ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Савкина Л.Е. 1
1ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им.Л. Н.Толстого»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема общения младших школьников достаточно актуальна, т.к. общение выступает важной стороной жизнедеятельности школьника. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовой деятельности. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. Под влиянием обучения у младших школьников происходит перестройка всех их познавательных процессов и приобретение ими новых качеств. В данном возрастном периоде преимущественно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Дети в младшем школьном возрасте овладевают новым для них видами деятельности, образуется иная система межличностных отношений, которая требует от них новых психологических свойств и качеств. А.В. Петровский утверждал, что в младшем школьном возрасте происходит процесс овладения своим поведением, который связан с тем, что он более дифференцированно и точно изучает нормы поведения, которые выработаны обществом. Г.Л. Ильин считает, что если в начальной школе у детей волевые действия, в основном, осуществляются по указанию взрослых, то к десяти годам они овладевают новыми способностями совершать определенные волевые акты, которые соответствуют собственным мотивам. Младший школьник – это человек, который только начинает овладевать навыками общения, он открывает для себя разные стили коммуникации, учится отстаивать свою позицию, свою автономность и свое мнение в реальных отношениях. Основными задачами на данном этапе развития ребенка являются умение заводить друзей и овладение навыками социального взаимодействия с большой группой сверстников.

Исследование было проведено на базе МОУ СОШ №16 г.Щекино. В исследовании приняли участие 20 учащихся 4 а класса.

Диагностическая программа включала следующие методики: методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др.), методика «Рукавички» Г.А. Цукерман, «Незаконченные предложения», методика «Cоциометрия» Дж. Морено.

Анализ диагностической программы.

Методика «Кто прав?»: у большинства испытуемых (42,9%) низкий уровень учета позиции собеседника: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора, соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной. У 35,7% –средний уровень: частично правильный ответ – ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы. У 21,4% –высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

Методика «Рукавички»: большинство испытуемых (57,1%) умеют договариваться, приходят к общему решению, осуществляют взаимный контроль и самоконтроль, по ходу выполнения осуществляют взаимопомощь, делятся фломастерами или решение принимается одним из партнёров, деятельность обоих осуществляется в рамках принятого решения. У 28,6% при совместно принятом решении и взаимном контроле затруднен самоконтроль каждого из партнёров, помощь оказывается в виде критических замечаний. У 14,3% один из партнёров принимает решение, партнёры работают самостоятельно, не соотнося свои действия, взаимный контроль недостаточен, самоконтроль снижен, взаимопомощь не осуществляется.

Методика «Незаконченные предложения»: большинство учащихся (63,4) положительно относятся к своим сверстникам, испытывают потребность в общении с ними, в принятии с их стороны. У 19,1 % наблюдается нейтральное отношение к мнению окружающих ребят к сверстникам. Нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных неблагоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем. У 17,5 % наблюдается отрицательное отношение к классному коллективу. Это свидетельствует о неудовлетворенности ребенка своим положением и ролью в классном коллективе, возможна дезадаптация в его структуре.

Методика «Cоциометрия» Дж. Морено: в результате социометрического исследования были получены следующие данные:

-наибольшее число положительных выборов получил испытуемый Алена Д;

-наименьшее количество положительных выборов у испытуемого Аня Ж.;

-отсутствие положительных выборов у испытуемого Аня Х.;

-отсутствие отрицательных выборов у испытуемых Алена Д., Витя А., Лена К, Настя Д.

Далее был вычислен социометрический статус каждого ученика класса. Большой социометрический статус имеют испытуемые Соня Ц., Алена Д., и Даша Б.– 0,42 балла. Самый маленький социометрический статус у испытуемого Аня П.– 0,15 балла.

По итогам социометрической диагностики определено, что в классе существуют взаимные предпочтения – 9 взаимных положительных связей у испытуемых. В коллективе класса имеются 4 взаимные отрицательные связи у испытуемых.

На основе полученных данных социометрической методики произведен расчет коэффициента взаимности выборов, который является показателем благополучия складывающихся отношений в коллективе. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Таким образом, коэффициент взаимности выборов в данном коллективе 0,63, что является хорошим показателем сплоченности классного коллектива, но между тем имеются проблемы межличностного взаимодействия младших школьников, связанные с личностными причинами.

На основе результатов исследования были составлены рекомендации учителю и родителям.

Рекомендации учителю

Установив причину трудностей в отношениях ребёнка со сверстниками, выяснив, почему тот или иной ребёнок не входит в детский коллектив, учитель может помочь таким детям наладить отношения со сверстниками. Для изменения отношения сверстников к таким детям можно использовать следующие приёмы:

-вовлечение «изолированного» ученика в интересную деятельность;

-помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости);

-преодоление эффективности ребенка (вспыльчивости, драчливости, обидчивости), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;

-выработка уверенности в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми;

-использование косвенных мер: например, предложить авторитетным сверстникам поддерживать робкого ребенка.

Рекомендации родителям

1.Оказать ребенку эмоциональную поддержку. Наиболее распространенный ответ, которые взрослые дают детям в таких случаях: «Не обращай внимание». Иногда это действительно полезная способность: не придавать слишком большого значения чему-то. Но в большинстве случаев эта рекомендация трудновыполнима: ребенок просто не может не обращать внимания на то, что его обижает или печалит. Даже небольшие эпизоды такого рода обычно ярко запоминаются. А если он и научится «не придавать значения», игнорируя свои реальные переживания, то это помешает ему найти способы изменить ситуацию. Поэтому первое и главное - не стоит недооценивать важность происходящего для ребенка. Гораздо лучше оказать ему эмоциональную поддержку: позволить ему высказаться, не давая оценок и не спеша с советами. Ребенок почувствует, что он не одинок в своей проблеме, если вы покажете, что хорошо понимаете и принимаете его чувства.

2.Разобраться в причинах происходящего. Почему ребенок оказался «белой вороной»? Что мешает социальной адаптации? Иногда причины лежат на поверхности: национальность, отставание в психофизическом развитии, длительная изоляция от сверстников, например, по причине болезни. Иногда истоки трудностей лежат в особенностях личности и поведения ребенка, который также вносит свой вклад в то, чтобы оказываться отвергаемым или одиноким. Ниже мы рассмотрим некоторые из них. Разобраться в том, где искать причины трудностей, может помочь консультация психолога.

3.Укрепить и развить в ребенке навыки и качества, необходимые для того, чтобы он мог справиться с ситуацией. При этом взрослый человек, не решая проблему за ребенка, может: помочь ребенку увидеть, какое его поведение приводит к социальной изоляции. Что сейчас он делает для того, чтобы ситуация складывалась таким образом? Что он может сделать для того, чтобы изменить ее. Зачастую поведение отвергаемых детей строится по неадаптивной модели.

Для укрепления положительных взаимоотношений важно поддерживать детей перед сверстниками, сохранять для них положительный микроклимат в группе.

Просмотров работы: 522