МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В ХОККЕЕ С ШАЙБОЙ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Юношеский хоккей в нашей стране давно уже стал важнейшей базой подготовки резервов Большого хоккея. Высокие темпы повышения уровня мирового хоккея настоятельно требуют постоянного поиска новых, все более эффективных средств и методов подготовки надежного резерва [2].

В современном хоккее особое значение приобретает скоростно-силовая подготовка — один из важных факторов повышения мастерства и специальной работоспособности игроков [3].

Фундамент высоких и стабильных достижений закладывают в детстве и в юношеском возрасте. Анализ накопленного опыта и результатов уже проведенных исследований показывает, что в процессе многолетней тренировки всегда можно найти дополнительные резервы и потенциальные возможности повышения уровня скоростно-силовой подготовленности юных спортсменов. Среди прочих причин, обусловливающих недостаточно высокую эффективность скоростно-силовой подготовки хоккейной молодежи, хотелось бы выделить несовершенство практикуемой методики развития скоростно-силовых качеств. Именно эта причина вызывает необходимость, в интересах дальнейшего прогресса мастерства наших резервов, оптимизировать учебно-тренировочный процесс, прежде всего, в плане повышения эффективности средств и методов специальной скоростно-силовой подготовки [4].

Одним из эффективных методов воспитания скоростно-силовых качеств у хоккеистов является использование динамических усилий, методов ударного, вариативного и сопряжённого воздействия. В современной литературе эта проблема рассмотрена достаточно слабо [1]. В связи с актуальностью и малой разработанностью проблемы, темой нашего исследования была выбрана: «Методы воспитания скоростно-силовых качеств в хоккее с шайбой на этапе совершенствования спортивного мастерства».

Цель исследования: изучить, научно обосновать и проверить на практике эффективность применения методов динамических усилий, методов ударного, вариативного и сопряжённого воздействия в воспитании скоростно-силовых качеств хоккеистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Гипотеза исследования: мы предположили, что одними из эффективных методов воспитания скоростно-силовых качеств хоккеистов на этапе совершенствования спортивного мастерства являются методы динамических усилий, ударного, вариативного и сопряжённого воздействия.

В процессе достижения цели исследования решались следующие задачи:

1. На основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы и опыта существующей практики определить наиболее эффективные пути скоростно-силовой подготовки хоккеистов.

2. Выявить степень доступности некоторых нетрадиционных средств и методов специальной скоростно-силовой подготовки хоккеистов.

3. Выявить эффективность построения скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов на этапе совершенствования спортивного мастерства лет по принципу системного использования средств и методов тренировки.

Для решения поставленных в работе задач, нами использовались следующие методы исследования:

- анализ научно-методической литературы;

- педагогический эксперимент;

- тестирование;

- методы математической статистики.

Для оценки скоростно-силовой подготовленности хоккеистов применялись следующие тесты:

- Прыжок в длину с места (каждый проводил по три прыжка, лучший результат фиксировался.).

- Тройной прыжок c места (по два прыжка, фиксировался средний результат).

- Челночный бег 6х10м (два старта, лучшее время фиксируется).

- Прыжок в высоту с места (три прыжка, фиксируется средний результат).

- Бросок набивного мяча (2кг) из-за головы (три броска, лучший фиксируется).

Руководствуясь стремлением найти наиболее эффективные пути скоростно-силовой подготовки хоккеистов, мы запланировали педагогический эксперимент.

Участниками исследования стала группа 14-15-летних хоккеистов (именно этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростно-силовых качеств) воспитанников ДЮСШ г. Прокопьевска с шестилетним стажем занятий. Исследование проводилось в спортивном летнем лагере, на общеподготовительном этапе подготовительного периода.

Испытуемых разделили на две группы по 10 человек - контрольную и экспериментальную. По спортивному мастерству (2-й юношеский разряд) и показателям скоростно-силовой подготовленности группы были однородными. Эксперимент длился 6 недель.

В конце втягивающего микроцикла провели тестирование обеих групп. Каждая группа проводила по три занятия в неделю по силовой и скоростно-силовой подготовке. Объём тренировочной и соревновательной деятельности, а также нагрузки в обеих группах были одинаковыми. Тренировочные программы групп на экспериментальный период отличались лишь содержанием силовой и скоростно-силовой подготовки.

