ЗАКАЛИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАКАЛИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные условия жизни современного человека отличаются повышенным комфортом и рафинированными условиями существования. За достижения НТР человек расплачивается своим здоровьем, постепенно теряя защитные механизмы и приспособления к изменяющимся условиям природы. Ведь значительная часть территории России характеризуется длительными морозами. Охлаждение играет большую роль в возникновении простудных заболеваний, которые среди школьников занимают первое место. Поэтому актуальным становится поиск простейших средств, способствующих повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды и профилактике простудных заболеваний [4].

Особое внимание этому должно уделяться в среднем школьном возрасте, так как в этот период интенсивно идут процессы формирования организма ребенка. Одним из основных средств, оказывающих положительное влияние на организм ребенка и повышающих устойчивость к простудным заболеваниям, является закаливание. В настоящее время для закаливания детей рекомендуются различные общие и местные процедуры, однако большинство их требуют больших затрат времени, сложной организации и внимание родителей и учителей, что не дает возможности широкого использования их в оздоровлении детей [3].

Актуальность исследования. В свете этого особый интерес представляет оценка эффективности простейших форм закаливания, которые могут быть использованы в домашних условиях и во время школьных занятий без больших временных затрат и детей, и родителей, и учителей.

В условиях современной жизни взрослые и дети становятся заложниками малоподвижного образа жизни, ухудшение экологической обстановки снижает иммунитет человека и он легко поддается воздействию агрессивной окружающей среды, усиливается болезненность, развивается риск приобретения различных хронических недугов. В связи с этим необходимо указать на то, что даже в таких условиях физически крепкий и закаленный человек имеет достаточно высокий уровень качества жизни [2]. Актуальность взаимодействия физической подготовки человека, ребенка с элементами применения закаливающих процедур очевидна.

На лыжах любят кататься все: молодые и старые, юные и зрелые. Начинать следует в как можно более раннем возрасте. Поставить на лыжи можно уже трехлетнего ребенка. В системе физического воспитания лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Занятия лыжами доступна всем, так как во время прогулок или учебно-тренировочной работы на лыжах физическая нагрузка может легко дозироваться в зависимости от возраста, пола, подготовленности и состояния здоровья занимающихся [1].

Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания (там, где это позволяют климатически условия) в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях и в Вооруженных Силах. Она проводится на основе государственных программ. Основная задача лыжной подготовки – обучение детей, подростков юношей и взрослых людей технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов. Кроме того, в процессе лыжной подготовки приобретаются первоначальные знания по гигиене лыжного спорта основам техники передвижения на лыжах, методам подготовки к соревнованиям и т.д.

Лыжная подготовка и лыжный спорт оказывают большое влияние на всестороннее физическое развитие занимающихся. Передвижение на лыжах по равнинной или пересеченной местности вовлекают в работу большие группы мышц и оказывают положительное воздействие на развитие и укрепление основных функциональных систем организма.

Велико воспитательное значение лыжного спорта. В процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований у спортсменов – лыжников воспитываются морально – волевые качества: дисциплинированность и настойчивость, смелость, способность к преодолению трудностей, чувство коллективизма.

Особенно велико оздоровительное значение занятий лыжами. Длительное передвижение на лыжах в виде прогулок или во время занятий на чистом морозном воздухе, выполнение мышечной работы в благоприятных гигиенических условиях значительно повышают общую работоспособность организма, его сопротивляемость различным заболеваниям.

Передвижение на лыжах широко используется как средство активного отдыха. Занятия лыжами в красивой лесистой местности доставляют большое удовольствие, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее состояние организма, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.

Таким образом, выявленное нами противоречие заключается в том, что с одной стороны, одним из основных средств, оказывающих положительное влияние на организм ребенка и повышающих устойчивость к простудным заболеваниям, является закаливания, в то же время, в настоящее время для закаливания детей рекомендуются различные общие и местные процедуры, однако большинство их требуют больших затрат времени, сложной организации и внимание родителей и учителей, что не дает возможности широкого использования их в оздоровлении детей.

Проблема исследования заключается в необходимости дальнейшего изучения условий положительного влияния закаливания на уроках лыжной подготовки на профилактику простудных заболеваний учащихся среднего школьного возраста, так как эти вопросы недостаточно отражены в современных литературных источниках, а в процессе практической деятельности учителей физической культуры все еще не находят массового применения комплексы закаливающих воздействий в процессе занятий лыжной подготовки с учащимися среднего школьного возраста.

Цель исследования - изучение условий положительного влияния закаливания на уроках лыжной подготовки на профилактику простудных заболеваний учащихся среднего школьного возраста.

