ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Ломов Б. Ф., например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации и целеполагания принадлежит ведущая роль [3]. «Трудность здесь состоит в том, -пишет он, - что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» [1].

Психология и ее раздел, мотивация и мотивы непосредственно соприкасаются с физической культурой, образуя общую дисциплину психологию физического воспитания. Одним из стержней этой дисциплины является мотивационная сфера школьника [2].

Изучение мотивационной сферы школьника и анализ условий формирования мотивации к занятиям физической культуры в школе позволяет определить условия, при которых формируются мотивы физкультурно-спортивной деятельности. Более подробное изучение данной проблемы позволит разработать практические рекомендации, раскрывающие условия эффективного формирования положительных мотивов физкультурно-спортивной деятельности [4].

Цель исследования – выявить педагогические условия формирования мотивации занятий физической культурой в среднем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: результаты исследования позволят получить информацию об основных мотивах занятий физической культурой, выявить педагогические условия формирования мотивации занятий физической культурой и сформулировать практические рекомендации.

Для достижения поставленной цели исследования решались следующие задачи: изучить состояния вопроса по научно-методической литературе, выявить возрастные особенности развития детей среднего школьного возраста, охарактеризовать основные формы, средства и методы формирования мотивации занятий физической культурой в среднем школьном возрасте; изучить основные мотивы занятий физической культурой в среднем школьном возрасте: на основе изучения научно-методической литературы и результатованкетного опроса выявить педагогические условия формирования мотивации занятий физической культуры и осуществить их экспериментальную проверку; составить практические рекомендации, которые помогут формированию у учащихся мотивов систематических, самостоятельных занятий физической культурой.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщения научно-методической литературы.Анализ научно-методической литературы, позволили расширить и углубить знания по данной проблеме, а также систематизировать и обобщить разные данные о возрастных особенностях учащихся среднего школьного возраста, мотивации занятия физической культурой на уроках и самостоятельно. В ходе работы с научно-методической литературой была составлена анкета.

2. Анкетный опрос. С помощью этого метода были выявлены основные мотивы занятий физической культурой в восьмых классах данной школы.

3. Педагогический эксперимент. На основании изучения литературных источников, анализа данных педагогического наблюдения и результатов анкетирования было установлено снижение физкультурных потребностей школьников с возрастам. В связи с этим, целью педагогического эксперимента являлось определение результативности педагогических условий формирования мотивации занятий физической культуры школьников.

3. Математико-статистическая обработка результатов исследования.Метод применялся для обработки полученных анкетных данных с целью более эффективного использования результатов исследования.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 72» г. Прокопьевска в период с сентября 2014 г. по май 2016 г. и включало в себя четыре этапа.

На первом этапе исследования проводился анализ и обобщение данных научно-методической литературы, систематизация полученных результатов.

На втором этапе исследования нами был проведен анкетный опрос с целью выявления особенностей формирования мотивации занятий физической культурой в среднем школьном возрасте. Анкетный опрос проводился среди учащихся восьмых классов школ. Всего было опрошено 100 человек.

На третьем этапе исследования осуществлялась экспериментальная проверка педагогических условий формирования мотивации занятий физической культуры в среднем школьном возрасте.

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2015 года по май 2016 года на базе МБОУ «Гимназия № 72» г. Прокопьевска с учащимися средних классов. Была организована экспериментальная группа (12 юношей и 17 девушек) и контрольная группа (13 юношей и 24 девушки).

В основе организации и планирования работы по формированию мотивации занятий физической культуры с учащимися экспериментальных и контрольных групп имели место как сходные, так и отличительные черты. Сходство выражалось в следующем:

- в педагогическом эксперименте (в составе экспериментальных и контрольных групп) принимали участие школьники идентичные по физической подготовленности, полу, возрасту, состоянию здоровья (относились к основной и подготовительной медицинским группам);

- занятия в экспериментальных и контрольных группах проводились в одинаковых условиях (спортивный зал, зал хореографии, спортивная площадка, одинаковая материально-техническая база и спортивный инвентарь);

- содержание, формы, средства и методы урочных занятий, экспериментальных и контрольных групп, базировались на основе требований учебной программы основной школы по физической культуре;

- контрольные испытания и прием нормативных требований осуществлялся в одинаковые сроки.

Основные отличия в занятиях экспериментальных и контрольных групп заключались в том, что учащиеся контрольной группы занимались по традиционной методике внеклассных занятий представленной в комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 1998).

В экспериментальной группе три раза в неделю проводились физкультурно-рекреационные занятия с использованием средств оздоровительной фитнес-аэробики. В контрольной группе занятия проводились по традиционной методике, согласно действующей программе.

