ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ РИТМА ДЫХАНИЯ У ТАНЦОРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ФИНАЛЕ СОРЕВНОВАНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗНАЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ РИТМА ДЫХАНИЯ У ТАНЦОРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ФИНАЛЕ СОРЕВНОВАНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы. Ведущим критерием успешности в танцевальном спорте является результат на соревнованиях. (Сироткина И. С. 2012) Нарушения техники качественного исполнения танца могут быть спровоцированы срывом ритма дыхания при исполнении танца в финале соревнований (Захарьева Н.Н., Сингина Н.Ф., Сиротенко С.В., Титкова Ж.Д. (2016). В литературе по танцевальному спорту (Воронин Р.Е., Боровский А.В. (2015) отмечены факторы, ухудшающие качество исполнения танцев парой. Среди наиболее значимых факторов, при «прозрачности» судейства, выделяют ухудшение техники движения «Технические качества» (Technical Qualities — TQ); дисритмичность и нарушение музыкальности движения «Движение под музыку» (Movement to Music — MM); (Система судейства WDSF 2.0., Воронин Р.Е. ( 2015)(11)). В этой связи исследование функционального состояния и адаптационных характеристик танцоров имеющих различную тяжесть срыва ритма дыхания является значимым для спортсмена и тренера. Безусловно, уровень выраженности реакции спортсменов, в том числе и танцоров во многом будут определять регуляторные особенности автономной нервной регуляции ритма сердца и других ведущих функциональных систем (Поварещенкова Ю.А. Захарьева Н.Н., Винокурова Е.Р.(2013). По данным Захарьевой Н.Н. и Никифоровой Н.Ю. (2010., 2007, 2004), такие особенности во многом определяют адаптивные возможности человека, специфику работы кислороднотранспортной системы и, следовательно, будут отражаться на качестве исполнения танца. Все выше изложенное обозначает проблему важной для исследования.

Цель–определить особенности функционального состояния танцоров высокой квалификации, имеющих различную тяжесть напряжения ритма дыхания в финале соревнований.

Испытуемые Обследовано 46 танцоров высокой квалификации (класс А-M) в возрасте 18–22 год. Стаж занятий танцевальным спортом 10 – 16 лет. Количество тренировочных занятий (в часах) в неделю от 12 до 42 часов. По спортивной квалификации спортсмены распределены следующим образом: МСМК - мастер спорта международного класса – 2,2% (1 чел.); МС- мастер спорта –6,6% (3 чел).; КМС - кандидат в мастера спорта –28,2% (13 чел). І взрослый разряд – 63 % (29 чел.).

Методы исследования.. Исследования проводились в круглогодичном цикле спортивной тренировки. Функция внешнего дыхания оценивалась методом спирометрии С -100. Физическую работоспособность оценивали по результатам велоэргометрического теста PWC170. Координационные способности оценивали по устойчивости в позе Ромберга (положение стоя, 3 вариант пробы) и по показателям стабилометрии, (стабилограф «ТРАСТ-М») проводился тест «Мишень». Психофизиологические тесты включали: результаты компьютерного варианта теппинг – теста; теста на определение умственной работоспособности (URA) - 3 варианта сложности умственной нагрузки; простую зрительно–моторную реакцию (ПЗРМ), данные психофизиологического тестирования рефлекторной деятельности ЦНС (центральной нервной системы), характеризующей пространственно – временные отношения спортсменов, на комплексе по программе ИВПС 2.1. Оценку личностной тревожности по Дж.Тейлору проводили с использованием компьютеризированного опросника. Данные математической статистики изучались в программах ХL и Statistical- 6 и Statistical 20.

Результаты исследованияи их обсуждение выявлены различия артериального давления и дыхания, данных психофизиологического тестирования и функциональных проб, физических качеств танцоров ВК (высокой квалификации), имеющих различную тяжесть срыва ритма дыхания в финале соревнований. По данным анкетирования танцоров срыв ритма дыхания при исполнении танца в финале соревнований был отмечен у 100% спортсменов. По тяжести нарушения ритма дыхания танцоры разделены на 2 группы: 1гр – 30чел (65,2%) имеют легкий вариант нарушения ритма дыхания и 2гр - 16чел (34,8%) средне тяжелый вариант нарушения ритма дыхания. Танцоров, имеющих нарушение ритма дыхания, с оценкой 3 балла во время исполнения танцев, среди высококвалифицированных спортсменов выявлено не было. Для субъективной оценки степени тяжести нарушения ритма дыхания при исполнении танцорами последовательных туров танцевальных программ нами была разработана 3 – х бальная шкала. Индивидуальная чувствительность к стрессу определяется уровнем тревожности человека в тесте Дж.Тейлора. По этому тесту выявлены межгрупповые отличия. В первой группе выявлено больше низко тревожных спортсменов и меньший уровень средней и, особенно, высокой тревожности в сравнении с танцорами второй группы. Во второе группе уровень высоко тревожных танцоров выше в 2 раза. В первой группе не выявлены корреляционные зависимости показателей теста и данных других функциональных систем. Во второй группе выявлены корреляционные зависимости с показателями физических качеств: кистевой динамометрией (r =-0,50) и гибкостью (r = 0,65), а также с вегетативными показателями: показателем диастолического артериального давления (ДАД)(r = 0,44), средние обратные корреляционные зависимости с показателями: Ровд (r = - 0,55), ЖЕЛ (r = - 0,45). Среди параметров, характеризующих рефлекторные реакции ЦНС в пространственно – временных отношениях, достоверные межгрупповые различия получены в тестах: время реакции выбора (в сек), в 1 -ой гр. средне значение (м) = 0,383 ± 0 ,05904, во 2 - ой гр. м = 0, 32 ± 0,128); тест величина ошибок, допущенных при воспроизведении временного интервала, заполненного световым стимулом (% по модулю) в 1 -ой гр. средне значение (м) = 32,440 ± 6,904 во 2 - ой гр. м = 77,730 ± 64,365;однако тесте величина ошибок, допущенных при отмеривании отрезков (% по модулю) лучше выглядели танцоры 1 – ой группы: в 1 -ой гр. средне значение (м) 15,94± 6,904 во 2 - ой гр. м=16,23±7,512 достоверность межгрупповые различия (р

Просмотров работы: 219