ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Спортивная деятельность, как и любая другая, определяется функциями психических процессов. Во время обучения, тренировок и соревнований спортсмен проявляет психическую активность, которая с точки зрения познания сопряжена с выполнением мыслительных операций памяти, внимания, ощущений, восприятий и т.д.

Неуклонный и значительный рост спортивных достижений, рекордов характерный для мирового спорта, показывает недостаточность трех видов подготовки (физической, технической, тактической) [1].

Современные спортивные соревнования требуют от участников высокой функциональной готовности, в том числе и психомоторной [2]. Даже хорошо физически и технически подготовленный спортсмен не может одержать победу, если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические функции [3].

Существенную роль в обеспечении психической готовности спортсмена играет духовное развитие личности, проявление ее психологических особенностей, таких как, направленность (потребности, интересы, убеждения), темперамент, характер и способности [2].

Вместе с тем, вопросы оптимизации психической подготовки юных спортсменов до настоящего времени не получили достаточного научного обоснования

Целью исследования является комплексное изучение динамики ведущих психических функций, характерных для лыжников-гонщиков 14-15 лет.

Задачи:

- рассмотреть общее представление о психической подготовке в спорте

- рассмотреть особенности общей психической подготовки лыжников и и определить значение психического фактора в лыжных гонках;

- выявить существующие проблемы в изучении психической подготовки спортсменов;

- проанализировать влияние на процесс развития психических функций юных лыжников;

- разработать рекомендации по коррекции ведущих психических функций, характерных для лыжников-гонщиков на тренировочном этапе.

Гипотеза исследования: предполагалось, что повышение эффективности подготовки лыжников-гонщиков зависит от наличия объективных психологических критериев подготовленности спортсменов, позволяющих рационально нормировать тренировочные нагрузки.

Для решения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать влияние на процесс развития психических функций юных лыжников;

- разработать рекомендации по коррекции ведущих психических функций, характерных для лыжников-гонщиков на тренировочном этапе.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников; педагогическое наблюдение; анкетирование; педагогический эксперимент; специальное тестирование; методы математической статистики.

Анализ и обобщение литературных источников предусматривал изучение отечественной и зарубежной литературы с целью изучения современных представлений о методике воспитания психических функций у юных лыжников. Данные полученные в результате анализа систематизировались, а также теоретически обрабатывались, соответственно целям и задачам исследования.

Педагогическое наблюдение – проводилось в процессе тренировочных занятий, где прослеживалась деятельность каждого спортсмена, его состояние, подготовленность и техника выполнения движений. Количество испытуемых – 30.

Анкетирование – проводилось с целью, узнать какие методы и средства применяли на спортсменах лыжниках 14-15 лет для развития психических функций.

Педагогический эксперимент - в эксперименте принимали участие две группы действующих юных спортсменов-лыжников 14-15 лет. Одна группа тренировалась, как всегда без изменений, а вторая тренировалась по специально-разработанным упражнениям на развитие психических функций.

Методы математической статистики. Полученные в ходе педагогического эксперимента данные обрабатывались методами математической статистики.

Исследование проводилось на базе ДЮСШ ( отделение лыжных гонок).

Для проведения эксперимента было сформировано 2 группы (экспериментальная - ЭГ и контрольная - КГ, по 15 человек в каждой (мальчики в возрасте 14-15 лет, занимающиеся в учебно-тренировочных группах - УТГ).

Обе группы занимались согласно требованиям программы для данного возрастного диапазона. В основе методики тренировочного процесса в ЭГ лежал принцип целенаправленного развития психических функций юных лыжников различными средствами и методами психолого-педагогических воздействий, направленных на развитие специализированных восприятий и использование средств эмоционального воздействия.

На первом этапе проводилось изучение научно-методической и специальной литературы, реферирование первоисточников, выбор методов исследования, проведение педагогического наблюдения, анкетирование, разработка новой специальной программы по развитию психических функций юных лыжников.

