Считаем, что одним из методов работы с детьми в этом возрасте является ритмическая гимнастика. Подтверждением тому может служить танцевальная программа «СА-ФИ-ДАНСЕ» (авторов Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной, 2016),которая направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми умениями и навыками в разных упражнениях.
Цель исследования – выявить особенности организации занятий по ритмике у детей 5–6 лет в условиях учреждений дополнительного образования и оценить уровень их психофизического состояния.
Организация и методика исследования: Нами был проведен анализ научно-методической и специальной литературы по теме исследования, определены необходимые методы исследования. Также мы проанализировали программы по ритмической гимнастике (физическому воспитанию дошкольников), в УДО и ДОУ. Продумали варианты проведения контрольных испытаний. Было проведено исследования, которое проводились в несколько этапов. Целью этапов было проведение анализа и обобщение педагогической, научно-методической и специальной литературы по теме исследования; выявление физических способностей детей дошкольного возраста, путём проведения контрольных испытаний для детей 5- 6 лет посещающих УДО и сравнение результатов с показателями ДОУ.
Результаты исследования и их обсуждение: Мы провели двигательные тесты, которые были просты. Учитывая психологические особенности дошкольников контрольные испытания проводились в игровой форме, чтобы детям нравились занятия и они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.
Для оценки общей физической и психологической подготовленности детей посещающих учреждения дополнительного образования и дошкольные образовательные учреждения были проведены контрольные испытания:
Прыжок в длину с места. Бег (10,30 метров). Челночный бег 3х10 метров. Подъем туловища в сед (за 30 секунд). Тест Пьерона — Рузера (психологический). Данные тесты предложены Степаненковой Э.Я, Филлиповой С.О, Степановым С.С.
Исходя из цели нашего исследования, нами было изучить научно – методическую литературу по теме исследования и выявить особенности организации занятий по ритмике у детей 5–6 лет в условиях учреждений дополнительного образования.
В таблице 1 и таблице 2нами представлены результаты исследования.
Таблица 1
Показатели детей посещающих дошкольные образовательные учреждения (занятия физкультурой)
Контрольные испытания |
Пол |
ср |
Уровень |
Прыжок в длину с места |
мальчики |
102.5 3,25 |
Средний |
девочки |
92 3,62 |
Низкий |
|
Челночный бег 3х10 м |
мальчики |
11,69 0,38 |
Низкий |
девочки |
11,75 0,39 |
Низкий |
|
Бег на 10 метров |
мальчики |
4,45 0,14 |
Низкий |
девочки |
4,85 0,16 |
Низкий |
|
Бег на 30 метров |
мальчики |
7,21 0,24 |
Средний |
девочки |
7,83 0,26 |
Средний |
|
Поднимание туловища |
мальчики |
8,3 0,26 |
Средний |
девочки |
6 0,2 |
Низкий |
|
Тест Пьерона -Рузера |
мальчики |
72,14 2,40 |
Низкий |
девочки |
74,75 2,49 |
Низкий |
Таблица 2
Показатели детей посещающих учреждение дополнительного образования (занятия ритмикой)
Контрольные испытания |
Пол |
ср |
Уровень |
Прыжок в длину с места |
мальчики |
116,5 3,8 |
Высокий |
девочки |
117,5 3,9 |
Высокий |
|
Челночный бег 3х10 м |
мальчики |
10,9 0,33 |
Средний |
девочки |
11,6 0,38 |
Средний |
|
Бег на 10 метров |
мальчики |
3,4 0,11 |
Высокий |
девочки |
3,66 0,12 |
Средний |
|
Бег на 30 метров |
мальчики |
7,35 0,24 |
Средний |
девочки |
7,06 0,23 |
Средний |
|
Поднимание туловища |
мальчики |
10 0,03 |
Средний |
девочки |
8,55 0,28 |
Средний |
|
Тест Пьерона -Рузера |
мальчики |
83,3 2,77 |
Высокий |
девочки |
87 2,9 |
Высокий |
Обсуждения данных таблицы 1.Перед контрольными испытаниями проводилась разминка, с применением общеразвивающих упражнений. Существенных половых различий в результатах обнаружено не было, что дает возможность говорить о том, что дети в данном возрасте развиваются примерно одинаково.
Занятия физкультурой положительно влияют и оздоравливают организм ребенка, но результаты физической подготовленности показывают разные уровни.
Обсуждения данных таблицы 2. Во время тестирования учитывались индивидуальные возможности обучающихся. Перед выполнением контрольных испытаний проводилась разминка под музыку с применением общеразвивающих и танцевальных (ритмических) упражнений.
Как видно из таблиц дети, посещающие кроме физкультурных занятий в ДОУ дополнительные занятия ритмикой значительно превышают показатели детей, занимающихся только в детском саду.
Так, например, если сравнить показатели развития скоростно-силовых способностей, мы видим, что результат группы детей занимающихся в учреждениях дополнительного образования (УДО) превышает результат детей из детского сада почти на 13 см., что означает, что уровень развития скоростно-силовой подготовки соответствует высокому уровню.
По тестам показывающим уровень развития быстроты мы также отметили значительное превосходство результатов детей посещающих занятия ритмикой. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей.
Практически по всем тестам мы отметили, что дети из УДО выполнили тесты в основном на уровень высокий, тогда как результаты детей из детского сада только низкого и редко среднего уровня.
Также исходя из собственных наблюдений мы отметили, что дети посещающие занятия по ритмике у учреждениях дополнительного образования более открыты, эмоционально развиты. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений.
Тестирование по методике Пьерона - Рузера оценивает уровень концентрации внимания у ребенка. Уже в дошкольном возрасте важно определить, насколько он способен к обучению, и в случае низких показателей скорректировать и повысить результаты. В ходе нашего исследования мы отметили, что занятия ритмикой способствуют повышению уровня концентрации, так в группе детей УДО уровень высокий, тогда как в группе детей из детского сада уровень концентрации внимания низкий.
Выводы: Исходя из нашего исследования, ритмическая гимнастика удовлетворяет естественную потребность детей в движениях с музыкой и элементами игр. Ритмическая гимнастика вызывает у детей радостные чувства, способствует эстетическому воспитанию. Как показывает наше исследование ритмическая гимнастика позволяет улучшить показатели и физической подготовленности и концентрации внимания.
Список литературы
Жукова, О. Избыточный вес у детей: причины, профилактика и лечение / О. Жукова // Страна здоровья. – 2012. - №4. - С. 23-26.
Сайкина, Е.Г. «Са - Фи – Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. ФГОС» учебно - методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений / Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева. – М.: Детство Пресс, 2016 г. - 352 с.
Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. — 2-е изд., исп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
Степанов, С. С. Азбука детской психологии / С. С. Степанов. - Москва, 2014. - 118 с.
Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения / С. О. Филиппова. - Санкт - Петербург: Детство - пресс, 2015. - 392 с.