назад двумя руками
- броски одной рукой
- подбрасывание одной рукой вверх
Также применяли в тренировках: прыжки, многоскоки, упражнения с партнером, эстафеты, игры (рис.3, рис.5)
В экспериментальной группе тренировочную программу строили по сопряженно-последовательному принципу использования средств и методов скоростно-силовой подготовки. Основной задачей тренировки в этот период было повышение способностей ребят к проявлению специальной силы в специфических соревновательных движениях (в беге на коньках, в бросках и ударах, и т.п.)
Определяя средства скоростно-силовой подготовки. В экспериментальной программе, учитывали следующие методические концепции:
Наиболее эффективны как средства специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов упражнения с преодолевающим режимом работы мышц, при небольших отягощениях (порядка 20-40 % от максимальных);
Режим работы мышц должен соответствовать специализированным упражнениям и учитывать начальные условия развития усилия;
При имитации соревновательного упражнения необходимо локально-направленно воздействовать на рабочие группы мышц, ответственные за двигательное действия в целом, предлагая им в тренировке повышенную скоростно-силовую нагрузку.
В экспериментальной группе применяли следуюшие комплексы упражнений, развивающие преимущественно специальную силу отдельных мышечных групп (рис.4, рис.6).
Упражнения для мышц нижних конечностей:
- Повторное разгибания ног с предельным усилием из положения полуприсед в коленном суставе с отягощением, равным последовательно 20 и 40 % от максимальных (работа проводилась на специальном тренажере).
- Сгибание, разгибание ног в коленном суставе лежа на животе с отягощением, равным последовательно 15 и 30 % от максимальных (резкое сгибание ног и медленное разгибание, удерживая вес)
- Разгибание ног в коленном суставе сидя на тренажере с отягощением, равным последовательно 15 и 30 % от максимальных (резкое разгибание и медленное сгибание).
- Прыжковая имитация бега на коньках с отягощением (утяжеленными поясами и с максимальным усилием при отталкивании)
- Прыжковая имитация бега на коньках (в специальной яме, длинной 10м и боковые поверхности ямы находятся под углом 45 градусов по отношению друг к другу)
- Прыжковая имитация бега на коньках с блином от штанги в руках.
- Прыжки в глубину с высоты 60-80 см с активным отталкиванием вперед-вверх после приземления.
- Запрыгивание на тумбу высотой 40-60 см с земли.
- Прыжки через барьеры высотой 40-50 см с продвижением вперед (10 барьеров)
- Прыжки через скамейку с двух ног левым, правым боком.
- Прыжки в длину из положения полуприсед с продвижением вперед.
- Прыжки в длину из глубокого приседа с продвижением вперед.
- Прыжки в высоту из положения полуприсед со штангой на плечах (7-10 прыжков) с отягощением, равным последовательно 20 и 40 % от максимальных, далее штанга сбрасывается и идет ускорение 10-15м
- Прыжки на одной ноге с продвижением вперед 10-15м.
- Прыжки через скакалку.
- Прыжки в высоту (дотянуться до подвешенного предмета.)
- Ускорение 15-20м (к поясу пристегнут поводок на конце которого покрышка от автомобиля)
- Челночный бег 6х10м (с утяжеленным поясом)
- Челночный бег 3х10м (с переносом блинов в одну сторону)
- Ускорение 15-20м с партнером на плечах, на пояснице, в руках.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:
- Имитация броска шайбы (клюшка привязана к резиновому эспандеру)
- Имитация броска шайбы (утяжеленной клюшкой)
Чередование бросков (тяжелой, легкой, нормальной) шайбой.
Имитация броска шайбы на специальном тренажере рис. 1
- Броски набивного мяча из-за головы весом 1-2-3кг
- Броски набивного мяча двумя руками с левой стороны, с правой стороны.
- Броски набивного мяча от груди.
- Броски набивного мяча из-за головы назад весом 1-2-3кг.
- Броски набивного мяча одной рукой в даль.
- Отжимание (с хлопком).
- Отжимание в парах (партнер держит за голеностопы).
- Ходьба на руках (партнер держит за голеностопы) 10м.
- Бег на руках (партнер держит за голеностопы).
- Прыжки на руках с продвижением вперед (партнер держит за голеностопы) 10м.
- Подтягивание на перекладине.
- Подтягивание на перекладине (партнер помогает, поддерживая за голеностопы)
В учебно-тренировочном процессе широко применяли игровой метод. Его эффективность связана с повышением интереса занимающихся и эмоционального фона занятия. Также применяли соревновательный метод.
Таким образом, тренировочная программа по силовой и скоростно-силовой подготовке в экспериментальной группе в отличие от программы контрольной группы включала специальные средства, по структуре и нервно-мышечным усилиям адекватные основным (соревновательным) упражнениям хоккеистов.
Занятия в экспериментальной группе проходили на более высоком эмоциональном уровне, вызывая у всех членов группы больший интерес.
Результаты контрольных тестирований представлены в таблицах. Подробнее рассмотрим результаты, полученные в экспериментальной работе.
