КРЕАТИВНАЯ ПАРАДИГМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КРЕАТИВНАЯ ПАРАДИГМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПРАКТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Креативная индустрия сегодня является достаточно разветвлённой формой информационной, социально-культурной деятельности, обновлённой с помощью медиа образования.

Несомненно, что важнейшим инструментом передачи идеи автора является дизайн. В опубликованных работах иногда прослеживается размежевание между стандартными направлениями дизайна и новыми: назовем их техно-художественными. В креативных индустриях этот пограничный контур исчезает, так как происходит постоянный поиск новаторских приёмов и взаимодействие во имя более точной передачи авторской мульти дисциплинарной идеи [2].

Так, в работе немецкого автора Томаса Хауфе (Thomas Haufe) названы современные научные направления дизайна (в списке более 40), которые одновременно связаны с национально-культурными кодами, особенностями самобытных культур и техническими достижениями [3]. В первой группе автор перечисляет направления дизайна, истоками которых являются национально-художественные, коммуникативные, социально-медийные, философско-эстетические и самобытные культуры (локальные - наше примечание). Назовем next группу, которую автор книги определил, как «новые направления дизайна двадцать первого века»:

компьютерные программы,

сервис,

визуальный дизайн комфортного досуга,

дизайн-менеджмент,

моделирование индустриальной продукции,

международный обмен материалами,

сфера электроники.

Современный подход к созданию новой продукции не может быть реализован без культуро-сообразного взаимодействия гуманитарно-художественных и технических достижений. В этом направлении можно провести целое исследование по адаптации конвергентных знаний к учебному процессу подготовки дизайнеров. Данная тема никогда не будет однообразной, так как она отражает «пульсацию нерва» научных экспериментов в новых конфигурациях. Актуальны новые форматы международного взаимодействия, так как иногда ощущается проблематика взаимопонимания на базе современной научной терминологии. Особенно это ярко проявляется в процессе перевода научных работ.

Назовем позитивный опыт МПГУ по организации международного сотрудничества на уровне студенческих проектов. Например, проект «Открой свою Европу» (презентация состоялась 16.02.2017 года в главном корпусе на Пироговской) привлек активное внимание своей открытостью и информационной эстетикой дизайна. Каждый студент, попавший по конкурсу на этот проект, практически погружается в изучение европейской страны (например, Венгрии) или города. Проект получил одобрение и международный сертификат (руководитель группы студентов ХГФ – доцент О.Д.Кулешова), теперь он может быть участником международных маршрутов по обмену опытом.

Сравнительный анализ специальной, методической и учебной литературы показал, что в коммерческом секторе сервиса много пособий, учебных руководств. Авторами являются как педагоги, мастера, так и популяризаторы новых технологий.

В нашей статье мы обратились к той услуге сервиса, где именно графический дизайн выполняет функцию регулятора визуальных предпочтений и художественных ценностей. Например, в секторе атрибутов для «свадебного торжества».

Эмпирический анализ в виде «устных опросов» мы проводили среди молодых пар, представителей разных национальностей и даже стран, которые планируют организацию свадебного торжества независимо от формы проведения: на природе или в комнате общежития. Опросы позволили сделать следующие выводы:

  1. подтверждается постоянная востребованность данного вида сервиса в мегаполисе, так как именно в больших городах много учебных заведений, где происходит знакомство (например, в МПГУ сегодня обучаются 600 студентов из 41 страны мира);

  2. среди дизайнеров существует мнение, что необходимо обновить рекламную стратегию, провести ребрендинг фирм, предлагающих «свадебные услуги»;

  3. важными атрибутами свадебного мероприятия молодые пары называют приглашение для гостей, свадебное платье невесты, костюм жениха и «свадебный торт»;

  4. показателями оформления как приглашения, так и «свадебного торта», молодые пары называют его художественность, цвет, наличие цветочных и фруктовых компонентов, символическую надпись красивым шрифтом;

  5. на вопрос о метафорической или тематической образности графического рисунка на приглашении большинство не смогли ответить;

  6. на вопрос об орнаментальном оформлении приглашения, как и «свадебного торта», многие ответили утвердительно, но уточнять предпочтения конкретному источнику орнамента, отталкиваясь от места рождения будущих супругов, многие не смогли. В целом доминирующая часть опрошенных молодых пар считает этот фактор обязательным.