На четвертом этапе исследования проводилась математико-статистическая обработка полученных данных анкетного опроса, а также на основе изучения научно-методической литературы и результатов анкетного опроса были составлены практические рекомендации, которые помогут формированию у учащихся мотивов систематических, самостоятельных занятий физической культурой. Проводилась обработка, систематизация, анализ и интерпретация результатов педагогического эксперимента, формулировка выводов, практических рекомендаций, а также осуществлялось оформление работы.

В анкетном опросе, организованном в нашем исследовании принимали участие 100 школьников, из них 47 мальчиков и 53 девочки. Им было предложено ответить на девятнадцать вопросов.

На прямой вопрос «Нравятся ли вам уроки физической культуры?», ответили «нравятся» - 43 % респондентов, из них 20 % девочек и 23 % мальчиков. «Отчасти» - ответило наибольшее количество учащихся (57 %), из них одиннадцать девочек и шесть мальчиков. Второй вариант «не нравятся» - не набрал ни одного голоса. Уроки физической культуры нравятся меньшей половины респондентов, в основном это мнение сформировано мальчиками. Уроки нравятся отчасти в основном девочкам, это мнение преобладает (рис. 1).

Второй и третий вопросы задавались для того, чтобы выяснить, что нравится на уроках физической культуры и что не нравится. Ответы респондентов распределились следующим образом: повышать уровень физической подготовленности на занятиях нравиться 37 % респондентов. Не нравится - невнимательное отношение преподавателя - 37 % опрашиваемых. В первом и во втором случае мнение формируют равное количество мальчиков и девочек, то есть результаты практически не зависят от пола респондентов.

Наибольший интерес проявляется к спортивным играм (4-й вопрос), 73 % учащихся предпочитают заниматься на уроках физической культуры волейболом, баскетболом, футболом, ручным мячом. Из них 72 % девочек и 57 % мальчиков. У девочек на втором месте стоит плавание (28 %), у мальчиков - лыжная подготовка (32 % опрошенных). Таким образом, подавляющее большинство учащихся любит играть в спортивные игры (рис. 2).

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Нравятся ли вам уроки физической культуры?»

Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Какие разделы учебной программы по физической культуры нравятся Вам больше всего?»

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос: «Что вас привлекает в занятиях физической культурой и спортом?»

Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос: «Как вы считаете, способствуют ли занятия физической культурой и спортом улучшению учебы?»

Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос: «Делаете ли вы утреннюю гимнастику (зарядку)»?

В свободное от учебных занятий время, физической культурой и спортом занимаются 76 % учащихся, не занимаются 24 %. (5 вопрос). Среди мальчиков, не занимающихся спортом, основной причиной является нехватка свободного времени. Девушки, не занимающиеся спортом, выделяют три причины: не хватает свободного времени, усталость после учебных занятий, отсутствие секции по любимому виду спорта. (8 вопрос).

Таким образом, можно отметить, что по процентному показателю участия школьников во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, полученные нами данные значительно превосходят аналогичные общероссийские показатели, которые составляют в среднем – 25 % и приближены к зарубежным показателям, характерным для таких развитых стран как США, Канада, Финляндия и др. (75-80 %). На наш взгляд, подобные результаты получены благодаря продуманной и достаточно эффективной системе мер по формированию мотивации физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности в нашей гимназии.

Большую половину учащихся привлекает в занятиях физической культурой и спортом возможность укреплять здоровье - 54 % (7-й вопрос). Это мнение в основном сформировано девочками, на них приходится 37%, на мальчиков — 17%. На втором месте у мальчиков повышение уровня спортивного мастерства - 13%. У девочек другие ответы набрали по одному-двум процентам. Таким образом, среди девушек основным мотивом является укрепление здоровья, среди мальчиков - укрепление здоровья и повышение уровня спортивного мастерства (рис. 3).

Девятый вопрос звучал следующим образом: «Как вы считаете, способствуют ли занятия физической культурой и спортом улучшению учебы?» «Да» - ответили 57%, нет - 16%, не знаю - 27% респондентов. Таким образом, 33% учащихся не знают, что занятия физической культурой способствует улучшению учебы (рис. 4).

Отношение родителей к занятиям физической культурой и спортом, по мнению учащихся положительное - 100%.

Занятия физической культурой без принуждения, самостоятельно (например, утренняя гимнастика) сформировано только у 3% опрашиваемых (девушки), регулярно, каждый день. Не регулярно, от случая к случаю утреннюю гимнастику выполняют 70% опрашиваемых. Не делают вообще 27%. Постоянный мотив занятий сформирован у 3% учащихся, у 97% - такой мотив не сформирован (рис. 5).

