ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Булгакова Е.А. 1
1Старооскольский филиал "Белгородского государственного национального исследовательского университета"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Задачи, стоящие перед современной начальной школой требуют совершенствования существующих и внедрения новых образовательных технологий. Преимущества использования ИКТ (информационно коммуникативных технологий) в обучении неоспоримы: это и возможность оперативного контроля знаний, и внесение элемента занимательности, повышающего интерес к обучению, и создание условий для индивидуальной работы, формирования навыка самоконтроля и самооценки. Применение электронных ресурсов органично сочетается с использованием проблемных, исследовательских, игровых методов обучения, позволяет оптимизировать возможности традиционных форм деятельности учащихся, что способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся.

Учитель начальных классов уже сегодня может использовать информационно-компьютерные технологии во многих направлениях своей деятельности. Это и использование информационных ресурсов Интернет, и оптимизация работы по подготовке к урокам. Систематическое использование ИКТ позволяет:

  • сократить время на составление планов уроков, отчетов, анализов;

  • быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал;

  • создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;

  • оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.

Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность.

Изучению русского языка в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Для многих учащихся русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. Поэтому возникает необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. С этой целью внедряются в учебный процесс электронные средства обучения.

На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажер, средство диагностики и контроля.

Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д., позволяет усилить продуктивность визуальной среды.

Практика работы с использованием компьютерных технологий определила несколько вариантов уроков с ИКТ.

Так, в демонстрационном режиме на уроке используется один компьютер и мультимедийный проектор, выводящий на экран нужную информацию, чаще всего в виде слайдов.

Для организации индивидуальной работы урок проводится в кабинете информатики, где у каждого ребенка есть возможность заниматься самостоятельно за персональным компьютером.

Комбинированный режим позволяет сочетать эти формы работы на одном уроке.

Во время проектирования урока с применением компьютера важно продумать цель, задачи и целесообразность использования ИКТ, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала.

При наличии цифровых образовательных ресурсов компьютерные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

В ходе изучения нового материала обычную доску заменяет электронный экран, учитель организует и направляет учебный процесс, а компьютер и проектор обеспечивают демонстрацию материала с помощью видеоряда, звука или текста. Использование видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.

На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого класс обычно делится на группы каждая из которых работает в своем режиме.

При повторении, обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, программы-тренажеры, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки.

При проверке и контроле знаний компьютерные технологии по сравнению с традиционным подходом имеют существенное преимущество, оценка становится более объективной.

К сожалению, для начальной школы качественных обучающих программ разработано недостаточно. Можно пользоваться электронным учебным изданием по русскому языку «Наставник», который включает материал со 2 по 4 класс. В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме (фиксированный контроль, помощь, контроль), ритме (выполнив 1 тест, он может перейти к следующему). Материалы этого диска часто используются на этапе отработки знаний, умений и навыков, что значительно повышает качество обучения. Кроме того, были выполнены в программе «Конструктор сайтов» тесты, охватывающие полный курс русского языка для начальной школы. Эти тесты представлены в электронном виде, что значительно облегчает проверку выполнения работы, позволяет использовать их многократно, экономить бумагу и краску для принтера. Дети наглядно видят результат своей работы сразу же после ее завершения.

На уроке отработки умений ставить знаки препинания при однородных членах предложения ИКТ использовались как для индивидуальной, так и для фронтальной работы.

На основной части урока класс делится на две группы:

1 группа:

1. Работа в парах.

Учащиеся выполняют работу на карточках, составляют предложения с однородными членами из предложенных вариантов.

Проверка выполнения работы, выбор лучших вариантов.

2. Индивидуальная работа.

Работа на карточках. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

2 группа:

  1. Индивидуальная работа с ПК.

Учащиеся выполняют тест «Однородные члены предложения» в режиме «Фиксированный контроль» (нахождение предложений с однородными членами).

2. Выполнение теста «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» в режиме «Контроль».

Через 10 минут группы меняются местами.

На этапе обобщения материала в работу включается весь класс. На экран подается изображение различных вариантов динамических моделей предложений с однородными членами. После фронтальной работы по обсуждению постановки знаков препинания высвечивается правильный вариант ответа. Затем учащиеся находят в своих карточках примеры предложений, соответствующие данной схеме.

Отличную помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Например, на уроке по теме «Сочинение по картине И. Шишкина «Рожь» используется энциклопедия «Кирилл и Мефодий», электронная презентация, включающая репродукции картин и информацию о творчестве художника. Мультимедийные возможности диска «Третьяковская галерея» позволяют учащимся при рассмотрении картины прослушать интересную лекцию специалистов. Ребята узнают о художнике много нового, видят его замечательные картины, включаются в работу над сочинением с большим желанием и интересом.

На уроке по теме «Текст, тема, заголовок» для фронтальной работы использовалась электронная презентация, которая позволила моделировать текст, совершенствуя его.

При планировании занятий с использованием ИКТ важно в качестве структурной единицы рассматривать не один урок, взятый изолированно, а учебную тему, состоящую из нескольких уроков.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Так, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышает 3—4 уроков. Индивидуальная работа за компьютерами строго регламентируется и составляет не более 10—15 минут. В течение урока проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости учащихся.

Возможность использовать ИКТ в процессе обучения помогает научить каждого ребенка, учитывая разный уровень обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания. Использование ИКТ позволяет дифференцировать процесс обучения, например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной трудности.

Применение на уроке компьютера позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты. Таким образом, применение компьютера на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным.

Просмотров работы: 309