МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школьный возраст – время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия лёгкой атлетикой, спортивными играми, гимнастикой, лыжной подготовкой позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.

Развитие скоростных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Скоростные способности по праву являются одним из наиболее важных физических качеств. Они в значительной мере определяет успех выступления в соревнованиях по легкой атлетике, игровых видах спорта.

Скоростные способности – это способность осуществлять движения с определенной скоростью благодаря подвижности мышц. Она зависит от мышечной силы. Чем сильнее мышцы, тем быстрее они преодолеют сопротивление нагрузки, инерции покоя, массы тела и т.д. наиболее ценным качеством для спортсмена является скоростная сила, так как от нее зависит частота движений. Скоростные способности характеризуются временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь, так, высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Скоростные способности как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.

Все вышеприведённые данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определять дозировку физической нагрузки.

В вопросе определения наиболее благоприятного периода развития быстроты в настоящее время в литературе нет единой точки зрения. Многие исследователи считают, что младший школьный возраст является периодом интенсивного развития скоростных способностей, поэтому быстроту необходимо развивать именно в этот период [1].

Так, исследования А.А. Гужаловского показали, что «наиболее высокие темпы прироста, в целом по всем умениям, навыкам, качествам, наблюдаются в младшем школьном возрасте» [3]. В свою очередь Фомин Н.А. и В.П. Филин отмечают, что легче всего скоростные качества развиваются у юных спортсменов и наиболее благоприятным периодом для мальчиков считается возраст 13 – 15 лет, а для девочек – 11 – 14 лет [2].

Некоторые исследователи считают целесообразным при развитии физических качеств использование физических упражнений разносторонней направленности, другие утверждают, что использовать необходимо такие физические упражнения, которые имеют направленность на двигательные способности, имеющие в конкретные возрастные диапазоны онтогенеза высокие темпы естественного прироста. В.П. Губа при исследовании проблемы использования сенситивных периодов в физическом воспитании ввел дополнительную координату темпа развития морфологических и функциональных показателей [3].

Представляет интерес решение вопросов воспитания быстроты в связи с теорией критических периодов и концепцией преимущественного развития тех или иных сторон физического состояния в те периоды, когда происходит их заметный естественный рост. Соответствие кратковременных скоростных нагрузок функциональным возможностям детей обусловлено высокой возбудимостью иннервационных механизмов, регулирующих деятельность двигательного аппарата, большой подвижностью основных нервных процессов и высокой интенсивностью обмена, свойственных детскому организму. Возможность использования скоростных и скоростно-силовых упражнений в среднем школьном возрасте определяется показателями морфофункционального развития детей, так как уже в школьном возрасте демонстрируются достаточно высокие возможности организма, тесная взаимосвязь между становлением функциональных систем и физической подготовленностью.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью разработки и внедрения в урочные формы средств и методов целенаправленного развития скоростных способностей.

Цель исследования: выявление оптимальной методики развития скоростных способностей детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры.

Задачи:

провести анализ учебно-методической и научной литературы по проблеме воспитания скоростных способностей;

выявить существующие методики воспитания скоростных способностей детей среднего школьного возраста;

проверить эффективность предложенной методики воспитания скоростных способностей детей среднего школьного возраста путем проведения педагогического эксперимента.

Гипотеза исследования: предполагается, что предложенная методика воспитания скоростных способностей позволит значительно повысить уровень развития скоростных способностей школьников среднего возраста, если реализуются следующие условия:

планируемое содержание учебной программы по разделам: лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры включают достаточно средств и методов воспитания скоростных качеств;

в достаточной мере осуществляется последовательное и систематическое применение на практике методики воспитания скоростных качеств;

регулярно осуществляется контроль за уровнем развития скоростных качеств школьников среднего возраста на уроках физической культуры.

Задачи исследования: провести анализ учебно-методической и научной литературы по проблеме воспитания скоростных способностей; выявить существующие методики воспитания скоростных способностей детей среднего школьного возраста; проверить эффективность предложенной методики воспитания скоростных способностей детей среднего школьного возраста путем проведения педагогического эксперимента.

Методы исследования:

анализ научно-методической литературы и нормативно-методической документации по физическому воспитанию школьников;

педагогическое наблюдение;

педагогический эксперимент;

контрольные испытания;

методы статистической обработки результатов.