В семнадцатом вопросе было предложено пять видов деятельности, на выбор, в общем занятия физической культурой на втором месте, уступив лишь отдыху в кругу друзей (первое место). Мальчики отводят занятиям физической культуры третье место, первое, как и в общем отдых в кругу друзей, второе - компьютерные игры. У девочек первое место отдых в кругу друзей, второе - занятия физической культурой. Так как девушек было больше, они и повлияли на расстановку мест. Если бы мальчиков было больше, компьютерные игры поднялись бы на один пункт и в общем зачете занимали бы второе место.

Следующий вопрос был рассчитан преимущественно на девушек. Он звучал так: «Для чего вы ходите на уроки физической культуры?» Из ряда утверждений первое место - укрепить здоровье (как и в седьмом вопросе), второе - формирование красивой фигуры и походки. Таким образом, девушки на уроках физической культуры укрепляют здоровье и формируют красивую фигуру и походку. Мальчики, отвечая на этот вопрос, предпочтение отдали укреплению здоровья, второе место - научиться играть в подвижные игры, а формирования красивой фигуры и походки, а также красиво двигаться последнее место. Таким образом, мотив у мальчиков укрепить здоровье и научиться играть в спортивные игры.

В последнем вопросе у респондентов выяснялось их отношение к предмету (физическая культура). Таким образом, были выявлены основные причины, по которым респондентам нравится предмет:

Предмет легко усваивается;

Предмет занимательный;

Предмет способствует развитию общей культуры;

Просто интересно.

А также основные причины, по которым респондентам не нравится предмет:

Учитель не интересно объясняет;

Не нравится, как преподает учитель;

Учитель редко хвалит;

- У меня плохие отношения с учителем.

Таким образом, отрицательное отношение к предмету учащихся в большей степени обусловлено деятельностью учителя.

Педагогический эксперимент для проверки педагогических условий формирования мотивации занятий физической культуры в среднем школьном возрасте проводился с сентября 2015 года по май 2016 года на базе МБОУ «Гимназия № 72» г. Прокопьевска с учащимися средних классов. Была организована экспериментальная группа (12 юношей и 17 девушек) и контрольная группа (13 юношей и 24 девушки).

При работе с экспериментальной группой учитывалось, что использование нетрадиционных популярных среди учащихся видов физических упражнений, будет способствовать развитию их физкультурных потребностей и позитивно отразится на эффективности занятий физической культурой.

Сложность формирования осознанных потребностей к занятиям физической культурой связана с тем, что многие учащиеся недостаточно понимают значимость этих занятий для формирования их личности и гармоничного развития. По-видимому, в этом возрасте необходимо больше акцентировать внимание на факторах, определяющих эмоциональную привлекательность занятий. Поэтому в нашем педагогическим эксперименте рассматривалась возможность позитивного влияния на физкультурные потребности школьников к урокам физической культуры с использованием нетрадиционных видов физических упражнений, которые создают благоприятную «атмосферу» на занятиях, помогают установить нормальные взаимоотношения учителя с учениками, эффективно развивают двигательный и адаптационный потенциал, способствуют формированию физической культуры школьников.

На основании современных теоретико-методических представлений о физкультурном образовании и результатов анкетного опроса были разработаны педагогические условия формирования мотивации занятий физической культуры и осуществить их экспериментальную проверку.

При их разработке подразумевалось использование комплекса средств физической культуры в форме последовательности тщательно продуманных, апробированных и регламентированных педагогических воздействий, позволяющих поддерживать высокую работоспособность на протяжении определенного времени при минимизированных затратах, а также быть привлекательной для занимающихся, доставлять удовольствие.

Эффект от воздействия педагогических условий, как предполагалось, должен обеспечивать:

подбор содержания занятий в зависимости от потребностей учащихся в сфере физической культуры;

целенаправленное применение элементов спортивных игр и оздоровительной фитнес-аэробики на внеклассных физкультурно-рекреационных занятиях;

формирование умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями;

образовательную установку на формирование физической культуры личности;

переход учащихся от уровня потребителей ценностей физической культуры до уровня их носителей и созидателей,

В экспериментальной группе в соответствии с программой формирующего педагогического эксперимента была проведена серия внеклассных физкультурно-рекреационных занятий, В первой и второй учебной четверти школьники, на уровне потребителей ценностей физической культуры, знакомились с различными комплексами оздоровительной аэробики, разучивали технику выполнения базовых шагов, элементарных комбинаций, получали необходимые теоретические знания (на данном этапе важна нейтрализация негативных установок и привлечение внимания к самому процессу достижения физического совершенствования, а не конечный результат, т.е. достижение конечных нормативных показателей).

