ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АРТТЕРАПИИ В ПРЕДШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АРТТЕРАПИИ В ПРЕДШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Ельникова С.А. 1
1Алтайский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания является артпедагогика. АРТТЕРАПИЯ – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность. (музыкальную, художественно-творческую, изобразительную, театрализовано-игровую). [3] Проблема использования в педагогической работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности и адаптация человека посредством художественной деятельности. [1] Она возникла и развивается на стыке педагогики и искусства. Сущность арттерапии состоит в том, чтобы в процессе воспитания и обучения развить у человека (в том числе — при наличии отклонений в развитии) художественную культуру и помочь ему найти подход к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности. Но, несмотря на этот факт, педагоги дополнительного образования, преподаватели вузов и так далее все чаще начинают использовать в своей практике отдельные приемы, методы и технологии артпедагогики.

В арттерапии искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Во все времена искусство было важнейшим средством приобщения к общечеловеческим ценностям через личный, внутренний эмоциональный опыт человека, а также — через его непосредственное участие в творческом процессе. Оно формирует отношение человека к миру, к собственной личности, помогает освоить культурные ценности, стимулирует развитие творческого начала и его проявление во внешнем мире. Искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики. Основными сферами арттерапевтической деятельности сегодняшних исследователей и практиков можно считать создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе объединения таких общеизвестных наук и отраслей, как педагогика, психология, искусствознание и, в целом, всего огромного спектра человека. Характерной особенностью арттерапии является то, что она основана на средствах искусства и художественно-творческой деятельности с развивающим и воспитывающим началом. В ней очень интересно переплетаются художественное развитие и эстетическое воспитание.[2] При грамотном сочетании они придают образовательному процессу новую специфическую направленность, очень актуальную сегодня. Появляется возможность использовать в образовательном процессе практически все виды искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика — как в учебной деятельности, так и вне ее.

Проблемы, которые решает арттерапия:

- облегчает процесс обучения и ребёнку и педагогу;

- даёт социально приемлемый выход агрессии и др. негативным чувствам, которые естественно возникают в процессе общения педагога с учащимися;

- получает материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике.

- позволяет прорабатывать учебный материал с опорой на имеющийся духовный и душевный опыт педагога и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно значимыми.

- помогает наладить отношения между учителем и учениками, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.

- содействует сохранению целостности человеческой личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.

- содействует адаптации личности в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации через приобщение к плодам творчества всего Человечества в разных его ипостасях, через собственное творчество.

- развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.

- содействует развитию всех органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения.

Таким образом, в ходе занятий с применением арттерапевтических технологий удовлетворяется актуальная потребность дошкольника в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога.

Библиографический список

  1. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст]: пособие /Л. С. Выготский. — Москва : Искусство, 1986. — 573 с.

  2. Копытин, Е. А. Арт-терапия [Текст] / Е. А. Копытин. — М.: Новые горизонты, 2006.- 336 с. 3.

  3. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]/ Медведева Е. А. – Москва : Дрофа, 2010. – 245с.

Просмотров работы: 362