ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хохлова Н.А. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Самооценка – это оценка младшего школьника самого себя: своих качеств, возможностей, способностей. Именно от самооценки зависят отношения ребенка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:

- умение перед началом работы спланировать ее;

- умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

- умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

- умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением;

- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

Самооценка помогает детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Понятие «самооценка» было включено в педагогическую лексику зарубежными (К. Роджерс, У. Джеймс, Р. Бернс) и отечественными (И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович) исследователями. По мнению А.Б. Лариной самооценка – это элемент самосознания, форма отражения субъектом определенного вида отношений между предметом оценивания, эталоном, ценностями, критериями, оценками, полученными со стороны. Т.А. Рытченко отмечает, что на основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке.

Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

В исследованиях Н.Г. Алексеева, Л.И. Божович, А.И. Липкиной отмечается, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция». «Я-концепция», по мнению И.П.Шаховой, это относительно устойчивая система представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение к себе и свое взаимодействие с другими людьми. Составной и неотъемлемой частью «Я-концепции» является самооценка.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Таким образом, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.

Самооценка – компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ «Я-реального», «Я-идеального», результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста. Учителю начальных классов необходимо знать и учитывать, какие условия учебно-воспитательного процесса влияют на формирование адекватной самооценки младших школьников.

База исследования: МБОУ «НОШ п. Центральный».

Выборка исследования: учащиеся 2 класса, в количестве 10 человек, в возрасте 8-9 лет.

Были использованы методики:

1. «Три оценки» А. И. Липкиной.

2. Методика «Дерево» Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономоренко.

3.Методика «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.

4.Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттена в модификации А.Б. Орлова.

Анализ результатов исследования показал, что у большинства испытуемых адекватная самооценка (7 человек), у 4 учащихся заниженная самооценка и у 4 – завышенная. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка - необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих умственных способностей, физических сил, своего отношения к окружающим, поступков, мотивов и уцелей своего поведения, к другим людям и самому себе.

Для формирования адекватной самооценки у ребёнка и родители, и педагоги должны помнить о следующих правилах:

- Не оберегать ребенка от повседневных дел, не стремиться решить за него все проблемы, но и не перегружать его.

- Ставить перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

-Не перехваливать ребенка, но и не забывать поощрять, когда он этого заслуживает.

-Для формирования адекватной самооценки, как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

- Поощрять в ребенке инициативу.

-Не сравнивать ребенка с другими детьми. Сравнивать его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).

- Отрицательная оценка — враг интереса и творчества.

- Анализировать вместе с ребёнком его неудачи, делая правильные выводы.

-Принимать ребенка таким, какой он есть.

Просмотров работы: 521