В исследовании принимали участие 26 учеников средней общеобразовательной школы № 62 г. Прокопьевска в возрасте 13 – 14 лет, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям физической культуры (основная медицинская группа).

Тестирование проводилось в 2015-2016 учебном году, по 3 контрольным упражнениям: 30м, 60м, челночный бег 3х10 м по комплексной программе физического воспитания.

Тестирование двигательных способностей проводилось в стандартных условиях. Каждому ученику предоставлялась одна пробная и две последующие попытки. Им предшествовала специальная разминка. При 2-х попытках в обработку включался лучший результат. Далее осуществлялась обработка и анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Решение поставленных задач осуществлялось в три этапа. На первом этапе (октябрь – ноябрь 2015/16 уч. года) определялись и апробировались различные упражнения способствующих развитию скоростных способностей, в процессе выполнения этих упражнений определялись основные компоненты нагрузок (интенсивность, продолжительность, интервал отдыха, число повторений), а также уровень их эффективности. На основании отобранных упражнений была составлена программа, позволяющая выполнить поставленные перед экспериментальной работой задачи. Кроме того, в начале первого этапа проводилось комплексное тестирование учащихся среднего школьного возраста, где определялся уровень их скоростной подготовленности.

На втором этапе (декабрь–март 2015/16 уч. года) выявлялась эффективность заданной экспериментальной программы направленной на развитие скоростных способностей. Сущностью этапа научного исследования являлось проведение активного педагогического эксперимента в естественных условиях учебного процесса. В основу планирования применяемых средств и методов были положены существенные закономерности возрастного развития, учет индивидуального и группового уровня физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста.

На третьем этапе (март – май 2015/16 уч. года) в качестве показателя эффективности использования разработанной тренировочной программы в конце эксперимента было проведено тестирование по уровню развития скоростных способностей у учащихся. Также был проведен зачет текущих результатов на аналогичных дистанциях у учеников контрольной группы. Здесь же были проанализированы результаты эксперимента, выявлена динамика развития скоростных способностей учащихся. На основании полученных данных сделаны соответствующие выводы и рекомендации. Также на этом этапе осуществлялось оформление квалификационной работы.

Экспериментальной базой исследования служил спортзал школы и школьный стадион.

Педагогический эксперимент проводился с учениками 7 класса. Эксперимент проводился на фоне учебного процесса при 3х-часовой недельной нагрузке физического воспитания. Собственно педагогический эксперимент был условно разделен на четыре микроцикла - легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и спортивные игры. В связи с этим, нами были выбраны упражнения, отвечающие задачам определенного микроцикла. Так как, наибольший эффект дают занятия, строго выполняемые в одной зоне мощности, класс был поделен на 2 подгруппы, куда входили ученики имеющие приблизительно одинаковый уровень физической подготовки (таблица 2). Для каждой подгруппы устанавливалась своя интенсивность нагрузки, а также режим отдыха.

На занятиях по легкой атлетике решались задачи по развитию скоростных способностей

. Продолжительность данного этапа составила 11 учебных часов.

Занятия проводились в зале для общефизической подготовки и на школьном стадионе три раза в неделю. Длительность урока составляла 45 минут и включала в себя:

подготовительная часть

основная часть:

- комплекс упражнений № 1,

-игры, эстафеты.

заключительная часть

Подобранные упражнения способствовали развитию не только скоростных возможностей учащихся, но и силы, что соответствовало задачам микроцикла. Так как, проведение в течение первого микроцикла одного комплекса упражнений может привести к реакции привыкания, во втором микроцикле был предложен другой комплекс упражнений.

Упражнения, составляющие комплекс были отобраны по относительной легкости выполнения, по степени эмоциональности и минимальному уровню травматизма, что позволяло школьникам выполнять упражнения с максимальной скоростью, не задумываясь о технической стороне или координационной сложности выполнения. Каждое упражнение проводилось в форме соревнований, проигравших ждало символическое наказание – 5 приседаний или отжиманий.

Во втором микроцикле решались задачи по развитию скоростных способностей на занятиях по гимнастике. Продолжительность второго микроцикла составила 16 учебных часов. Следует отметить, что здесь необходимо развитие на базе первого микроцикла комплексных качеств – скоростных возможностей и специальной выносливости и их сочетание в соревновательной деятельности. Поэтому в тренировочный процесс данного микроцикла был внедрен комплекс упражнений №2, отвечающий основным задачам данного микроцикла.