Тест – прыжок в длину с места (см)
Сначала сравним полученные результаты после тестирования с нормативной оценкой физической подготовленности хоккеистов 14-лет (по пятибальной шкале) (таблица №1 и таблица №10).
До начала эксперимента:
Экспериментальная группа - Х тест =224,4см оценка по норме-3
Контрольная группа - Х тест =229см оценка по норме-3
После эксперимента:
Экспериментальная группа - Х тест =243,9см оценка по норме-4
Контрольная группа - Х тест =237,9см оценка по норме-4
Абсолютный прирост - 19,5см и 8,9см
Относительный прирост - 8,3% и 3,8%
Мы видим, что в обеих группах после выполнения испытуемыми тренировочных программ результаты выросли. Но в экспериментальной группе прирост больше, чем в контрольной группе в два раза.
Тест – тройной прыжок в длину с места (см)
Сравним полученные результаты после тестирования с нормативной оценкой физической подготовленности хоккеистов 14-лет (по пятибальной шкале) (таблица 3, таблица 10).
До начала эксперимента:
Экспериментальная группа - Х тест =676,1 см оценка по норме-4
Контрольная группа - Х тест =677,9 см оценка по норме-4
После эксперимента:
Экспериментальная группа - Х тест =694,2 см оценка по норме-5
Контрольная группа - Х тест =687,9 см оценка по норме-5
Абсолютный прирост - 18,1 см и 9,7 см
Относительный прирост - 2,6 % и 1,9 %
Мы видим, что в обеих группах после выполнения испытуемыми тренировочных программ результаты выросли, но незначительно. Даже при незначительном приросте в экспериментальной группе зафиксирован прирост больше чем в контрольной..
Тест – прыжки вверх с места (см)
Сравним полученные результаты после тестирования с нормативной оценкой физической подготовленности хоккеистов 14-лет (по пятибальной шкале) Таблица № 4 и Таблица № 10
До начала эксперимента:
Экспериментальная группа - Х тест =50,3 см оценка по норме-3
Контрольная группа - Х тест =51,1 см оценка по норме-3
После эксперимента:
Экспериментальная группа - Х тест =56,2 см оценка по норме-4
Контрольная группа - Х тест = 55,05 см оценка по норме-4
Абсолютный прирост- 5,9 см и 3,95 см
Относительный прирост - 11,1 % и 7,4 %
В обеих группах после выполнения испытуемыми тренировочных программ результаты выросли. Но в экспериментальной группе прирост оказался больше, чем в контрольной.
Тест – бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы, см
Сравним полученный результат после тестирования с нормативной оценкой физической подготовленности хоккеистов 14-лет (по пятибальной шкале) (таблица 7 и таблица 10).
До начала эксперимента:
Экспериментальная группа - Х тест =562,5 см оценка по норме-4
Контрольная группа - Х тест =555,3 см оценка по норме-4
После эксперимента:
Экспериментальная группа - Х тест =584,2 см оценка по норме-5
Контрольная группа - Х тест = 5571 см оценка по норме-5
Абсолютный прирост- 21,7 см и 15,7 см
Относительный прирост - 3,8 % и 2,7 %
В обеих группах после выполнения испытуемыми тренировочных программ результаты выросли. Но в экспериментальной группе прирост оказался больше чем в контрольной
Тест – челночный бег 6 х 10м, сек
Сравним полученные результаты после тестирования с нормативной оценкой физической подготовленности хоккеистов 14-лет (по пятибальной шкале) Таблица № 2 и Таблица № 10
До начала эксперимента:
Экспериментальная группа - Х тест =10,16 сек оценка по норме-4
Контрольная группа - Х тест =10,12 сек оценка по норме-4
После эксперимента:
Экспериментальная группа - Х тест =9,86 сек оценка по норме-5
Контрольная группа - Х тест =9,93 сек оценка по норме-5
Абсолютный прирост - 0,29 сек и 0,19 сек
Относительный прирост - 2,9 % и 1,9 %.
В обеих группах после выполнения испытуемыми тренировочных программ результаты выросли. В экспериментальной группе прирост оказался больше, чем в контрольной.
Анализ контрольных движений свидетельствует о том, что в обеих группах после выполнения тренировочных программ уровень скоростно-силовой подготовленности возрос. Однако в экспериментальной группе прирост его оказался значительнее.
Нами в процессе эксперимента на спортивной тренировке были разработаны и внедрены в практику новые методические подходы к построению скоростно-силовой подготовки. Нам удалось установить, что высокую эффективность тренировочных воздействий обеспечивает применение так называемой сопряженно-последовательной системы использования средств специальной скоростно-силовой подготовки. Основная идея этой системы состоит в последовательном введении в тренировку упражнений с более высоким тренирующим эффектом и в таком их сочетании (сопряжении) во времени, какое создает благоприятные условия для возникновения специфического кумулятивного эффекта нагрузки. А сам кумулятивный эффект выражается в высоком уровне развития способности мышц к проявлению взрывных усилий. Кроме того, в практике тренировки нами использовались наиболее эффективные методы сопряженного воздействия — ударный и вариативный, а также самые разные тренажерные устройства для развития скоростно-силовых качеств спортсмена. Особое значение приобретают в этих условиях принципы динамического соответствия в подборе средств тренировки. Основная суть этих методических положений сводится к тому, что для повышения эффективности специальной скоростно-силовой подготовки спортсмена необходимо использовать средства и методы, по структуре движения и нервно-мышечным усилиям адекватные основным соревновательным.
