В арттерапии искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через личный, внутренний эмоциональный опыт человека, а также — через его непосредственное участие в творческом процессе. Оно формирует отношение человека к миру, к собственной личности, помогает освоить культурные ценности, стимулирует развитие творческого начала и его проявление во внешнем мире. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики. Основными сферами арттерапевтической деятельности сегодняшних исследователей и практиков можно считать создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе объединения таких общеизвестных наук и отраслей, как педагогика, психология, искусствознание и, в целом, всего огромного спектра человека. Характерной особенностью арттерапии является то, что она основана на средствах искусства и художественно-творческой деятельности с развивающим и воспитывающим началом. В ней очень интересно переплетаются художественное развитие и эстетическое воспитание.[2] При грамотном сочетании они придают образовательному процессу новую специфическую направленность, очень актуальную сегодня. Появляется возможность использовать в образовательном процессе практически все виды искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика — как в учебной деятельности, так и вне ее.
Проблемы, которые решает арттерапия:
- облегчает процесс обучения и ребёнку и педагогу;
- даёт социально приемлемый выход агрессии и др. негативным чувствам, которые естественно возникают в процессе общения педагога с учащимися;
- получает материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике.
- позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми.
- помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.
- содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.
- содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам творчества всего Человечества в разных его ипостасях, через собственное творчество.
- развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.
- содействует развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения.
Таким образом, в ходе занятий с применением арттерапевтических технологий удовлетворяется актуальная потребность дошкольника в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога.
Библиографический список
Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст]: пособие /Л. С. Выготский. — Москва : Искусство, 1986. — 573 с.
Копытин, Е. А. Арт-терапия [Текст] / Е. А. Копытин. — М.: Новые горизонты, 2006.- 336 с. 3.
Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]/ Медведева Е. А. – Москва : Дрофа, 2010. – 245с.