В контрольной группе применяли традиционные и наиболее часто используемые в тренировках юных хоккеистов средства и методы - упражнения с отягощениями (легкие штанги, грифы, блины, набивные мячи, гантели и др.)

Упражнения со штангой:

- толчок штанги (грифа) от груди вверх (10-15 % от максимальных)

- толчок штанги (грифа) от груди перед собой (10-15 % от максимальных)

- толчок штанги из за головы, от груди вверх (10-15 % от максимальных)

- толчок штанги с земли на вытянутые руки вверх (10-15 % от максимальных)

- жим штанги (грифа) к груди в согнутом положении (10-15 % от максимальных)

- бросок штанги (грифа) от груди в перед двумя руками (10-15 % от максимальных)

- выпрыгивание вверх с двух ног с штангой из положения полуприсед (20-30 % от максимальных)

- выпрыгивание вверх на одной ноге наступая на ступеньку высотой 20см (20-30 % от максимальных)

приседание со штангой (20-30 % от максимальных)

Упражнения с блинами от штанги (от 1кг до 10 кг)

- толчок от груди вверх, перед собой, из-за головы.

- имитация бега на коньках с блином в руках

- имитация работы лыжными палками с блинами в руках

- поднимание рук в сторону на угол 90-180 градусов с блинами

- выпрыгивание вверх с одновременным толчком блина от груди вверх двумя руками

- бросок блина от груди двумя руками вперед

- круговые движения туловища в лево, в право, блин в двух руках

круговые движения руками вперед, назад с блинами в руках

Упражнения с набивным мячом:

- броски вперед от груди, из-за головы, из-под ног,

- броски назад двумя руками

- броски одной рукой

- подбрасывание одной рукой вверх

Также применяли в тренировках: прыжки, многоскоки, упражнения с партнером, эстафеты, игры (рис.3, рис.5)

В экспериментальной группе тренировочную программу строили по сопряженно-последовательному принципу использования средств и методов скоростно-силовой подготовки. Основной задачей тренировки в этот период было повышение способностей ребят к проявлению специальной силы в специфических соревновательных движениях (в беге на коньках, в бросках и ударах, и т.п.)

Определяя средства скоростно-силовой подготовки. В экспериментальной программе, учитывали следующие методические концепции:

Наиболее эффективны как средства специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов упражнения с преодолевающим режимом работы мышц, при небольших отягощениях (порядка 20-40 % от максимальных);

Режим работы мышц должен соответствовать специализированным упражнениям и учитывать начальные условия развития усилия;

При имитации соревновательного упражнения необходимо локально-направленно воздействовать на рабочие группы мышц, ответственные за двигательное действия в целом, предлагая им в тренировке повышенную скоростно-силовую нагрузку.

В экспериментальной группе применяли следуюшие комплексы упражнений, развивающие преимущественно специальную силу отдельных мышечных групп (рис.4, рис.6).

Упражнения для мышц нижних конечностей:

- Повторное разгибания ног с предельным усилием из положения полуприсед в коленном суставе с отягощением, равным последовательно 20 и 40 % от максимальных (работа проводилась на специальном тренажере).

- Сгибание, разгибание ног в коленном суставе лежа на животе с отягощением, равным последовательно 15 и 30 % от максимальных (резкое сгибание ног и медленное разгибание, удерживая вес)

- Разгибание ног в коленном суставе сидя на тренажере с отягощением, равным последовательно 15 и 30 % от максимальных (резкое разгибание и медленное сгибание).

- Прыжковая имитация бега на коньках с отягощением (утяжеленными поясами и с максимальным усилием при отталкивании)

- Прыжковая имитация бега на коньках (в специальной яме, длинной 10м и боковые поверхности ямы находятся под углом 45 градусов по отношению друг к другу)

- Прыжковая имитация бега на коньках с блином от штанги в руках.

- Прыжки в глубину с высоты 60-80 см с активным отталкиванием вперед-вверх после приземления.

- Запрыгивание на тумбу высотой 40-60 см с земли.

- Прыжки через барьеры высотой 40-50 см с продвижением вперед (10 барьеров)

- Прыжки через скамейку с двух ног левым, правым боком.

- Прыжки в длину из положения полуприсед с продвижением вперед.