Определяя средства скоростно-силовой подготовки в экспериментальной программе, учитывали следующие методические концепции:
- наиболее эффективны как средства специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов упражнения с преодолевающим режимом работы мышц при небольших отягощениях (порядка 20—40% от максимальных);
- режим работы мышц должен соответствовать специализированным упражнениям и учитывать начальные условия развития усилия;
- при имитации соревновательного упражнения необходимо локально-направленно воздействовать на рабочие группы мышц, ответственные за двигательное действие в целом, предлагая им в тренировке повышенную скоростно-силовую нагрузку.
Таким образом в экспериментальной группе применяли следующие комплексы упражнений, развивающие преимущественно специальную силу отдельных мышечных групп.
Упражнения для мышц нижних конечностей:
1. Повторные разгибания ног с предельным усилием из положения полуприсед (положение подсадки хоккеиста в беге на коньках при угле 100—110°) в коленном суставе с отягощениями, равными последовательно 20 и 40% от максимальных;
2. Прыжковая имитация бега на коньках с отягощением (утяжеленными поясами и с максимальным усилием при отталкивании);
3. Прыжки «в глубину» с высоты 60—80 см с активным отталкиванием вперед-вверх после приземления;
4. Бег на коньках со скользящим по льду отягощением (40% от максимального) в сочетании с обычным бегом на коньках на короткие дистанции с предметом;
«Челночный бег» на короткие дистанции, с утяжелением.
Различные тренажерные устройства, позволяющие развивать двигательные способности.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:
1. Имитация броска с использованием тренажера специальной конструкции с отягощениями (20 и 40% от максимальных) и с концентрацией рабочего усилия на начальном участке амплитуды движения; рис.7
2. Чередование бросков утяжеленной (350—400 г) шайбы и шайбы нормального веса с предельным усилием;
3. Максимально сильные броски шайбы нормального веса с использованием силовой колодки.
Продолжительность концентрированной скоростно-силовой нагрузки, необходимой для приспособительного реагирования организма юного спортсмена, составила четыре недели.
Учитывая, что разовая нагрузка не исчерпывает возможности адаптационных перестроек организма и не обеспечивает стабилизации организма на достигнутом функциональном уровне, в течение следующих шести недель для получения более выраженного и стойкого приспособительного эффекта скоростно-силовые нагрузки использовали в тренировке повторно.
При определении порядка введения средств в тренировку учитывали, что порядок следования средств изменяет тренировочный эффект каждого из них и качественный характер приобретенных скоростно-силовых способностей. Поэтому построение экспериментальной тренировочной программы было основано на использовании: срочного эффекта последействия (использования следовых явлений от ранее проделанной работы) для повышения эффективности последующей нагрузки; вариативности усилий (когда упражнения в стандартных условиях выполняют на фоне «свежих» мышечных ощущений, полученных при работе с небольшими отягощениями)
На общеподготовительном этапе в течение четырёх недель применяли комплекс средств, обладающих необходимым тренирующим эффектом для перевода организма юного хоккеиста на более высокий функциональный уровень скоростно-силовой подготовленности. На этапе специальной подготовки в последующие четыре недели применяли комплекс средств, создающих благоприятные условия для совершенствования технического мастерства на фоне повышающегося уровня специфической работоспособности организма. Занятия проводили в форме раздельной и круговой тренировок, а также комплексных занятий на льду.
Таким образом, тренировочная программа в экспериментальной группе в отличие от программы контрольной группы была построена с учетом новых методических подходов.
Анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что в обеих группах после выполнения испытуемыми двигательных заданий результаты выросли. Однако в экспериментальной группе прирост силовых и скоростно-силовых показателей оказался значительнее и статистически достовернее.
Применение сопряженно-последовательного принципа использования средств специальной скоростно-силовой подготовки обеспечило неуклонное существенное развитие скоростно-силовых способностей юных хоккеистов.
Для повышения эффективности силовой и скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов средства тренировки необходимо подбирать с учетом принципа динамического соответствия соревновательному упражнению при использовании методов динамических усилий, методов ударного, вариативного и сопряженного воздействия.
Организация специальной скоростно-силовой подготовки по сопряженно-последовательному принципу использования средств и методов тренировки позволяет не только экономить время и энергию юных спортсменов, но и создать благоприятные условия для рационализации тренировочного процесса в целом.
Список литературы
Зайцев, В. К. Технология тренировки функциональных систем организма хоккеиста. М. Академ.Проект, 2006. - 224 с.
Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.
Питер, Твист Хоккей: теория и практика М: АСТ: Астрель, 2006. - 288 с.
Тюленьков, С. Ю. Контроль в системе подготовки хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации / С. Ю. Тюленьков, А. Сергеев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 7. - С. 23.