СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОРОЛЕВСТВА ИСПАНИИ

Коновалова Д.Н. 1
1Юго-Западный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Статья посвящена современным взаимоотношениям Испании и России. В работе продемонстрированы основные проблемы, препятствующие дальнейшему наращиванию отношений Испании с восточноевропейский партнером – Российской Федерацией.

Ключевые слова: Россия, Испания, взаимоотношение, партнерство, сотрудничество.

Одним из детерминирующих факторов выстраивания современных отношений между странами – историческое прошлое.

Известный испанский политолог и дипломат Мануэль де ла Камара в своих высказываниях по поводу России неоднократно высказывал, что «несмотря на очевидные различия между Испанией и Россией в них присуще и немалое сходство в историческом и геополитическом смысле».

И действительно Испанию с Россией связывают давние исторические узы, дипломатические отношения были установлены еще в XVI веке. Наращивание взаимоотношений прослеживалось и в период правления Наполеона и во второй мировой войне, когда советские граждане и республиканцы из Испании вступили против германского и итальянского фашизма. Однако началом нового этапа развития дипломатических отношений принято считать 27 декабря 1991 год, когда правительство Испании признало Российскую Федерацию правопреемником СССР.

27 декабря 1994 году был подписан «Договор о дружбе и сотрудничестве» сроком на 10 лет. В последствии он был пролонгирован и действует до настоящего времени. [4]

Современный политический курс испанского руководства формируется под воздействием многих факторов, в том числе и играет роль членство Испании в Европейском союзе (ЕС) и Организации Североатлантического договора (НАТО). Это и обязывает правительство Испании строить дипломатические отношения опираясь на участие в международных правительственных организациях. Однако, несмотря на это Королевство Испания проводит активную политику в отстаивании национальных интересов, выстраивая собственную парадигму взаимоотношения с Российской Федерацией.

Правительство Испании расценивает отношения с Российской Федерацией как приоритетное стратегическое партнерство, необходимое как самой Испании, так и Европейскому Союзу для решения целого комплекса проблем. Премьер-министр Испании с 2004-2011 гг. Хосе Луис Родригес Сапатеро рассматривает Россию в качестве стратегического партнера на международной арене и вклад, которой необходим для решения проблем, таких как: финансовый кризис, распространение оружия массового поражения, изменение климата, обеспечение мира и безопасности, формирование сбалансированного и многополярного мирового порядка.

Российская Федерация и Королевство Испания являются партнерами во многих сферах, как и двусторонних, так и многосторонних отношений. Данные взаимоотношения прочно развиваются в русле договоренностей. С 2006 года функционирует межправительственное соглашение о борьбе с терроризмом. Для этого используются контакты между Министерствами внутренних дел и другими спец. структурами.

К российско-испанскому сотрудничеству присоединяются страны Латинской Америки. Этот процесс крайне важен, поскольку речь идет о выстраивании (в частности, через механизмы российско-испанских связей) активной дипломатии между двумя нарождающимися полюсами международного влияния: Российской Федерацией и Ибероамериканским сообществом наций, которое объединяет иберийские и латиноамериканские государства.

Однако введенные европейские и ответные санкции России привели к ухудшению отношений как в политической, так и в экономической сферах.

Правительство Испании не удовлетворено состоянием отношений между Европейским Союзом и Российской Федерацией, выступая против усиления антироссийских ограничительных мер. Так по мнению Хосе Мануэля Гарсия-Маргальо: «санкции не выгодны никому и правительство Испании не видит необходимости в их расширении».

9 февраля 2015 года глава МИД Испании объявил, что: «санкции дорого обошлись для всех. На сегодняшний день ЕС потерял 21 миллиард евро на экспорте».

Экономические санкции повлияли и на торгово-экономические показатели между Испании и Россией. Товарооборот в 2015 году сократился на 57, 1 % и составил 5, 6 млрд. долларов. Экспорт из России в Испанию продемонстрировал снижение на 53, 7 % и составил 1, 9 млрд. долларов. [2]

Таблица 2 – Товарооборот Испании с Россией с 2010-2015 гг.

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Оборот

10,6

15,4

14,2

14,6

11,4

5,6

Рост %

124,7

145,3

92,2

102,8

78,1

49, 1

Экспорт в Россию

2,6

3, 5

3,8

3,7

3,4

1,9

Рост %

123,8

134,6

108,6

97,4

91,9

55,9

Импорт из России

8,0

11,9

10,4

10,9

8,0

3,7

Рост%

125,0

148,8

87,4

104,8

73,4

46,3

Сальдо

-5,4

-8,4

-6,6

-7,2

-4,6

-1,8

По итогам 3 квартала 2015 года Россия занимает 20-е место во внешней торговле Испании, однако, в 2010 году входила в список 10-ти важнейших внешнеторговых партнеров. [1]

Несмотря на то, что Испания придерживается позиции отмены санкций по отношении к России, однако признает факт аннексии Крыма и Севастополя. Министр иностранных дел 2011-2016 гг. Хосе Мануэля Гарсия-Маргальо: «Испания признает аннексию Крыма и Севастополя. Мы рассматриваем произошедшее как незаконный референдум, нарушающий суверенитет и территориальную целостность Украины, а, следовательно, и международное право. Мы разделяем эту позицию вместе со всеми членами Евросоюза».

Это высказывает ставит под сомнение развитие, как было ранее, отношений между Испанией и Россией.

Еще один факт, омрачающий взаимоотношения – изменение торгового партнера по поставке газа в Испанию. После начала российско-украинского кризиса, правительство Испания предложила партнёрам по Европейскому Союзу транспортировать алжирский газ в Европу. Это предложение было сделано с целью ослабить зависимость от России.

По заявлению Хосе Мануэля Гарсия-Маргальо: «Алжир мог бы поставлять в Европу через Испанию от 50 до 60 млрд кубометров газа в год, а испанские корпорации, владеющие магистральными трубопроводами, получали бы прибыль от транзита».

В июне 2016 года состоялась официальная встреча представителей Испании, Франции и Португалии в Париже. Главная цель данного визита – решение вопроса с достройкой газопровода. По мнению испанского министра промышленности, энергетики и туризма Хосе Мануэля Сория: «Евросоюз, импортируя газ через Испанию, может заместить примерно половину поставок из России, поступающих через Украину.» В свою очередь украинский кризис дал Испании шанс сделаться газовыми воротами в Европу.

В заключение, подводя итог к сказанному, необходимо отметить, что, не смотря на восточноевропейский курс Испании, существующие проблемы препятствуют дальнейшему развитию политического и торгово-экономического потенциала.

Список использованных источников и литературы:

1. Официальный сайт Национального института статистики Испании [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.ine.es.

2. Научный сборник Espana en cifras 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ine.es/prodyser/espa_cifras/2016/index.html#.

3. Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Испании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spain.mid.ru/ru_RU/web/spain_ru

Просмотров работы: 408