- Прыжки в длину из глубокого приседа с продвижением вперед.

- Прыжки в высоту из положения полуприсед со штангой на плечах (7-10 прыжков) с отягощением, равным последовательно 20 и 40 % от максимальных, далее штанга сбрасывается и идет ускорение 10-15м

- Прыжки на одной ноге с продвижением вперед 10-15м.

- Прыжки через скакалку.

- Прыжки в высоту (дотянуться до подвешенного предмета.)

- Ускорение 15-20м (к поясу пристегнут поводок на конце которого покрышка от автомобиля)

- Челночный бег 6х10м (с утяжеленным поясом)

- Челночный бег 3х10м (с переносом блинов в одну сторону)

- Ускорение 15-20м с партнером на плечах, на пояснице, в руках.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:

- Имитация броска шайбы (клюшка привязана к резиновому эспандеру)

- Имитация броска шайбы (утяжеленной клюшкой)

Чередование бросков (тяжелой, легкой, нормальной) шайбой.

Имитация броска шайбы на специальном тренажере рис. 1

- Броски набивного мяча из-за головы весом 1-2-3кг

- Броски набивного мяча двумя руками с левой стороны, с правой стороны.

- Броски набивного мяча от груди.

- Броски набивного мяча из-за головы назад весом 1-2-3кг.

- Броски набивного мяча одной рукой в даль.

- Отжимание (с хлопком).

- Отжимание в парах (партнер держит за голеностопы).

- Ходьба на руках (партнер держит за голеностопы) 10м.

- Бег на руках (партнер держит за голеностопы).

- Прыжки на руках с продвижением вперед (партнер держит за голеностопы) 10м.

- Подтягивание на перекладине.

- Подтягивание на перекладине (партнер помогает, поддерживая за голеностопы)

В учебно-тренировочном процессе широко применяли игровой метод. Его эффективность связана с повышением интереса занимающихся и эмоционального фона занятия. Также применяли соревновательный метод.

Таким образом, тренировочная программа по силовой и скоростно-силовой подготовке в экспериментальной группе в отличие от программы контрольной группы включала специальные средства, по структуре и нервно-мышечным усилиям адекватные основным (соревновательным) упражнениям хоккеистов.

Занятия в экспериментальной группе проходили на более высоком эмоциональном уровне, вызывая у всех членов группы больший интерес.

Результаты контрольных тестирований представлены в таблицах. Подробнее рассмотрим результаты, полученные в экспериментальной работе.

Тест – прыжок в длину с места (см)

Сначала сравним полученные результаты после тестирования с нормативной оценкой физической подготовленности хоккеистов 14-лет (по пятибальной шкале) (таблица №1 и таблица №10).

До начала эксперимента:

Экспериментальная группа - Х тест =224,4см оценка по норме-3

Контрольная группа - Х тест =229см оценка по норме-3

После эксперимента:

Экспериментальная группа - Х тест =243,9см оценка по норме-4

Контрольная группа - Х тест =237,9см оценка по норме-4

Абсолютный прирост - 19,5см и 8,9см

Относительный прирост - 8,3% и 3,8%

Мы видим, что в обеих группах после выполнения испытуемыми тренировочных программ результаты выросли. Но в экспериментальной группе прирост больше, чем в контрольной группе в два раза.

Тест – тройной прыжок в длину с места (см)

Сравним полученные результаты после тестирования с нормативной оценкой физической подготовленности хоккеистов 14-лет (по пятибальной шкале) (таблица 3, таблица 10).

До начала эксперимента:

Экспериментальная группа - Х тест =676,1 см оценка по норме-4

Контрольная группа - Х тест =677,9 см оценка по норме-4

После эксперимента:

Экспериментальная группа - Х тест =694,2 см оценка по норме-5

Контрольная группа - Х тест =687,9 см оценка по норме-5

Абсолютный прирост - 18,1 см и 9,7 см

Относительный прирост - 2,6 % и 1,9 %

Мы видим, что в обеих группах после выполнения испытуемыми тренировочных программ результаты выросли, но незначительно. Даже при незначительном приросте в экспериментальной группе зафиксирован прирост больше чем в контрольной..