Гипотеза исследования: применение комплекса закаливающих воздействий в процессе занятий лыжной подготовки будет способствовать снижению распространенности простудных заболеваний учащихся среднего школьного возраста, если:

- регулярно используется активное закаливание, во время занятий лыжной подготовки, что обеспечивается рекомендациями учителя по постепенному облегчению одежды учащихся, увеличению времени пребывания на улице при выполнении физических нагрузок;

- при использовании закаливания уделяется должное внимание соблюдению принципа постепенности в снижении температуры воздействующего фактора и увеличения продолжительности его действия;

- ведется работа по повышению информированности родителей, администрации школы, и учителей в вопросах закаливания, его значимости в профилактике простудных заболеваний и укреплении здоровья детей, средствах и формах закаливания и методики проведения закаливающих процедур.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

На основе анализа литературных данных изучить теоретические основы закаливания учащихся среднего школьного возраста в процессе лыжной подготовки;

Выявить исходный уровень степени закаленности учащихся среднего школьного возраста по пробе И.А. Кайро;

Определить влияние закаливания учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий лыжной подготовки на степень закаленности и количество простудных заболеваний и их продолжительность учащихся среднего школьного возраста.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогические контрольные испытания (Проба Кайро); протоколирование простудной заболеваемости школьников.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №51 г. Прокопьевска с октября 2015 г. по март 2016 г., под наблюдением находилось по 20 учащихся двух 5-х классов в возрасте 11-12 лет: экспериментального и контрольного. В начале наблюдения у всех школьников с помощью родителей была определена степень закаленности по пробе И.А. Кайро. Далее с января по март 2016 г. со школьниками экспериментального класса проводились занятия лыжной подготовки, в ходе которых учителем применялись и закаливающие воздействия. Суть закаливания заключалась в том, что во время занятий лыжной подготовки в условиях отрицательных температур воздуха учителем предлагались рекомендации по постепенному облегчению одежды учащихся, увеличению времени пребывания на улице при выполнении физических нагрузок.

В конце периода наблюдения у школьников обоих классов снова бала определена степень закаленности. Также по медицинским картам детей фиксировалось количество простудных заболеваний, их продолжительность за период наблюдения и за этот же период в предыдущем году. Полученные результаты сравнивались с исходными данными.

Практическая значимость работы: выявленные условия закаливания учащихся среднего школьного возраста в процессе лыжной подготовки могут широко использоваться в организации физического воспитания школьников, а комплекс простейших рекомендаций по проведению заливающих процедур, может повысить степень закаленности и снизить количество простудных заболеваний и их продолжительность учащихся среднего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №51 г. Прокопьевска с октября 2015 г. по март 2016 г., под наблюдением находилось по 20 учащихся двух 5-х классов в возрасте 11-12 лет: экспериментального и контрольного. В начале наблюдения у всех школьников с помощью родителей была определена степень закаленности по пробе И.А. Кайро. Далее с января по март 2016 г. со школьниками экспериментального класса проводились занятия лыжной подготовки, в ходе которых учителем применялись и закаливающие воздействия. Суть закаливания заключалась в том, что во время занятий лыжной подготовки в условиях отрицательных температур воздуха учителем предлагались рекомендации по постепенному облегчению одежды учащихся, увеличению времени пребывания на улице при выполнении физических нагрузок.

В конце периода наблюдения у школьников обоих классов снова бала определена степень закаленности. Также по медицинским картам детей фиксировалось количество простудных заболеваний, их продолжительность за период наблюдения и за этот же период в предыдущем году. Полученные результаты сравнивались с исходными показателями.

По медицинским картам детей фиксировали количество заболеваний, их частоту, продолжительность, по классным журналам число пропущенных по этой причине занятий.

В начале наблюдения у всех школьников была определена степень закаленности по пробе И.А. Кайро, родителями экспериментального класса. Суть ее заключается в анализе частоты сердечных сокращений (пульса) при охлаждении стоп водой. Температура воды должна быть ниже температуры стопы на 10-12С. Однако, на практике можно использовать обычную воду температурой 14-17С из водопровода.

Схема проведения пробы проста. Для этого нужно приготовить часы с секундной стрелкой, листок бумаги для записи показателей пульса и таз с водой. Вначале подсчитывается исходная частота пульса за 1 минуту. Затем, закаливающий опускает стопы в таз с водой на 3 минуты. В первую минуту охлаждения пульс подсчитывается снова. После чего через 3 минуты охлаждения испытуемый ставит ноги на коврик, ожидает 2 минуты. Затем в течение 3 минут восстановления измеряет пульс.

По медицинским картам детей фиксировали количество заболеваний, их частоту, продолжительность, по классным журналам число пропущенных по этой причине занятий.

В конце периода наблюдения у школьников обоих классов снова бала определена степень закаленности. Также по медицинским картам детей фиксировалось количество простудных заболеваний, их продолжительность за период наблюдения и за этот же период в предыдущем году. Полученные результаты сравнивались с исходными.

Таблица 1

Определение степени закаленности по пробе И.А. Кайро

Степень закаленности

Первая минута охлаждения стоп

Третья минута восстановления

1. Высокая

Уменьшение ЧСС

Полное восстановление ЧСС к исходному уровню

2. Средняя

Незначительное (до 4 в 1 мин.) увеличение ЧСС

Незначительное (до 2 в 1 мин.) увеличение ЧСС от исходного уровня

3. Низкая

Значительное изменение ЧСС

ЧСС не восстанавливается к исходному уровню, неприятное ощущение «гусиная кожа»

В начале и конце периода наблюдения было проведено исследование закаленности учащихся экспериментального и контрольного классов. Мы можем проанализировать полученные данные, рассмотрев таблицу 2.

