Однако, успешное овладение различными двигательными навыками, лежащими в основе технической подготовленности, в значительной степени зависит и от уровня физической тренированности спортсмена, следовательно, средства и методы тренировки должны подбираться в соответствии, прежде всего, с уровнем развития физических качеств и функциональных возможностей организма занимающихся (Туманян Г.С., 1984; Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2003; Шулика Ю.А., Ключников Е.Ю.,2007).
.В этой связи возникает необходимость изучения содержания технической подготовки тхеквондистов на различных этапах многолетней подготовки.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс тхеквондистов.
Предмет исследования – средства и методы специальной технической подготовки тхеквондистов на различных этапах учебно-тренировочного процесса.
Цель исследования – определить наиболее эффективные средства и методы специальной технической тренировки тхеквондистов, а также информативные критерии оценки качества реализации данной подготовки в учебно-тренировочном процессе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы основные задачи исследования:
1. Определить наиболее эффективные методы использования упражнений в специальной технической подготовке тхеквондистов.
2. На основе педагогического наблюдения и опроса экспертов выявить информативные критерии для оценки уровня технической подготовленности тхеквондистов.
Методы опроса экспертов (специалистов, тренеров) применялись в целях определения показателей эффективности боевых действий тхеквондистов.
Для определения наиболее информативных критериев уровня технической подготовленности было проведено пробное тестирование тхеквондистов по следующим показателям: количество ударов, нанесенных спортсменом в поединке; количество ударов, дошедших до цели; количество парированных ударов и количество ударов, получивших оценку судей.
Педагогическое наблюдение было использовано для определения наиболее популярных среди тхеквондистов средств и методов технической подготовки на различных этапах учебно-тренировочного процесса.
Исследование проводилось на базе ДЮСШ г. Набережные Челны. К исследованию было привлечено 40 спортсменов-тхеквондистов.
Тестирование уровня технической подготовленности проводилось в группах в начале и в конце годичного тренировочного цикла.
Для определения уровня технической подготовленности в целом был использован способ математической обработки данных, с помощью которого был определен показатель уровня подготовленности. Показатель технической подготовленности определяется путем расчета коэффициента технической подготовленности. Данный коэффициент это средняя арифметическая коэффициентов эффективности атакующих, защитных, боевых действий и коэффициента результативности.
На основе анализа полученных данных определены средства технической подготовки тхеквондистов для различных этапов учебно-тренировочного процесса, а также наиболее эффективные методы их использования.
С помощью педагогического наблюдения и опроса экспертов определены наиболее информативные критерии оценки уровня технической подготовленности тхеквондистов: количество ударов, нанесенных спортсменом в поединке; количество ударов, дошедших до цели; количество парированных ударов и количество ударов, получивших оценку судей.