Тест – прыжки вверх с места (см)

Сравним полученные результаты после тестирования с нормативной оценкой физической подготовленности хоккеистов 14-лет (по пятибальной шкале) Таблица № 4 и Таблица № 10

До начала эксперимента:

Экспериментальная группа - Х тест =50,3 см оценка по норме-3

Контрольная группа - Х тест =51,1 см оценка по норме-3

После эксперимента:

Экспериментальная группа - Х тест =56,2 см оценка по норме-4

Контрольная группа - Х тест = 55,05 см оценка по норме-4

Абсолютный прирост- 5,9 см и 3,95 см

Относительный прирост - 11,1 % и 7,4 %

В обеих группах после выполнения испытуемыми тренировочных программ результаты выросли. Но в экспериментальной группе прирост оказался больше, чем в контрольной.

Тест – бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головы, см

Сравним полученный результат после тестирования с нормативной оценкой физической подготовленности хоккеистов 14-лет (по пятибальной шкале) (таблица 7 и таблица 10).

До начала эксперимента:

Экспериментальная группа - Х тест =562,5 см оценка по норме-4

Контрольная группа - Х тест =555,3 см оценка по норме-4

После эксперимента:

Экспериментальная группа - Х тест =584,2 см оценка по норме-5

Контрольная группа - Х тест = 5571 см оценка по норме-5

Абсолютный прирост- 21,7 см и 15,7 см

Относительный прирост - 3,8 % и 2,7 %

В обеих группах после выполнения испытуемыми тренировочных программ результаты выросли. Но в экспериментальной группе прирост оказался больше чем в контрольной

Тест – челночный бег 6 х 10м, сек

Сравним полученные результаты после тестирования с нормативной оценкой физической подготовленности хоккеистов 14-лет (по пятибальной шкале) Таблица № 2 и Таблица № 10

До начала эксперимента:

Экспериментальная группа - Х тест =10,16 сек оценка по норме-4

Контрольная группа - Х тест =10,12 сек оценка по норме-4

После эксперимента:

Экспериментальная группа - Х тест =9,86 сек оценка по норме-5

Контрольная группа - Х тест =9,93 сек оценка по норме-5

Абсолютный прирост - 0,29 сек и 0,19 сек

Относительный прирост - 2,9 % и 1,9 %.

В обеих группах после выполнения испытуемыми тренировочных программ результаты выросли. В экспериментальной группе прирост оказался больше, чем в контрольной.

Анализ контрольных движений свидетельствует о том, что в обеих группах после выполнения тренировочных программ уровень скоростно-силовой подготовленности возрос. Однако в экспериментальной группе прирост его оказался значительнее.

Нами в процессе эксперимента на спортивной тренировке были разработаны и внедрены в практику новые методические подходы к построению скоростно-силовой подготовки. Нам удалось установить, что высокую эффективность тренировочных воздействий обеспечивает применение так называемой сопряженно-последовательной системы использования средств специальной скоростно-силовой подготовки. Основная идея этой системы состоит в последовательном введении в тренировку упражнений с более высоким тренирующим эффектом и в таком их сочетании (сопряжении) во времени, какое создает благоприятные условия для возникновения специфического кумулятивного эффекта нагрузки. А сам кумулятивный эффект выражается в высоком уровне развития способности мышц к проявлению взрывных усилий. Кроме того, в практике тренировки нами использовались наиболее эффективные методы сопряженного воздействия — ударный и вариативный, а также самые разные тренажерные устройства для развития скоростно-силовых качеств спортсмена. Особое значение приобретают в этих условиях принципы динамического соответствия в подборе средств тренировки. Основная суть этих методических положений сводится к тому, что для повышения эффективности специальной скоростно-силовой подготовки спортсмена необходимо использовать средства и методы, по структуре движения и нервно-мышечным усилиям адекватные основным соревновательным.

Определяя средства скоростно-силовой подготовки в экспериментальной программе, учитывали следующие методические концепции:

- наиболее эффективны как средства специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов упражнения с преодолевающим режимом работы мышц при небольших отягощениях (порядка 20—40% от максимальных);

- режим работы мышц должен соответствовать специализированным упражнениям и учитывать начальные условия развития усилия;

- при имитации соревновательного упражнения необходимо локально-направленно воздействовать на рабочие группы мышц, ответственные за двигательное действие в целом, предлагая им в тренировке повышенную скоростно-силовую нагрузку.