К третьей четверти учащиеся перешли на уровень «носителей ценностей физической культуры». Они активно совершенствовали знания и умения по оздоровительной аэробике, разучивали и закрепляли технику более сложных по структуре движений комбинаций. Данный этап характеризуется появлением физкультурных способностей, развитие которых придает деятельности личности о значимый смысл (положительные эмоциональные переживания при этом связанные с осознанием собственных успехов и достижений, удовлетворения от самого процесса деятельности).

К четвертой четверти учащиеся демонстрировали элементарные умения в организации и проведении фрагментов занятия, то есть самостоятельно из изученных ранее упражнений составляли свои блоки и комбинации.

В конце учебного года в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, значительно увеличилось количество учащихся, посещающих уроки физической культуры на 22,4,% тогда как в контрольной на 4,1%. Число школьников участвующих во внеклассных физкультурных мероприятиях, в экспериментальной группе повысилось на 30,6%, а в контрольной осталось без изменений (28,6%). А число учащихся экспериментальной группы, посещающие физкультурные мероприятия за пределами школы увеличилось на 10,2%, тогда как в контрольной группе только на 2,0%.

Об эффективности системы мер в экспериментальной группе свидетельствуют и результаты изменения уровня сформированности физической культуры личности учащихся экспериментальной группы, отмеченные учителями физической культуры, классными руководителями и родителями учащихся экспериментальной группы в конце года, тогда как в контрольной группе существенных изменений в данных показателях обнаружено не было.

Об эффективности экспериментального процесса также свидетельствует изменение уровня потребностей в занятиях физической культурой участников эксперимента. Здесь представители экспериментальной группы также находятся в более выгодном положении по сравнению с представителями контрольной. Замечено, что в начале эксперимента показатели уровня физкультурных потребностей у представителей обеих групп находились практически па одном уровне. Показатели, непосредственно связанные с отношением к занятиям физической культурой в школе, улучшились у них в среднем на 36,7%, в то время как у представителей контрольной группы - на 4,2%. Показатели, характеризующие отношение к физкультурным замятиям вне школы, у представителей экспериментальной группы, улучшились ъ среднем на 18,3%. У представителей - контрольной группы улучшились, хотя и незначительно (на 6,1%). Изменились в экспериментальной группе и показатели, характеризующие время в распорядке дня уделяемое на занятия физической культурой (в среднем на 16,9%), у представителей контрольной группы, они снизились на 6,2%. А количество учащихся, занимающихся физической культурой два раза в неделю и более в экспериментальной группе увеличилось в среднем на 20,4%, у представителей контрольной группы данный показатель остался без изменений (59,2%).

Таким образом, анализируя эффективность процесса обучения, включающего регулярные внеклассные физкультурно-рекреационные занятия с учащимися 14-15 лет, в основе которых лежит идея последовательного преобразования личности занимающихся от уровня потребителей ценностей физической культуры до уровня их созидателей, по таким параметрам как:

возможность качественного проведения образовательного процесса в соответствии с требованиями учебной программы, условиями общеобразовательных школ и учетом физкультурных интересов и потребностей учащихся;

наличие изменений в уровне физической подготовленности занимающихся» уровне с фор миро ванн ости физической культуры личности, посещаемости физкультурных мероприятий, уровне физкультурных потребностей до и после применения экспериментальной методики, можно заключить, что в ходе педагогического эксперимента были получены объективные свидетельства о более высокой, по сравнению с традиционными, по эффективности методике, которая была создана н апробирована в рамках данного диссертационного исследования.

Таким образом, результаты анкетного опроса показали, что на формирование мотивации к занятиям физической культуры влияют следующие факторы: содержание учебного материала; стиль педагогической деятельности учителя, использование методовобучения, заинтересованность в успехах школьников.

Список литературы

  1. Еделева, Е. Г. Отношения учащихся разного возраста к учебному предмету и урокам физической культуры в средней школе [Текст] / Е. Г. Еделеева. Автореф. дис. ...канд. - М., 2005. -115 с.

  2. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. Учебник для институтов и факультетов физической культуры. 2-е изд., испр. и доп. - СПБ.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - 48 с.

  3. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Издательство «Сфера», 2013 - 94 с.

  4. Сухих, А. В. Психология физической культуры: Учебно-методическое пособие для студентов университета. Часть 1 [Текст] / А. В. Сухих.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. - 74 с.

Просмотров работы: 318