МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ПОКУПКЕ МЕБЕЛИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ПОКУПКЕ МЕБЕЛИ

Панина Е.И. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мебельная промышленность России демонстрирует устойчивый рост, что подтверждается увеличением объемов производства практически по всей номенклатуре мебели во всех федеральных округах. Перспективные прогнозы так же говорят о том, что отечественные мебельные предприятия и в дальнейшем будут усиливать свои позиции на мебельном рынке России. Соответственно, доля их продукции в структуре потребления мебели будет неуклонно расти. Этот процесс сопровождается ростом конкуренции, поэтому для получения преимуществ предприятиям необходимо в значительно большей степени ориентироваться на потребителей: повышать качество изделий, сокращать сроки реализации заказов, учитывать индивидуальные потребности, совершенствовать сбытовую сеть. Важная роль в реализации этих положений отводится организационно-технологической подготовке производства, оказывающей решающее влияние на трудоемкость изготовления и себестоимость изделий.

Сегодня в условиях становления и развития рыночной экономики в торговом бизнесе магазины вынуждены соперничать друг с другом и прилагать максимум усилий к тому, чтобы привлечь клиентов в свои залы. Предприятие, заинтересованное в успешной работе на рынке, должно вести рациональную товарную политику, осуществлять меры по развитию и укреплению своей материально-технической базы [1-5].

Мебель – один из самых востребованных видов товаров народного потребления. Научно-технический прогресс в деревообрабатывающей промышленности привел к увеличению объема выпускаемой мебели, расширению ассортимента изделий. Происходящие изменения нашли свое отражение в торговле мебелью – большинство предприятий расширили ассортимент предлагаемых изделий, усовершенствовали организацию торгового обслуживания.

Мебельное производство России – крупнейшая подотрасль лесопромышленного комплекса по производству товаров народного потребления [1-5].

В связи с увеличением количества зарубежной мебели на российском рынке конкуренция между отечественными производителями постоянно увеличивается. В этой борьбе наиболее уверенно чувствуют себя крупные предприятия, способные диктовать условия другим компаниям. Отечественная мебельная промышленность до сих пор не может на полных правах конкурировать с зарубежными производителями: не хватает современного оборудования, отсутствуют средства для инвестиций, не проведена реформа управления, слабо проработаны дизайн и функциональные качества мебели.

Многие предприятия продолжают выпускать мебель, не задумываясь о том, будет ли она пользоваться спросом у покупателя. Недостаточное внимание уделяется работе маркетинговых подразделений. С ростом конкуренции основной проблемой становится не производство, а сбыт мебели. Не так просто произвести мебель, как её продать [1-5].

В сложившихся условиях выигрывают производители, создавшие разветвлённые сети сбыта по всей России, так как российский покупатель неохотно идёт на покупку мебели по каталогам. Для него важно увидеть уже готовый образец. Разветвлённая торговая сеть позволяет более быстро адаптироваться к смене вкусов потребителей, контролировать ценовую политику, вести единую рекламную компанию.

Учитывая большое число производителей мебели, мебельные магазины диктуют фабрикам свои условия. Чаще всего фабрики вынуждены отдавать продукцию на реализацию, что естественно приводит к замораживанию средств. Некоторые производители и продавцы мебели реализуют проекты по продаже мебели через сеть Интернет [1-5].

Поэтому в настоящее время важным условием успешной продажи мебели является сбор маркетинговой информации о покупателях и их предпочтениях, их мнения о достоинствах/недостатках продукции, предлагаемого сервиса.

Целью настоящей работы являются маркетинговые исследования рынка мебели городов Нечерноземья с целью формирования рационального ассортимента и повышения качества мебели.

Данные маркетинговых исследований, проведенных в г. Орле, Курске, Брянске, позволили выявить отдельные закономерности в потребительских предпочтениях при выборе мебели, характерные для жителей данных городов, которые могут быть использованы мебельными предприятиями для расширения ассортимента и улучшения качества производимой ими мебели.