Таким образом в экспериментальной группе применяли следующие комплексы упражнений, развивающие преимущественно специальную силу отдельных мышечных групп.

Упражнения для мышц нижних конечностей:

1. Повторные разгибания ног с предельным усилием из положения полуприсед (положение подсадки хоккеиста в беге на коньках при угле 100—110°) в коленном суставе с отягощениями, равными последовательно 20 и 40% от максимальных;

2. Прыжковая имитация бега на коньках с отягощением (утяжеленными поясами и с максимальным усилием при отталкивании);

3. Прыжки «в глубину» с высоты 60—80 см с активным отталкиванием вперед-вверх после приземления;

4. Бег на коньках со скользящим по льду отягощением (40% от максимального) в сочетании с обычным бегом на коньках на короткие дистанции с предметом;

«Челночный бег» на короткие дистанции, с утяжелением.

Различные тренажерные устройства, позволяющие развивать двигательные способности.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:

1. Имитация броска с использованием тренажера специальной конструкции с отягощениями (20 и 40% от максимальных) и с концентрацией рабочего усилия на начальном участке амплитуды движения; рис.7

2. Чередование бросков утяжеленной (350—400 г) шайбы и шайбы нормального веса с предельным усилием;

3. Максимально сильные броски шайбы нормального веса с использованием силовой колодки.

Продолжительность концентрированной скоростно-силовой нагрузки, необходимой для приспособительного реагирования организма юного спортсмена, составила четыре недели.

Учитывая, что разовая нагрузка не исчерпывает возможности адаптационных перестроек организма и не обеспечивает стабилизации организма на достигнутом функциональном уровне, в течение следующих шести недель для получения более выраженного и стойкого приспособительного эффекта скоростно-силовые нагрузки использовали в тренировке повторно.

При определении порядка введения средств в тренировку учитывали, что порядок следования средств изменяет тренировочный эффект каждого из них и качественный характер приобретенных скоростно-силовых способностей. Поэтому построение экспериментальной тренировочной программы было основано на использовании: срочного эффекта последействия (использования следовых явлений от ранее проделанной работы) для повышения эффективности последующей нагрузки; вариативности усилий (когда упражнения в стандартных условиях выполняют на фоне «свежих» мышечных ощущений, полученных при работе с небольшими отягощениями)

На общеподготовительном этапе в течение четырёх недель применяли комплекс средств, обладающих необходимым тренирующим эффектом для перевода организма юного хоккеиста на более высокий функциональный уровень скоростно-силовой подготовленности. На этапе специальной подготовки в последующие четыре недели применяли комплекс средств, создающих благоприятные условия для совершенствования технического мастерства на фоне повышающегося уровня специфической работоспособности организма. Занятия проводили в форме раздельной и круговой тренировок, а также комплексных занятий на льду.

Таким образом, тренировочная программа в экспериментальной группе в отличие от программы контрольной группы была построена с учетом новых методических подходов.

Анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что в обеих группах после выполнения испытуемыми двигательных заданий результаты выросли. Однако в экспериментальной группе прирост силовых и скоростно-силовых показателей оказался значительнее и статистически достовернее.

Применение сопряженно-последовательного принципа использования средств специальной скоростно-силовой подготовки обеспечило неуклонное существенное развитие скоростно-силовых способностей юных хоккеистов.

Для повышения эффективности силовой и скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов средства тренировки необходимо подбирать с учетом принципа динамического соответствия соревновательному упражнению при использовании методов динамических усилий, методов ударного, вариативного и сопряженного воздействия.

Организация специальной скоростно-силовой подготовки по сопряженно-последовательному принципу использования средств и методов тренировки позволяет не только экономить время и энергию юных спортсменов, но и создать благоприятные условия для рационализации тренировочного процесса в целом.

Список литературы

  1. Зайцев, В. К. Технология тренировки функциональных систем организма хоккеиста. М. Академ.Проект, 2006. - 224 с.

  2. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.

  3. Питер, Твист Хоккей: теория и практика М: АСТ: Астрель, 2006. - 288 с.

  4. Тюленьков, С. Ю. Контроль в системе подготовки хоккеистов на этапе углубленной спортивной специализации / С. Ю. Тюленьков, А. Сергеев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 7. - С. 23.

Просмотров работы: 941