На втором этапе проводилось внедрение экспериментальных специально-разработанных упражнений по развитию психических функций юных лыжников в тренировочный процесс. В нем принимали участие 30 испытуемых, это - мальчики в возрасте 14-15 лет, занимающиеся в учебно-тренировочных группах - УТГ.

Испытуемые были разделены на две группы по 15 человек в каждой. В первую – контрольную группу были включены спортсмены, которые тренировались без использования методов развития психических функций. Во вторую – экспериментальную группу, вошли спортсмены, которые тренировались с использованием экспериментального комплекса упражнений.

На каждом учебно-тренировочном занятии во избежание травм соблюдалась строгая дисциплина и тщательная разминка.

На третьем этапе проходило проведение заключительного специального тестирования и получения заключительных сведений об экспериментальной программе.

На четвертом этапе проводился анализ результатов, полученных при проведении специального тестирования, методом математической статистики, обсуждение материалов исследований, подготовка выводов, практических рекомендаций.

При психической подготовке лыжника на первый план выдвигаются его индивидуальные качества; поэтому тренер должен быть достаточно эрудирован в области психологии, педагогики, физиологии и врачебного контроля с тем, чтобы досконально изучить своего подопечного и наиболее индивидуализировать подготовку с учетом его способностей и условий их развития.

Тренер должен способствовать развитию положительных интересов путем правильного планирования учебно-тренировочного процесса, соблюдения педагогических принципов обучения, формирования стремлений к самостоятельной тренировке, к творческому мышлению, обсуждением итогов соревнований, интересом к жизни спортсмена, помощью в учебе, трудовой деятельности, налаживанием хороших взаимоотношений с товарищами по команде и т. п.

Воспитание личности через спорт сложный и многогранный процесс, который может быть оптимально решен только совместными усилиями коллектива, тренера и лыжника на базе общности цели, постоянного контакта и товарищеской помощи.

В анкетировании приняли участие 44 респондента, 14 тренеров и 30 юных спортсменов. По результатам анкетирования выяснилось, что из 44 респондентов 90% считают психологические факторы важнейшим качеством у спортсмена - лыжника. Упражнения применяются как в подготовительном (70% респондентов), так и в соревновательном периоде (30%респондентов) (рис.1).

Рисунок 1. Применение упражнений по развитию психических качеств в подготовительном и соревновательном периоде

Упражнения применяются 3-4 раза в неделю, то есть почти на каждом тренировочном занятии, и 60% респондентов используют их в основной части занятия, 30% респондентов в подготовительной и 10% респондентов в заключительной части занятия.

Рассмотрим следующие методы исследования по анализу психических качеств лыжника.

1. Измерение времени простой двигательной реакции

Время двигательной реакции или скрытое (латентное) время сенсо-моторной реакции человека является одной из наиболее важных характеристик функционального состояния центральной нервной системы и развития физического качества быстроты. Этот показатель измеряется временем от подачи сигнала (свет, звук, речевая команда) до ответного движения испытуемого. Оно складывается из времени, затрачиваемого на восприятие сигнала, его обработку в коре больших полушарий и формирование двигательного ответа. Наименьшее время реакции достигается к 15 годам, а с 35 лет увеличивается, если нет специальной тренировки. У спортсменов время двигательной реакции (100-200 мс) короче, чем у людей, не занимающихся физическими упражнениями и спортом (200-300 мс).

Приблизительная оценка времени двигательной реакции возможна с помощью линейки (длиной 30-50см) или гимнастической палки с делениями через 1см. Линейка или палка удерживается экспериментатором вертикально так, чтобы нижний конец, с началом отсчета делений находился между большим и указательным пальцами, вытянутой вперед руки испытуемого. При отпускании палки испытуемый должен как можно раньше успеть схватить ее. Учитывается в сантиметрах место захвата по верхней части кисти. После 3-5 проб вычисляется средняя полученная величина. Чем она меньше, тем короче время реакции.

