ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОБЩЕСТВО» В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ КУРСЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОБЩЕСТВО» В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ КУРСЕ

Хисаметдинова Т.И. 1
1БГПУ им.М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня ведутся активные поиски педагогов в области эффективного внедрения новых стандартов основного общего образования, основной целью образования в которых определено личностное развитие ученика. В результате перед современным основным общим образованием встала задача выработки новых подходов к структуризации содержания образования путем выделения в нем содержательных линий.

Проблемы структуризации содержания способствовали активизации интереса исследователей к диагностике результатов освоения обучающимися содержательных линий. Это связано с тем, что традиционно освоение содержания образования рассматривалось с позиций контроля успеваемости. Предметом исследований контроля успеваемости служила оценка и отметка. Данная традиция развивалась в так называемой «ЗУНовской» модели образования, где в качестве результатов образования рассматривались знания, умения, навыки. Иными словами, традиционно освоение результатов освоения обучающимися содержания образования рассматривалось в одной плоскости – каждый отдельный предмет предполагал свойственный только ему комплекс знаний, умений и навыков.

Современные требования к общему образованию, представленные в ФГОС общего образования предполагают преодоление узкопредметных рамок при определении результатов образования. Поэтому в условиях смещения акцента целей образования с традиционных знаний, умений и навыков к метапредметным и предметным результатам образования, проблема диагностики уровня освоения содержательных линий обучающимися приобрела особую актуальность.

В современном мире существует множество технологий диагностики качества образования. На международном уровне используются такие технологии, как PIRLS, TIMSS, PISA и др.

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) - Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс)

В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

  • чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

  • чтение с целью освоения и использования информации.

TIMSS(Trends in Mathematics and Science Study) - Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы).

В качестве основы для разработки инструментария исследования TIMSS используется специальный рамочный документ «TIMSS Assessment Frameworks and Specifications», в котором определены общие подходы к оценке образовательных достижений по математике и естествознанию.

PISA (Programme for International Student Assessment) - Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся. Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность.

Современные ориентиры основного общего образования способствовали формированию нового понимания оценки как метода диагностики результатов освоения обучающимися содержательных линий образования. Сегодня оценка призвана отражать не уровень знаний умений и навыков, а уровень образовательных достижений обучающихся.

Что касается учебного предмета «Обществознание», он является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должен обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся. Освоение предмета направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

На современном этапе можно предложить диагностировать освоение результатов обществоведческого знания, применив инструментарий SAM – Student Achievement’s Monitoring – тестовый инструмент оценки учебно-предметных компетенций школьников. Теоретический базис инструмента составляет концепция учебного процесса, разработанная в русле идей Л.С. Выготского. Конструктивная особенность тестов SAM – встроенный диагностический механизм, дающий информацию о качестве усвоения учебного содержания. Оценка качественного аспекта результатов обучения с необходимостью предполагает опору на ту или иную таксономию педагогических целей — обобщенное представление о возможных качественных уровнях образовательного результата. Выбор или построение такой таксономии — ключевой вопрос разработки диагностического теста. В модели SAM представлена попытка решить эту проблему, опираясь на исследования отечественной психологической школы. В основу теста положена психологическая модель учебного процесса, намеченная в теории культурного развития Л. С. Выготского и развернутая в трудах его последователей — П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.

Согласно этой теории, учение, как необходимая предпосылка психического развития ребенка, есть присвоение знаковых структур, в которых кристаллизованы культурные способы действия. Способ представлен в знаке своей ориентировочной частью, которая включает:

а) внешние характеристики некоторого класса предметных ситуаций и соответствующих им действий;

б) понятие о существенном отношении данного класса ситуаций, которое определяет базовый принцип действия;

в) представление о поле возможностей способа, включая границы его применений.

Указанные три вида ориентиров представлены в культурном образце способа действия одновременно. Но в ходе освоения образца роль главной опоры действия сначала выполняют внешние характеристики, затем — понятие о существенном отношении, и наконец — соответствующее функционально-смысловое поле. Эти три варианта ориентировки маркируют три уровня опосредствования, которые для краткости можно обозначить как репродуктивный, рефлексивный и функциональный.

Рассмотрим примеры составления разноуровневых проверочных заданий по одной из содержательных линий курса, используя элементы описанной выше технологии. Диагностику освоения содержательной линии «Общество» на репродуктивном уровне в обществоведческом курсе могут диагностировать следующий тип заданий:

Задание 1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) общество, 2) природа, 3) социальный институт, 4) государство,

5) материальный мир

На рефлексивном уровне:

Задание 2.Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает … сфера жизни общества».

На функциональном уровне:

Задание 3. Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми вза­и­мо­связь про­блем, свя­зан­ных с уве­ли­че­ни­ем раз­ры­ва между раз­ви­ты­ми стра­на­ми и стра­на­ми «тре­тье­го мира», с про­бле­мой предот­вра­ще­ния новой ми­ро­вой войны.

Таким образом, диагностика результатов освоения содержания образования должна предполагать использование комплекса методик. В силу этой особенности, она должна сочетать в себе черты системы психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся и системы управления качеством образования.

Список использованных источников:

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т., т. 3. М.: Педагогика, 1983.

  2. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998.

  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.:ИНТОР, 1996.

  4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика,1989

  5. Карданова Е., Нежнов П. School Achievements Monitoring Toolkit:Assessment Framework. The paper presented at the 37-th Annual Conference IAEA 2011. Manila.

Просмотров работы: 394