В связи с этим будет целесообразно провести сопоставление данных, полученных в ходе данных исследований.

Данные ответов на вопросы об общих сведениях о потребителях показали, что в г. Курске и Брянске основными респондентами были женщины, а в г. Орле – мужчины, но во всех городах это были люди молодого и среднего возраста, по социальному положению – рабочие и служащие. Достаточную активность в опросе проявили предприниматели – их доля по городам составила от 12,6% до 15%.

Больше половины опрошенных (55,3%-69,3%) считают, что в исследованных городах достаточно специализированных магазинов по продаже мебели. Основная часть респондентов трех городов приобретает мебель также в специализированных магазинах, на их долю приходится от 59,3% в г. Курске до 62% в г. Брянске и Орле. Это те покупатели, которые приняли решение о конкретной покупке. На долю покупок мебели, совершаемых в торговых центрах, приходится от 11% в г. Брянске до 19,3% в г. Курске. Но в последнее время во многих городах, в том числе в г. Орле, Курске, Брянске, стала достаточно развита сеть частных фирм по изготовлению и продаже мебели на заказ, услугами которых, по данным опроса, пользуется 5 часть респондентов. Это должно быть учтено в работе крупных мебельных предприятий.

Во всех городах ассортимент мебели, представленный в магазинах, респонденты считают как достаточный. При этом необходимо отметить, что большая часть опрошенных указала на узкий ассортимент мебели в их городах. Так считают 20,3% людей в г. Курске, 17,3% - в Брянске и 16,7% - в Орле. Эти данные показывают о недостаточности снабжения мебелью магазинов исследованных городов.

При сравнении данных о частоте обновления мебели разных видов в трех городах получены неодинаковые ответы. Хотя замечена тенденция, что частота обновления зависит от вида изделий и срока службы. Так, во всех городах большинство из опрошенных обновляют мебель более чем через 6 лет. Это, в основном, такие виды как наборы для спальни, наборы для прихожей, наборы для кухни и наборы для гостиной. Однако частота покупок этих изделий в отдельных городах неодинакова и составляет соответственно по видам в г. Орле (66%, 64%, 64%, 64,3%), в г. Курске (53%, 53,3%, 52,7%, 48,3%), в г. Брянске (28,7%, 28,3%, 26%, 22,3%). Таким образом, в Брянске обновляемость этих изделий почти в 2 раза меньше.

Далее по данным опроса установлено, что через 5-6 лет респонденты более часто обновляют штучные изделия, такие как столы, диваны и кресла. Но и здесь сохраняется закономерность того, что в г. Брянске эти виды изделий в этот период покупают в меньших объемах - 8,7%, 7,7% и 6,0%. При этом доля покупок этих изделий в 1,5 раза больше в г. Орле и Курске и составляет 20,7%, 26,3%, 21% и 21%, 21,7%, 21,3% соответственно по видам.

Более часто (через 1-2 года) во всех городах приобретаются столы и стулья. В г. Орле это еще и кровати (14,3%).

Как показали проведенные нами исследования в г. Брянске в целом все виды мебели приобретаются крайне редко. Это необходимо учесть поставщикам-изготовителям при поставках мебели в данный город и исследовать причины данной ситуации.

Дальнейший анализ ответов анкеты позволил заключить, что решающим фактором при покупке мебели во всех трех городах респонденты отметили приемлемую цену. В г. Орле и г. Курске это были больше половины опрошенных (53,7% и 57,3%) , а в г. Брянске более 1/3 – 39,3%. Также важным при покупке они выделили в г. Брянске достаточный ассортимент – 34%, а в г. Орле и Курске для них важны дизайн и фурнитура (33,7% и 44,7%). Каждый пятый из опрошенных г. Курска (20,7%) и г. Брянска (20,3%) отметили, что важным фактором при покупке мебели для них являются необходимые и разнообразные параметры изделия. В г. Орле каждый четвертый (25%) при покупке обращает внимание на вид материала, из которого изготовлена мебель.