В третьем микроцикле педагогического эксперимента решались задачи по развитию быстроты на уроках по лыжной подготовке. Время, отведенное на данный микроцикл, составляет 14 учебных часов. Так как, занятия по лыжной подготовке проводятся на свежем воздухе в холодное время года, то был внедрен комплекс № 3, соответствующий задачам этого микроцикла.

По окончанию четвертого микроцикла педагогического эксперимента – начало мая, было проведено повторное тестирование, сравнение результатов которого позволило выявить положительную динамику роста скоростной подготовленности учащихся. Анализ показателей учащихся проводился общепринятыми методами математической статистики. Метод математической статистики включал в себя обработку результатов исследования и вычисление средних арифметических величин, среднего квадратного отклонения.

На основе проведенных исследований были составлены и апробированы комплексы упражнений, отвечающие уровню подготовки учащихся. В каждом из отобранных упражнений в ходе работы определялось время как однократного, так и многократного (серийного) их выполнения.

С помощью педагогических наблюдений выявлялась степень утомления испытуемых, и по показателям утомления определялась дозировка нагрузки, которая давалась согласно принципам спортивной тренировки: в доступной форме, систематически, с постепенным увеличением объема заданий. Поэтому целесообразно было начинать упражнения с относительно невысокой нагрузки по количеству повторений и объему выполняемых заданий. Интервал отдыха также определялся по техническому выполнению упражнений, физическому состоянию учащихся и уровню их утомления и обычно составлял продолжительностью между отрезками до восстановления пульса учащихся до 120 ударов в минуту, а между сериями до полного восстановления. Экспериментальная методика применялась с группой, у которой результаты первичного тестирования по всем показателям уступали. Контрольная группа продолжала заниматься по обычной программе. Выбор группы и определение характера дальнейшей работы с каждой из них состоялся после проведения контрольного тестирования.

Так как, составление программы по развитию скоростных способностей школьников основывалось на результатах первичных исследований, которые показали не высокую скоростную подготовку (результаты контрольного тестирования), направлением экспериментальной работы было: внедрение комплексов упражнений на протяжении всего учебного года, соответствующих каждому разделу школьной программы.

На протяжении всего учебного года большое внимание уделялось развитию физических качеств учащихся, в том числе и скоростным способностям, так как развитие быстроты неотъемлемая часть от развития силы. В процессе эксперимента нами были предложены комплексы упражнений в корне отличающиеся друг от друга, это объясняется тем, что продолжительное применение одних и тех же средств, методов и нагрузок становится привычным, не вызывает дальнейшего роста функциональных возможностей организма, в том числе и проявления быстроты. Максимально быстрые движения становятся однотипными и выполняются в одном и том же темпе и ритме. Вследствие многих повторений одного и того же действия с максимальной быстротой создается привычность движений, их автоматизация. Это стабилизирует быстроту отталкивания, частоту движений, препятствует росту скорости даже тогда, когда уровень развития физических и волевых качеств повышается. Так создается «скоростной барьер», приостанавливающий прогресс в спортивных результатах. Чтобы перейти на новый, более высокий уровень быстроты, нужны более сильные средства, которые бы вызвали и более энергичное проявление соответствующих физических и психических возможностей у учащихся, в результате чего он мог бы выполнять автоматизированные движения со скоростью, которая превышает предельную. Именно поэтому комплексы упражнений, внедряемые в учебно-тренировочный процесс, отличались разнообразием методов.

Для развития быстроты движений у детей предпочтение отдавалось естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Подвижные и спортивные игры имели явное преимущество перед стандартными пробежками на скорость. Использовались разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п. Также были использованы игры "Вызов номеров ", "Бег на месте", продиктованные необходимостью развития частоты движений руками и ногами, а упражнение "Челночный бег" способствовало развитию быстроты целостного двигательного действия и координации движений. Все вышеперечисленные упражнения относительно координационно несложны, что позволило использовать их без большой предварительной подготовки.

В начале мая, по окончанию эксперимента было проведено повторное тестирование как опытной, так и контрольной групп. Результаты тестирования представлены в таблице 2. Обобщая результаты тестирования можно сделать вывод, что положительная динамика в росте скоростных способностей отмечена как у учеников экспериментальной группы, так и у учеников контрольной группы.