Следует заметить, что у школьников контрольного класса за счет пассивного закаливания также повысилась степень закаленности, но в меньшей степени, чем у учащихся экспериментального класса.

Таблица 2

Распределение учащихся в зависимости от степени закаленности

Степень закаленности

Классы

экспериментальный

контрольный

В начале наблюдения

В конце наблюдения

В начале наблюдения

В конце наблюдения

Абс. число

%

Абс. число

%

Абс. число

%

Абс. число

%

1

Высокая

6

20

11

36,7

7

23,3

8

26,7

2

Средняя

16

53,3

16

53,3

15

50,5

16

53,3

3

Низкая

8

26,7

3

10

8

26,7

6

20

Из результатов мы видим, что к концу наблюдения у учащихся экспериментального класса увеличилось число учащихся с высокой степенью закаленности. Так, до применения закаливающих процедур в экспериментальном классе было 20 % учащихся с высокой степенью закаленности, а через 5 месяцев - 36,7 %.

Из таблицы видно, что число школьников со средней степенью закаленности фактически не изменилось. Но в экспериментальном классе на 16,7 % увеличилась, а в контрольном классе всего на 3,4 % увеличилась и на 6,7 % уменьшилась величина тех же показателей.

Таким образом, исследованием установлено, что закаленность в большей степени повысилась у школьников экспериментального класса.

Динамика простудной заболеваемости школьников представлена в таблице 3, в которой сравниваются показатели за время наблюдения и за этот же период в предыдущем году.

Из таблицы видно, что по большинству показателей в экспериментальном классе заболеваемость была ниже, чем в контрольном. Так за период наблюдения заболеваний простудного характера в экспериментальном классе было 11, в контрольном - 18, при этом пропущено соответственно 56 и 110 человеко-дней.

В обоих классах заболеваемость за период наблюдения снизилась по сравнению с этим же периодом в прошлом году, однако, степень снижения в экспериментальном классе значительно выше. Число заболеваний там снизилось соответственно на 20 % и 3 %, количество пропущенных человеке дней - на 62 % и 17 %.

Таблица 3 Динамика простудной заболеваемости школьников

Показатели

Экспериментальный класс

Контрольный класс

сроки

сроки

1.10.2014-1.03.2015

1.10.2015-1.03.2016

1.10.2014-1.03.2015

1.10.2015-1.03.2016

1

Количество простудных заболеваний

23

11

21

18

2

Количество пропущенных человеко-дней по причине простудных заболеваний

137

56

132

110

3

Средняя продолжительность одного заболевания

6,4 %

5,1 %

6,3 %

6,1 %

Таким образом, степень снижения заболеваемости школьников экспериментального класса в 2-3 раза выше, чем контрольного.

Следовательно, можно сделать вывод, что повышение степени закаленности ведет к снижению количества простудных заболеваний учащихся школьников.

К концу наблюдения у учащихся экспериментального класса увеличилось число учащихся с высокой степенью закаленности. Так, до применения закаливающих процедур в экспериментальном классе было 20 % учащихся с высокой степенью закаленности, а через 5 месяцев - 36,7 %. Следует заметить, что у школьников контрольного класса за счет пассивного закаливания также повысилась степень закаленности, но в меньшей степени, чем у учащихся экспериментального класса.

Число школьников со средней степенью закаленности фактически не изменилось. Но в экспериментальном классе на 16,7 % увеличилась, а в контрольном классе всего на 3,4 % увеличилась и на 6,7 % уменьшилась величина тех же показателей. Таким образом, исследованием установлено, что закаленность в большей степени повысилась у школьников экспериментального класса.

По большинству показателей в экспериментальном классе заболеваемость была ниже, чем в контрольном. Так за период наблюдения заболеваний простудного характера в экспериментальном классе было 11, в контрольном - 18, при этом пропущено соответственно 56 и 110 человеко-дней.

В обоих классах заболеваемость за период наблюдения снизилась по сравнению с этим же периодом в прошлом году, однако, степень снижения в экспериментальном классе значительно выше. Число заболеваний там снизилось соответственно на 20 % и 3 %, количество пропущенных человеке дней - на 62 % и 17 %. Тоесть, степень снижения заболеваемости школьников экспериментального класса в 2-3 раза выше, чем контрольного, следовательно, можно сделать вывод, что повышение степени закаленности ведет к снижению количества простудных заболеваний учащихся среднего школьного возраста.

Список литературы

  1. Дубровский, В. И. Спортивная физиология: Учебник для сред и высш. учеб. заведений по физической культуре / В. И. Дубровский. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 462 с.

  2. Казин Э. М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие // Кемерово, Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 355 с.

  3. Лаптев, А. П. Азбука закаливания / А. П. Лаптев. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 155 с.

  4. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: учебное пособие; рекоменд. СибРУМЦ высшего проф. образования / Солодова Г. Г., Казин Э. М., Петухов С. И., Блинова Н. Г. и др. / Учебное пособие, Ч.9., Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – 279 с.

Просмотров работы: 333