РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ С ЗПР И ПАТОЛОГИЕЙ РЕЧИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ VII ВИДА СРЕДСТВАМИ ИРЛАНДСКОГО ТАНЦА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ У ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ С ЗПР И ПАТОЛОГИЕЙ РЕЧИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) КЛАССЕ VII ВИДА СРЕДСТВАМИ ИРЛАНДСКОГО ТАНЦА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение: Современными исследованиями установлено, что практически все учащиеся в школу VII вида приходят с патологией речи. Также, исследованиями многих авторов доказано наличие двигательных нарушений (Е.М. Мастюкова, 1995) и прежде всего недостаточная координации у детей с ЗПР, имеющих общее недоразвитие и тяжелые нарушения речи (Н.В. Карпова, 1997; И.Ю. Горская, 2010). И.Ю. Горская, 2010 отмечает, что среди всех видов двигательной координации более всего у детей-логопатов с ЗПР страдает способность к удержанию равновесия в вертикальном положении тела.

На основании вышеизложенного считаем, что необходимо искать пути и средства развития функции равновесия у детей 9-10 лет с ЗПР и патологией речи. Одним из современных направлений адаптивной физической культуры являются креативные практики, в том числе и танцевальные. Они позволяют снять излишнее напряжение, повышают психофизический статус детей, всегда несут заряд положительных эмоций. Ирландский танец известен по всему миру и помимо своей популярности обладает способностью развивать координационные способности. Техника исполнения проста и может быть также доступна детям с ЗПР.

Цель исследования – разработать и проверить эффективность использования элементов ирландского танца во внеурочной деятельности школьников 9-10 лет с ЗПР и патологией речи, обучающихся в специализированном (коррекционном) классе VII вида для развития у них равновесия.

Организация и методика исследования: Нами был проведен анализ и обобщение педагогической, научно-методической и специальной литературы по теме исследования, определены необходимые методы исследования. Также мы проанализировали программы по адаптивному физическому воспитанию, и продумали варианты тестирования равновесия. Был проведён констатирующий эксперимент, целью которого стало определение исходных показателей равновесия испытуемых. Проведена оценка показателей равновесия, описание результатов исследования, определялись теоретико-методологические основы исследования; уточнялась исходная гипотеза исследования; проводился формирующий эксперимент; вёлся поэтапный анализ результатов, получаемых в ходе исследования.

Результаты исследования и их обсуждение: наша программа разработана по оздоровительно – развивающей направленности на основе программ по танцам Т. Барышникова «Азбука хореографии» (1999 год), учебных пособий Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»» (2000 год), Суворовой Т.И. «Танцевальная ритмика» №1-5. В дальнейшем она адаптирована для младших школьников с ЗПР.

Содержание нашей программы направлено на воспитание физических качеств и культуры движений младших школьников. В процессе освоения курса у обучающихся укрепляется здоровье, происходит освоение азов ритмики, изучение танцевальных элементов ирландского танца. Оригинальность данной программы – это развитие координационных способностей у младших школьников с ЗПР и патологией речи, что происходит за счет обогащения разнообразием ритмов танцевальных композиций. Занятия проводились три раза в неделю во вторую половину дня по 40-45 мин., эксперимент продолжался в течение 9 месяцев, всего проведено 68 занятий.

Нами было проведено исследование функции равновесия у детей 9-10 лет с ЗПР и патологией речи, обучающихся в специальном (коррекционном) классе VII вида до и после педагогического эксперимента. Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица

Результаты тестирования функции равновесия у детей 9-10 лет, с ЗПР и патологией речи, обучающихся в специальном (коррекционном) классе VII вида до и после эксперимента

Тесты

До эксперимента

После эксперимента

Достоверность различий

Х±σ

Х±σ

Проба Ромберга, с

7,1±3

9,6±2

p>0,05

Ласточка, с

4,5±3,4

9,3±2,3

p>0,05

Проба Бирюк, с

11±4,8

17,8±2,7

p>0,05

Проба Яроцкого, с

4,7±3,1

8±4,5

р>0,05

Пробы Миньковского, с

+

+

-

Проба Бондаревского, с

7,6±2,1

12,1±2,9

p>0,05

Итак, нами было отмечено, что по всем исследуемым параметрам произошли достоверные улучшения показателей равновесия. Как девочки, так и мальчики выполнили данные тесты на одном уровне, так что половых различий в выполнении тестов нами обнаружено не было.

Так, в пробе Ромберга результат улучшился практически в два раза, и по итогу можно сказать следующее – практически все дети (и мальчики и девочки) ее выполнили на достаточно высоком уровне. Считаем, что применение в нашей программе музыкально-ритмических упражнений таких как: «Темп», «Ритм», «Акцент», позволяет развивать координационные способности в целом и равновесие в частности.

То же можно сказать и по тесту «Ласточка», который дети 9-10 лет с ЗПР и патологией речи, обучающихся в специальном (коррекционном) классе VII вида выполнили на достаточный результат после эксперимента, что также подтверждает, что подобранные упражнения программы эффективно воздействуют на развитие равновесия.

Проба Миньковского выявила, что практически все дети после эксперимента, за исключением троих справились с этим тестом. Данная проба показывает, что у исследуемых детей отсутствуют нарушения функционального состояния вестибулярного аппарата. Этот показатель, конечно, можно отнести к координационным способностям, однако он не в полной мере оценивает равновесие. Проба Яроцкого вывила также достоверные улучшения в показателях до и после эксперимента.

Проба Бирюк - выполнение этого теста характеризует уровень развития двигательного навыка сохранения статического равновесия в усложненных условиях. Как мы отметили на основании полученных нами данных после педагогического эксперимента, дети выполняют этот тест на хорошем уровне. Так, нами в специальной литературе обнаружено, что дети должны выполнять эту пробу 15-20 сек, а среднее значение полученное нами 17,8±2,7, что является средним значением.

Проба Е.Я. Бондаревского также выявила высокий уровень развития равновесия после эксперимента. Так, при норме для детей 9-10 лет 10-12 сек. наши исследуемые, выполнили этот тест, на результат 12,1±2,9 сек, что соответствует норме.

Сравнивая полученные нами результаты исследования мы констатируем, что они согласуются с известными результатами в литературе, так например И. Ю.Горская, 2000 отмечает, что возрастные темпы прироста всех видов КС детей с ЗПР имеют ту же динамику, что и у здоровых школьников, но с некоторым отставанием. Однако, это не отменяет планомерной работы по развитию равновесия в процессе физического воспитания детей 9-10 лет с ЗПР и патологией речи, обучающихся в специальном (коррекционном) классе VII вида.

Выводы: В ходе проведенного нами педагогического эксперимента были выявлены положительные и достоверные результаты тестирования координационных способностей, исходя из чего, можно утверждать, наша программа является эффективной.

Список литературы

  1. Горская, И. Ю. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография / И. Ю. Горская, Л. А. Суянгулова. — Омск: СибГАФК, 2000. – 210 с.

  2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2005. - 450 с.

  3. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. – М.: Терра спорт, 2010. – 192 с.

  4. Романенко, В. А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие / В. А. Романенко. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2013. – 290 с.

Просмотров работы: 348