2. Исследование способности к отмериванию интервалов времени

Во многих видах спортивной и профессиональной деятельности, требующих особенно быстрых реакций и хорошей ориентации во времени, необходимо развитие субъективного чувства времени. Способность к оценке и отмериванию временных интервалов определяет не только особенности управления движениями, но и многие психофизиологические и личностные особенности поведения человека. Люди, хорошо ориентирующиеся в микроинтервалах (до 1 с) и коротких интервалах времени (до 10 с), обычно лучше воспринимают непосредственные раздражения и характеризуются так называемым невербальным типом мышления, т.е. не связанным с речевой функцией. И.П. Павлов относил их к художественному типу высшей нервной деятельности. Люди, лучше оценивающие и отмеривающие более длинные промежутки времени - более 30 с (например, 1 минуту), лучше оперируют речевыми сигналами, характеризуются вербальным типом мышления. Они отнесены к мыслительному типу высшей нервной деятельности. При оценке длительных интервалов они ориентируются не на ритмику внутренних процессов, а словесно просчитывают про себя эти интервалы. При обучении отмериванию временных интервалов следует учитывать индивидуальные особенности людей с разными способностями; в учебно-тренировочном процессе обучения людей, имеющих невербальный тип мышления, следует использовать метод показа упражнений, их прочуствования, кинофотоматериалы и пр., а людей, относящихся к вербальному типу - метод рассказа (инструкции, объяснения, словесные отчеты и пр.).

Тестирование способности к отмериванию временных интервалов производится с помощью секундомера. Включая и выключая его, не глядя на циферблат, испытуемый по заданию должен отмеривать либо 1 с, 3 с, либо 1 мин. Чем меньше отклонений от заданного интервала, тем лучше чувство времени.

Для развития зрительно-моторной и зрительной памя­ти необходимо организовать работу юного дыжника по образцу, которую необходимо осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опо­рой на образец, затем время рассматривания образца со­кращается до 15-20 с (в зависимости от сложности пред­лагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмот­реть и запечатлеть образец. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, списывание с доски, работа с кон­структором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, юные лыжники всегда с удовольствием выполняют задания следую­щего типа: на определенное ограниченное время предъяв­ляют какую-либо сюжетную картинку, содержание кото­рой юные лыжники должны детально изучить и потом воспроизвес­ти по памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-то деталей или, напротив, по­являются лишние изображения

Для развития логической памяти рекомендуется ис­пользовать следующие задания и упражнения.

Можно тренеру произносить набор слов (10-15), которые мож­но разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просите назвать слова, которые он запомнил.

Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у юного лыжника механизмы обоб­щения, являющиеся базой для развития логической па­мяти. Если вы обнаружили, что ребенок не сумел выде­лить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, можно ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объеди­нять слова в группы по смыслу. Вскоре он сам убедится, что так запоминать легче.

Аналогичный способ запоминания предлагают лыжникам при запоминании различных предметов, цветов, последо­вательности событий.

Усложняя задание, можно заменить отдельные пред­меты для запоминания каким-либо рассказом с четко вы­деленными смысловыми блоками. Если ребенок не уло­вил последовательности событий и связь между ними, ему нужно помочь, показав на примере, как можно запомнить сюжет с опорой на смысловые компоненты. Для облегче­ния запоминания смысловых блоков можно использовать простые, схематические рисунки-памятки.

Сравнительный анализ данных психических функций спортсменов ЭГ и КГ в конце эксперимента показал более существенные сдвиги в ЭГ по сравнению с КГ, что свидетельствует об эффективности предлагаемой методики (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ данных психических функций лыжников-гонщиков ЭГ и КГ

Показатели

Группа

Временные восприятия

Зрительная память

Восприятие пространства

Двигательная память

Слуховая память

сдвиг

 

сдвиг

 

сдвиг

 

сдвиг

 

сдвиг

 

Экспериментальная

15,0

 


Просмотров работы: 564