Эмпирический и сравнительный анализ в виде просмотра каталогов предлагаемых видов тортов позволил сделать вывод, что существует традиция оформления приглашения, как и «свадебного торта», и внутри традиции можно отметить конкретные нормативные приёмы изготовления «цветочных фактур», «сюжетных фактур», мелко-форматных фигуративных композиций.

Но мы поставили вопрос о соответствии установившихся традиций и вызовов времени, когда будущие супруги из разных стран знакомятся в период обучения в вузе. Появляется новая задача для дизайнеров: поиск новых, оригинальных и одновременно тематически выверенных проектных предложений для создания стандарта международной культуры проведения «свадебного торжества».

Исследовательский поиск дизайнера должен проходить через знакомство с мастерами, специалистами-знатоками культурных кодов ареала местности, откуда родом молодожёны. Согласно современным стандартам, запись карандашом на листке блокнота уже не является нормативом. Каждый дизайнер должен зафиксировать как встречу с мастером, так и компоненты его мастерской, необходимых для дальнейшей художественно-графической обработки в рекламном пособии или буклете дизайнера и его салона, как стационарного, так и выездного.

Мы затронули в нашей статье для примера только такие атрибуты свадебного торжества, как приглашение и «свадебный торт». Однако портфель атрибутов гораздо шире.

Рабочий план учебного проекта

«Создание тематического мультимедийного продукта»

Предлагаем универсальный алгоритм подготовки видеофильма или слайд-шоу для популяризации креативного подхода к комплектации пакета услуг.

1 – констатирующий этап. Анализ научной и методической литературы по теме проектной / курсовой работы. Проанализировать и сделать вывод, который долен быть отражен в проектной разработке. В этом будет новизна и учебно-ценностная актуальность темы для мультимедийного проекта.

2 - подготовительный этап. Встреча с мастером, интервью, согласие на съёмку.

Подготовка сценария съёмки по эпизодам: необходимость уточнения и конкретизации деталей и алгоритма выполнения дизайнерского предмета - непосредственно с мастером.

3 - формирующий этап. Разработка содержательного компонента, текстовая формулировка, уточнение вопросов и ответов.

4 - креативный этап. Художественное оформление мультимедийного продукта. Креативный жанровый вектор: закадровый текст, музыкальный фон, звуки-акценты конкретного мастерства, алгоритм выполнения показательного предмета, его функциональное назначение.

Таким образом, мы предлагаем универсальный алгоритм действий, как рабочий план проекта «Создание тематического мультимедийного продукта». Внедрение алгоритма по созданию тематического мультимедийного продукта поможет раскрыть специфику коммерческого сектора сервисной услуги, создать учебный видеофильм.

Практика учебной работы со студентами показала, что многие студенты пытаются сделать мультимедиа продукт, но увлекаясь техническими эффектами, забывают о содержании и научном векторе любого продукта дизайна. В отличие от японских дизайнеров, которые используют в рекламных альбомах по туризму традиционную графику своих мастеров и эффекты современной цифровой фотографии, российские дизайнеры пока одолевают технические возможности компьютерных программ в учебной аудитории. Чтобы использовать графику локальных регионов России, надо изучить и знать художественно-графический компонент культурного наследия многонациональной России [1].

Заключение. Креативная парадигма в процессе становления профессионального мастерства дизайнера сегодня требует как знания традиции в любом виде мастерства, так и знание исследовательского инструментария для того, чтобы предложить новый вид продукции, востребованной в коммерческом секторе.

Литература

  1. Коновалова А.В. Художественно-графический компонент обучающего модуля для бакалавров. Учебно-методическое пособие. М.: ИИУ МГОУ. 2015. - 102 с. ISBN 978-5-7017-2434-9. УДК 81.95.01. ББК 30.18.

  2. Ткалич С.К. Исследования в креативной индустрии. Обучающий модуль для студентов прикладной магистратуры. – М: ХГФ МПГУ. – 2017. – 80 с.

  3. Ткалич С.К. Часть 2. Европейский дизайн. Стр. 106-107. //История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции. В 2-х частях. Учебное пособие. Рекомендовано УМО по дизайну (МГХПУ им. С.Г.Строганова). - М.: МГУКИ. 2007. –190 с.

6

Просмотров работы: 274