В настоящее время не только соревновательную, но и тренировочную деятельность с ее сверхинтенсивностью и сверхобъемностью, следует рассматривать как экстремальную. Стрессовые воздействия тренировок и соревнований могут быть значительно снижены, если они проходят в обстановке нормального социально-психологического климата.
В командных видах спортивной деятельности психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонимания между спортсменами, командой и тренером являются определяющим фактором сплоченности команд, фактором спортивного успеха.
Большую роль играет деятельность тренера, направленная на регулирование межличностных отношений в спортивной команде. Правильное формирование структуры межличностных отношений является обязательным условием спортивной деятельности, важным элементом, гарантирующим достижение общей цели.
Особенности внутригрупповых взаимоотношений в условиях спортивной деятельности представлены в работах Е.П. Ильина, Р.С. Немова, П.А. Рудика, Ю.Л. Ханина, А.Ц. Пуни, Б. Шеленбергера, Ю.А. Коломейцева и др. Исследования авторов подчеркивают важность данной проблемы, но, несмотря на многие исследования, в условиях массового спорта уделяется мало времени и внимания вопросам регулирования взаимоотношений в спортивной команде.
Исследование было проведено с членами женской волейбольной команды ТГПУ им. Л.Н. Толстого в количестве 14 человек разных факультетов (психологии, технологии и бизнеса, физической культуры и т.д.) и разных курсов. Для изучения социально-психологических особенностей коллектива была составлена диагностическая программа, включающая ряд методик: методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру), методика «Самооценка лидерства», диагностика групповой мотивации (И. Д. Ладанов).
Анализ результатов исследования показал, что все испытуемые (100%) считают климат в коллективе благоприятным. По их мнению, в коллективе присутствуют взаимопомощь, взаимопонимание, уважительное отношение друг к другу. Отношения строятся на принципах доброжелательности, сотрудничества, взаимоподдержки. В коллективе приветствуются нормы справедливого отношения ко всем его членам, высоко ценятся такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие. В случае удачи или неудачи кого-либо в коллективе проявляется искреннее сопереживание. В группе испытуемых самый высокий балл проявления лидерских способностей получила Елизавета Д. (10 баллов). Она является капитаном команды, также лидерские способности проявляются у Кристины Б. (7 баллов), Анастасии П. (8 баллов), Полины Р. (9 баллов). Испытуемых со средним уровнем самооценки оказалось 7 человек, с низким - 3 человека. Таким образом, по диагностике групповой мотивации можно сделать вывод, что 2 человека слабо мотивированны, 4 человек недостаточно мотивированны и 8 человек в достаточной степени мотивированы на достижение успеха в деятельности.
Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности. Деятельность, направленная на формирование студенческой группы, по своей сути творческая, поэтому невозможно дать универсальных способов осуществления ее. Искусство руководства группой и воспитательного воздействия на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость в действиях и непрерывно учится мастерству руководства.
На основании результатов исследования для данной группы была составлена и апробирована программа тренинга, направленная на формирование благоприятного психологического климата коллектива, достижение более высоких спортивных достижений.