Характерной чертой младшего школьного возраста является первичное вхождение ребёнка в учебную деятельность и овладением основными видами учебных действий. Однако учебная деятельность не дана ребёнку в готовой форме, её ещё предстоит сформировать. Разумеется, индивид по-прежнему стремиться к освоению мира и получению новых знаний и умений, но если те навыки, что он получал в начале своего жизненного пути проверяются на практике постоянно, то за успешным усвоением приобретаемых знаний в школе необходим контроль. От того, насколько хорошо ребёнок справляется с обучением на ранних стадиях, зависят его дальнейшие успехи, а значит и всестороннее развитие навыков. Следовательно, процесс обучения нуждается в постоянном контроле.
Актуальность данной работы состоит в постоянном развитии и преобразовании учебной деятельности. На данный момент система образования в России находится на этапе переосмысления и преобразования: вводятся новые методы тестирования знаний учащихся, от младших до старших классов образовательных учреждений, новые критерии оценки усвоенных знаний.
Вопросы учебной деятельности младшего школьника представлены в работах В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман, А. К. Маркова, Н.В. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, Н.А Курдюковой, Г.С. Абрамовой, А. Д. Дмитриева, и других.
В данной работе мы также затронем учебную деятельность младших школьников, однако основной целью станет изучение и диагностика учебной успешности.
Таким образом, цель исследования: диагностика учебной успешности в начальной школе, выявление особенностей учебной успешности младших школьников, составление рекомендации учителю по формированию успешности младших школьников в процессе учебной деятельности.
База и выборка исследования. Исследование было проведено на базе «Центр образования № 17 имени Героя Советского Союза Ивана Павловича Потехина» в 4-ом классе. В исследовании приняли участие 12 человек (6 мальчиков и 6 девочек).
В программу входит комплекс из следующих методик: проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» (по Н. Г. Лускановой), проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем», исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Модификация А.Д. Андреева, анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой,
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе?» (по Н. Г. Лускановой);
В ходе проведения данной методики были получены следующие результаты:
Таблица 1
Результаты диагностики «Что мне нравится в школе?»
Соответствие темы |
Кол-во учеников |
Процент |
Соответствие |
8 |
74% |
Несоответствие |
3 |
25% |
Несоответствие |
1 |
1% |
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Большая часть детей справилась с заданием, их рисунки соответствовали заданной теме (8 из 12);
У нескольких учеников на рисунках преобладали несоответствующие теме элементы (3 из 12);
Один из учеников не справился с заданием (1 из 12).
В основном, по полученным данным можно говорить об отсутствии серьёзных проблем и преобладании хорошей мотивации. Стоит, однако, отметить, что на рисунках с преобладающими школьными элементами присутствовали признаки, указывающие на игровые и социальные мотивы, из чего можно сделать вывод, что даже при наличии позитивного отношения к школе, обучение выводится на вторую ступень.
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»;
Проведение данной методики выявило следующие результаты:
Таблица 2
Результаты проведения методики «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Ф. И. ребёнка |
Самоценно-сть |
Контакты |
Комфорт |
Пол |
Возраст |
Примечания |
Алена Г. |
5 |
5 |
5 |
2 |
2 |
|
Андрей А. |
5 |
4 |
5 |
2 |
2 |
|
Борис Г. |
5 |
5 |
5 |
2 |
2 |
|
Ирина К. |
5 |
4 |
5 |
2 |
2 |
|
Денис М. |
5 |
5 |
4 |
2 |
2 |
|
Елена О. |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
Евгения А. |
5 |
4 |
5 |
2 |
2 |
|
Ирина К. |
4 |
4 |
5 |
2 |
2 |
|
Костя М. |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
Алексей А. |
4 |
5 |
4 |
2 |
2 |
|
Матвей Р. |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
|
Надежда Я. |
5 |
5 |
5 |
2 |
2 |
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан.
Таблица 3
Результаты исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан
Ф. И. ученика |
Ур. Притязаний (баллы) |
Ур. Самооценки (баллы) |
Алена Г. |
67 |
66 |
Андрей А. |
74 |
61 |
Борис Г. |
66 |
59 |
Ирина К. |
66 |
74 |
Денис М. |
61 |
72 |
Елена О. |
73 |
56 |
Евгения А. |
69 |
63 |
Ирина К. |
75 |
72 |
Костя М. |
68 |
62 |
Алексей А. |
80 |
53 |
Матвей Р. |
87 |
89 |
Надежда Я. |
77 |
68 |
На основе полученных результатов мною были сделаны следующие выводы:
Притязания:
По норме реалистического уровня притязаний характеризуется результат от 60 до 89 баллов, и как мы видим по результатам исследования (таблица №3), основная и большая часть класса находится в диапазоне этой нормы.
Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. Такой результат получился у 4 человек из класса. Даже из обычных наблюдений за классом было видно, что эти дети более активные, уверенные и достаточно четко видят перед собой поставленную задачу. Все они упорно учатся и двое из них постоянно просят дополнительные домашние задания.
Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Такого ни у кого не выявлено.
Самооценка:
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.
По таблице мы снова можем наблюдать то, что практически все дети имеют среднюю и высокую самооценку, что нормально и даже хорошо для их возраста. Уровень самооценки сильно влияет и на уровень притязаний детей. С завышенной самооценкой есть только один ребенок, ранее с выявленными проблемами по контактам с другими детьми.
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Модификация А.Д. Андреева
Таблица 4
Результат проведения методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению по модификации А. Д. Андреева
Ф. И. ученика |
Уровень |
Нормативный показатель |
||
Познавательная активность |
Тревожность |
Гнев |
||
Алена Г. |
II |
29 |
24 |
25 |
Андрей А. |
II |
37 |
30 |
13 |
Борис Г. |
II |
45 |
42 |
10 |
Ирина К. |
I |
33 |
25 |
13 |
Денис М. |
II |
55 |
25 |
27 |
Елена О. |
I |
30 |
27 |
10 |
Евгения А. |
III |
29 |
26 |
20 |
Ирина К. |
II |
44 |
40 |
30 |
Костя М. |
III |
31 |
25 |
13 |
Алексей А. |
II |
37 |
31 |
10 |
Матвей Р. |
II |
20 |
44 |
30 |
Надежда Я. |
I |
37 |
30 |
13 |
На основании результатов, проведенной методики можно сделать вывод, что в группе исследуемых в основном преобладает средний уровень, направленный на позитивную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение к учебе. Но и присутствуют дети с признаками повышенной эмоциональности на уроке и школьной тревожностью.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.
Проведение анкетирование среди группы учащихся показало следующие результаты:
Таблица 5
Результат анкетирования по методике Н. Лускановой
Ф. И. ученика |
Результат |
Алена Г. |
21 |
Андрей А. |
25 |
Борис Г. |
19 |
Ирина К. |
16 |
Денис М. |
24 |
Елена О. |
17 |
Евгения А. |
18 |
Ирина К. |
22 |
Костя М. |
26 |
Алексей А. |
17 |
Матвей Р. |
14 |
Надежда Я. |
23 |
Анализируя полученные данные из таблицы №5 по методике «Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой», мы получили следующие результаты:
В группе преобладает средний показатель (5 человек из 12 испытуемых);
Высокий уровень имеет низкий показатель (2 из 12);
Хороший уровень имеет средний показатель (4 из 12);
Низкий уровень имеет самый слабый результат (1 из 12);
Результата с негативным отношение и дезаптацией не выявлен (0 из 12).
Следовательно, на основе полученных данных мы можем сделать следующие выводы:
Среди школьников выбранной нами группы преобладает положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью, нежели непосредственно обучением. Проблем с дезаптацией и отрицательным отношением к школе не выявлено. В целом, рекомендуется включать в программу урока больше занимательного и игрового материала.
Исходя из результатов - практически все дети справились с заданием, имея лишь легкие отклонения от заданной темы. На диаграмме так же видно, что лишь один ученик явно отстает по теме. С ним проводится индивидуальная беседа. Педагог изначально предупреждал, что у ученика есть небольшие проблемы с контактами и самоценностью. Беседа проводится и с родителями мальчика.
На основе результатов исследования составлены рекомендации по работе с детьми в данной группе.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Рекомендации направленные на упрочнение и развитие учебной успешности включают в себя следующие виды воздействий:
актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
создание условий для появления новых мотивов, целей и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
коррекция дефектных мотивационных установок;
изменение внутреннего отношения ребёнка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Необходимые упражнения можно применять для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся. Можно начать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.
Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании. Надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствуют упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи. Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержанию цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствуют упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения. Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.
В связи с тем, что успешность обучения фундаментально основывается на правильно сформированной мотивации, следует обратить особое внимание на ее развитие.
Формирование мотивации на отдельных этапах урока.
Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру - от понимания и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.
Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, рекомендуется учителю планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников.
Основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться: формировать у школьников умение учиться - расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней и этапов усвоения знаний; формировать у учащихся понимание целей и задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задач учащимися, их формулирование: формировать у учащихся умение выполнять отдельные учебные действия и их последовательность (сначала по инструкции, затем самостоятельно); обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со своими индивидуальными возможностями); обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, рассчитывать свои силы; формировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор («Из двух дел я вначале делаю это, ибо для меня оно важнее по такой-то причине»).