Во всех городах покупатели отдают предпочтение при покупке наборам мебели.

Во всех исследованных городах наиболее важными средствами рекламы, побуждающими респондентов к покупке мебели, является теле- радио реклама, затем идут объявления в газете. Для орловских покупателей необходимы и интересны для принятия решения о покупке буклеты.

Также изготовителям мебели необходимо обратить внимание на рекламу своих изделий через Интернет.

Из анализа ответов покупателей установлено, что их, в первую очередь, интересует продажа мебели в кредит (по всем городам), а также представление сезонных скидок (в г. Орле 32%, в Брянске – 37%) и правила ухода за изделиями (Курск – 43,7%).

Приобретая мебель, покупатели хотели бы, чтобы в качестве дополнительных услуг им доставляли мебель на дом и устанавливали ее на дому.

Также для значительной части опрошенных интересна продажа мебели в рассрочку. Эти данные прослеживаются по всем трем городам.

Что касается методов продаж, то анализ ответов показал, что наиболее наглядной для них является продажа мебели по образцам. Здесь также покупатели трех городов были единодушны во мнении.

Определяющим фактором при выборе мебели конкретного изготовителя, по мнению опрошенных, является соответствие «цена-качество». Так считают больше половины респондентов опрошенных городов. Также немаловажным фактором при покупке мебели конкретного изготовителя они считают современный дизайн. Даже разнообразие предлагаемого ассортимента для них не так важно, как указанные выше причины. Этот показатель выделили лишь 23,7% жителей г. Брянска.

Дальнейший опрос респондентов трех городов показал, что мебель обновляется ими крайне редко, т.к. основные виды изделий были куплены ими более 12 месяцев назад. Среди изделий, купленных повторно в последние 12 месяцев, во всех городах респонденты отмечают столы, кровати и шкафы; среди купленных впервые все выделяют наборы мебели, кроме наборов для офиса, что является вполне закономерным.

Из данных опроса было установлено, что все перечисленные в анкете дефекты мебели, пусть в небольшом количестве, но встречались респондентам при ее использовании.

Однако в г. Орле и Курске это были дефекты слабого крепления мебели (46% и 49,3% по городам соответственно) и царапины и перекосы (до 33%).

В г. Брянске получены несколько другие результаты. В частности, из встречающихся в мебели дефектов 22% из опрошенных указали наличие дефектов лицевой поверхности мебели – царапины. Из дефектов соединения деталей и сборки им встречались заедание и перекосы ящиков (17,7%) и слабое крепление (16%).

Оценка респондентами основных потребительских свойств мебели показала, что ее надежность не устраивает жителей г. Орла (28,7%), а в г. Курске и Брянске покупателей не устраивает рисунок ее лицевой поверхности (27% и 29%).

Так как некоторым покупателям важно удобство размещения мебели в помещении, то мебельным фабрикам необходимо обратить внимание на этот показатель, потому что он не устраивает почти 25% опрошенных.

Наибольшее предпочтение в отделке мебели во всех городах покупатели отдают имитации под ценные породы древесины, что вполне объяснимо.

Что касается цвета лицевой поверхности мебели, то покупатели предпочитают как светлые, так и темные цвета почти в равной доле, хотя светлой мебели отдается большее предпочтение.

Гарантийный срок эксплуатации мебели оценен в отдельных городах по-разному. Респонденты г. Брянска и Орла считают мебель не всегда выдерживающей гарантийный срок службы, а г. Курска, напротив, утверждают, что мебель всегда выдерживает срок ее эксплуатации.

Результаты анализа ответов, касающихся общих вопросов обеспечения мебелью исследованных городов, показали:

1. Больше половины респондентов считают, что во всех исследованных городах достаточно специализированных магазинов по продаже мебели и основная часть респондентов приобретает мебель также в специализированных магазинах.