Таблица 2

Сравнительный анализ показателей технико-тактической подготовки учащихся экспериментальной и контрольной групп до эксперимента и по окончании экспериментальной работы

   

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Бег 30 м (сек)

До эксп.

5,6

6,08

 

После эксп.

5,44

5,89

 

Разница показателей

-0,16

-0,19

60 м (сек)

До эксп.

10,17

10,81

 

После эксп.

10,03

10,66

 

Разница показателей

-0,14

-0,15

Челночный бег 3х10 (сек)

До эксп.

9,15

9,78

 

После эксп.

9,04

9,57

 

Разница показателей

-0,11

-0,21

Рисунок 1. Результаты в беге на дистанцию 30 м контрольной и экспериментальной групп в процессе педагогического эксперимента

Рисунок 2.Результаты в беге на дистанцию 60 м контрольной и экспериментальной групп в процессе педагогического эксперимента

Рисунок 3. Результаты в беге на дистанции 3х10 м (челночный бег) контрольной и экспериментальной групп в процессе педагогического эксперимента

При сравнении результатов контрольного тестирования каждой группы в отдельности до эксперимента и после учебно-тренировочной работы, можно отметить различную степень улучшения спортивной подготовленности учащихся. Из таблицы 2 видно очевидное улучшение скоростной подготовленности учащихся из экспериментальной группы. И если в начале эксперимента опытная группа сильно уступала контрольной по всем показателям скорости пробегания дистанции, то после эксперимента некоторые ученики, тренирующие по специально разработанной методике по развитию скоростных способностей, превысили свои первоначальные результаты и приблизились к результатам учеников из контрольной группы.

Кроме того, из результатов тестирования обеих групп видно, что если у учащихся опытной группы по всем показателям прослеживается динамика улучшения, то у некоторых учеников контрольной группы скорость пробегания коротких дистанций осталась на прежнем уровне.

Результаты проведенных исследований позволили сделать вывод об эффективности комплекса упражнений, направленных на развитие скоростных способностей у учеников 13-14 лет.

Исследование проблемы убедило меня, с одной стороны, в ее сложности, а с другой – в ее решаемости, хотя это и требует от учителя определенных усилий, самоорганизации.

Тестируемые качества не просто нужны для подержания физических кондиций. Они являются важными для целого ряда профессий, связанных с необходимостью быстрых передвижений, преодоления препятствий, ведения единоборств, метаний разных снарядов. Поэтому скоростно-силовые упражнения и включены в программы физической подготовки.

Изучение современных подходов к организации физического воспитания учеников средних классов, направленных на повышение уровня физической подготовленности позволило определить пути решения данной проблемы, а так же по результатам исследования можно сделать следующие выводы:

- результаты исследования позволили выявить удовлетворительный уровень физической подготовленности учащихся и определить пути его повышения;

- для быстрого улучшения скоростных показателей предпочтительно использовать упражнения с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовой подготовки, а также общей выносливости;

- для развития скоростных качеств использовать упражнения в быстром и медленном беге, так как выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие с заданным темпом;

- упражнения для развития быстроты не должны иметь однообразный характер;

- во избежание привыкания и развития «скоростного барьера» необходимо менять комплексы упражнений;

- результаты педагогического эксперимента доказывают, что физическое воспитание с использованием упражнений направленных на скоростно-силовую выносливость, а также использование подвижных игр способствуют более высокому росту физических способностей, а частности такого физического качества как быстрота.

Таким образом, мы пришли к выводу, что: скоростные способности можно и нужно развивать у детей среднего школьного возраста, используя все многообразие методов и средств, чтобы дети в дальнейшем овладели разными видами спортивных упражнений и спортивных игр.

Список литературы

  1. Анисимова, Е. А. Повышение спортивного мастерства бегунов на короткие дистанции [Текст] / Е. А. Анисимова, М. А. Козловский // Теория и практика физической культуры.- 2010. - № 9.- С.76

  2. Зубов, Е. В. Подвижные игры и легкоатлетические как средство повышения скоростных возможностей учеников среднего школьного возраста [Текст] / Е. В. Зубов, В. А. Трофимов// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2011.- № 10.- с. 28-32

  3. Лях, В.И. Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реорганизации [Текст] / В. И. Лях // Теория и практика физической культуры, 2008, - № 9, - С. 49-51.

Просмотров работы: 1907