СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Горбунов А.Ю. 1, Липунова А.Д. 1
1ГБПОУ Училище (техникум) олимпийского резерва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономическое развитие государства и сложившаяся социокультур­ная ситуация ставят общество перед необходимостью повышения духовного и физического потенциала подрастающего поколения.

Сегодня, наверное, трудно указать или выделить какое-либо социальное явление, равно­значное в нашем сознании феномену культуры. С ним связывают многое, а главное - осуществление в практической деятельности общей стратегии (программы) гармоничного развития и преобразования сущности человека.

Одной из составляющих компонентов общей культуры является физическая культура. Фи­зическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, явления общества, ее особая са­мостоятельная область и сфера. Вместе с тем это специфический процесс и результат чело­веческой деятельности, средство и способ физического совершенствования лично­сти. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются (воспитывается) в про­цессе жизни под влиянием воспитания (обучения, развития), деятельности и окружающей среды (Л.П. Матвеев, Е.П. Ильин, Б.Н. Минаев, Л.И. Лубышева).

Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через соци­ально активную полезную деятельность. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно адаптироваться, фор­мировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизи­ровать состояние здоровья и физической работоспособности [5].

Процесс формирования и проявления физической культуры личности пред­полагает не изолированное развитие физических способностей, а их тесное системное вза­имодействие с духовным совершенствованием, осуществляемым в органичес­ком единстве (системе) с гармоничным преобразованием человека.

В частности, М.Я. Виленский и Е.Н. Литвинов определяют физическую культуру личности как качественное, системное и динамическое явление, харак­теризующееся определенным уровнем физического развития и образованности, осознанием способов достижения этого уровня и проявляющееся в разнообраз­ной физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом.

Также под физической культурой личности понимается как специфическое динамическое личностное состояние, отражающее осознанную потребность в присвоении и распространении ценностей физической культуры; включенность в физкультурно-спортивную деятельность по направленному использованию ценностей физической культуры для удовлетворения социальных и личностных потребностей и развития системы способностей [3].

Эффективность процесса формирования физической культуры школьников младшего возраста обусловлена целенаправленным использованием всей системы адаптиро­ванных средств, форм организации, методов и принципов, составляющих дей­ственную основу образовательного процесса физической культуры в начальных классах. Однако эффективность использования совокупности принципов, форм, методов и средств в существенной мере обусловлена систематическим внедрением в практику учебно-воспитательного процесса, что предопределяет рассмотрение основных положений системного под­хода к процессу образования в сфере физической культуры.

Проведенный анализ научно-педагогической и методической литературы показывает необходимость более детально­го рассмотрения проблемы реализации системного подхода в процессе обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста. В настоящее время, к сожалению, системный подход в становлении физической культуры личности не нашел широкого применения в условиях общеобразовательной школы по ряду причин: недостаточность сведений об особенностях физического развития и физической подготовленности учащихся; отсутствие специальных критериев, способов распределения учащихся на группы; не раз­работанность (некой «хаотичностью») педагогических условий для активизации школьников на выполнение поставленных задач образования в сфере физической культуры [5].

В ряде педагогических исследованиях «подход» определяет как методологическую ориентацию учителя на использование определенной характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности. При этом отмечается, что подход понимается как комплексное педагогическое средство (вероятно способ, «генеральный» метод) включающее (в качестве компонентов) (Г.К. Селевко) [4].

Принято считать, что системный подход – своеобразная методологическая ориентация в деятельности, при которой педагогический объект познания или преобразования рассматривается как система (Г.К. Селевко, Л.П. Матвеев, Н.Н. Тулькибаева, В.А. Сластенин). Это общенаучный метод анализа всех фактов влияющих на изучаемое явление, которые надо учитывать перед принятием того или иного решения.

В этой связи можно обозначить (исходя из определений), что актуальность системного подхода в педагогической практике познания, организации и реализации преобразовательной деятельности заключается в том, что он позволяет [1, 2 ]:

- более глубоко проникать в сущность образовательного процесса, охватывать больший круг педагогических проблем, выявлять и систематизировать связи и взаимосвязи педагогических процессов, что существенно облегчает решение сложных, комплексных и многоаспектных целей и задач образования;

  • получать более объективную информацию о механизмах процесса образования, что позволяет оптимизировать процессы познания и преобразования основного предмета педагогических исследований – человека во всем его многообразии проявлений и личностного «роста»;

  • упорядочить (возможно больше сделать в этом направлении) всю совокупность знаний и информации в сфере педагогического знания, что дает возможность эффективнее решать обозначенный круг задач конкретной педагогической проблемы на основе осознания её (проблемы) целостности (равно как и педагогического процесса) и взаимосвязей с иными отраслями знания о человеке.

Таким образом, обозначенное выше ещё более актуализируется в физкультурном образовании (в аспекте формирования физической культуры личности), когда речь идет о системном изучении триединства составляющих личность (тело, душа, дух), системных воздействиях (педагогическом сопровождении) в преобразовании биосоциальной природы человека. В этой связи, ведущей идеей и целью системного подхода является рассмотрение любых объектов познания и деятельности как систем, имеющих свою неповторимую структуру (строение), сущность и свойства. В сфере физической культуры, к примеру системообразующие факторы могут быть зарегистрированы во взаимосвязях физкультурного образования и сущностных характеристиках – компонентах, - физической культуры личности (школьника).

Литература

1. Беликов, В.А. Методологические основы решения проблемы организации деятельности учащихся / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощанова. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. 121 с.

2. Блауберг, И.В. становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. 270 с.

3. Коровин, С.С. Теория и методика формирования физической культуры личности: учеб-метод. пособ. / С.С. Коровин. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. 72 с.

4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. Т.1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

 

5

 

Просмотров работы: 940