Но при этом необходимо учесть, что 1/5 часть опрошенных пользуется услугами частных фирм по изготовлению и продаже мебели на заказ.

2. Многие респонденты указали, что в их городах достаточный ассортимент мебели, хотя до 20% опрошенных считают его узким.

3. Во всех городах большинство опрошенных обновляют в срок более чем через 6 лет только наборы мебели.

Более часто обновляются такие виды изделий как столы, стулья, диваны, кресла. Но при этом выявлена тенденция, что в г. Брянске эти виды изделий покупают в меньших объемах и вообще все виды мебели приобретают крайне редко.

4. Во всех городах основным решающим фактором при покупке мебели является цена.

В г. Курске и г. Брянске также важным фактором при покупке являются необходимые и разнообразные параметры изделия, а в г. Орле – вид материала.

5. Основными средствами рекламы, побуждающими к покупке мебели, респондентами определены теле - радиореклама и объявления в газете.

6. При покупке мебели покупателей интересует продажа мебели в кредит и сезонные скидки.

7. Из методов продаж покупатели выделяют продажу мебели по образцам, а из дополнительных услуг – доставку на дом и установку её на дому.

8. Основной причиной выбора мебели конкретного изготовителя покупатели указывают соответствие «цена-качество» и современный дизайн.

9. Основные виды мебели были куплены респондентами более 12 месяцев назад. Впервые были приобретены наборы мебели, а повторно – столы, кровати и шкафы.

10. В мебели достаточно часто встречаются дефекты:

- соединения деталей и сборки – перекосы, слабое крепление, заедание и перекосы ящиков;

- лицевой поверхности – царапины.

12. Во всех исследованных городах покупатели считают цену мебели высокой, но доступной.

13. Из исследованных потребительских свойств мебели респондентов г. Орла не устраивает ее надежность, а в г. Брянске и Курске – рисунок лицевой поверхности.

В трех городах респондентов не устраивает удобство размещения мебели в помещении.

14. Наряду с традиционными для прихожей видами изделий покупатели выделяют такие виды изделий как:

- подставку для зонтов;

- тумбу для телефона;

- полку для головных уборов;

- пуфик;

- комод.

15. Покупатели предпочитают в мебели отделку с имитацией под ценные породы древесины темного и светлого цвета.

16. Респонденты г. Брянска и Орла считают, что мебель не всегда выдерживает гарантийный срок службы, а в г. Курске, напротив, утверждают, что мебель всегда выдерживает срок ее эксплуатации.

На основе изложенного выше предложено:

1. Проводить маркетинговые исследования с целью выявления причин того, что многие респонденты исследованных городов предпочитают изготавливать мебель на заказ.

2. Изучить мебельный рынок г. Брянска на предмет низкой покупательной способности всех видов мебели.

3. Уделять больше внимания размещению рекламы своих изделий, в частности, в других областях и через Интернет.

4. При продаже мебели использовать сезонные скидки и скидки для молодых семей.

Список литературы:

  1. Белджиоджосо, Дж. (CSIL (Итальянский центр Анализа и Прогнозирования)). Российская мебельная отрасль – на подъеме / Дж. Белджиоджосо (CSIL) // Дизайн и производство мебели. – 2011. – №2. – С.8-9.

  2. Долбунов, А. А. Проблема брендинга на мебельном рынке / А. А. Долбунов, С. А. Марков, Г. А. Марабян // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 2010. – №2. – С. 39-44.

  3. Кржижановская, С. Г. Мебельное производство России начала ХХI века / С. Г. Кржижановская // Деревообрабатывающая промышленность. – 2012. – №4. – С. 39-47.

  4. Лаврухова, Н. Перспективы мебельной промышленности в России / Н. Лаврухова // РЦБ. – 2014. – №5. – С. 42-47.

  5. Лаврухова, Н. Мебельная промышленность: импортеры завоевывают российский рынок / Н.Лаврухова // РЦБ. – 2014. – №18. – С. 97-100.

Просмотров работы: 510