К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Нехорошкова А.О. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие познавательной активности дошкольников является важной и необходимой составляющей образовательного процесса и диктуется современными условиями.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Приказ №1155, от 17.10.2013 г.) «Познавательное развитие» является одним из основных направлений, что показывает актуальность проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста и высокие требования к организации образовательного процесса. Согласно ФГОС дошкольного образования, «познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий…». Данные задачи должны решаться на протяжении всего пребывания детей в детском саду [5].

Мы проанализировали психолого – педагогическую литературу и выявили, что под познавательной активностью понимается качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Данное определение даёт Г.И. Щукина [5]. Данной проблемой так же занимались: Н.Н. Поддъяков, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и т.д. [3,4].

Развивать познавательную активность необходимо в старшем дошкольном возрасте, т.к. в 5 лет дошкольник четко и ясно воспринимает окружающую действительность, багаж знаний и опыт предыдущих лет помогает ему в этом. Основная задача взрослого поколения в этот период — активизация познавательной деятельности. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления. Вопросы, которые задает ребенок, исследователи рассматривают как форму проявления познавательной активности, поэтому важно искать ответы на вопросы [1,2].

Мы провели опытно – поисковое исследование на базе МБОУ НШ №42 города Сургута Тюменской области ХМАО – ЮГРЫ. Исследованием было охвачено 22 ребенка старшего дошкольного возраста, 6 педагогов, 22 родителя.

Для определения уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста нами были выделены следующие критерии и показатели:

1. Когнитивный компонент, который подразумевает:

- наличие познавательных вопросов;

- любознательность;

- активность.

2. Мотивационный компонент, в который вошли:

- целенаправленность деятельности;

- интерес и желание решать поставленную задачу;

- инициативность в поиске способов решения задачи.

3. Эмоционально-волевой компонент, который включил в себя:

- проявление положительных эмоций в процессе познавательной деятельности;

- длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач в процессе детского экспериментирования;

- проявление самостоятельности и настойчивости в достижении результата.

Для того, чтобы выявить когнитивный компонент, с детьми проводилась словесная дидактическая игра «Отгадай предмет».

Методика проведения заключается в том, что мы предлагали детям угадать слово, которое загадали. Мы загадывали слова: мяч, чайник, яблоко, цветок, дерево. Детям необходимо задавать вопросы о свойствах предмета, материале, функциях, сфере применения и т.д., на которые мы можем ответить да или нет. Таким образом, дети должны узнать загаданное нами слово.

Если ребенок мог задавать вопросы и выполнять правила игры, то он справился с заданием. Если ребенок не задает вопросов, не проявляет активность, то можно сказать о низком уровне развития когнитивного показателя.

По результатам игры высокий уровень составил 68 % - 15 детей задают вопросы, направленные на познание предмета, его свойств, качеств и функций. Дети активны в игре и любознательны. На среднем уровне - 18% - 4 детей не всегда задают вопросы, предпочитают слушать других и наблюдать, что влияет на низкую активность ребенка в игре. Любознательность снижена, могут отвлекаться. На низком уровне - 14% - 3 детей не задают вопросов, не участвуют в игре, хоть наблюдается малая степень любознательности, выраженная во внимании к деятельности других детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства детей сформирован когнитивный критерий познавательной активности, но есть дети, которые проявляют меньшую активность или совсем не проявляют.

Для того, чтобы выявить мотивационный уровень инициативности детей в процессе решения познавательных задач, желание, интерес и целенаправленность деятельности нами была проведена проблемная ситуация. Дети вовлекались в проблемную ситуацию и им предлагалось помочь рыбакам выловить рыбок, не замочив рук. Ставился таз с водой, в котором на дне плавали рыбки из набора настольной дидактической игры «Поймай рыбку». Давалась установка, объяснялись правила, что сегодня дети будут рыбаками и им нужно выловить рыбок и не замочить рук. Дети предлагали способы решения проблемы и практически их проверяли.

По результатам задания были выявлены уровни развития мотивационного компонента: высокий уровень составил 27%. 6 детей справились с заданием, предлагали правильные варианты решения проблемы, такие как: «поймать магнитной удочкой», «выловить чем-нибудь», «вылить воду» и др. Дети были заинтересованы задачей и мотивированы решить проблему, проявляли инициативу и желание в решении проблемы. На среднем уровне - 50%. 11 детей частично участвовали в деятельности. Не всегда проявляли инициативу, желание и интерес носило ситуативный характер, а так же не всегда носили целенаправленный характер. Низкий уровень составил 23%. 5 детей быстро теряли интерес к деятельности, не участвовали в обсуждении, не проявляли инициативы.

Таким образом, анализ показал, что у большинства детей уровень наличия мотивационного компонента в преобладающем большинстве составляет средний уровень. Дети не в полной мере выражают инициативность, целенаправленность и желание в познавательной активности.

Для выявления эмоционально - волевого компонента нами была проведена проблемная ситуация «Кораблекрушение». Ребенку предлагается следующее проблемное содержании: корабль перевозил груз из одного порта в другой, на своем борту он вез мешки (показывали) с солью, сахаром, акварельными красками ( белые), крупой (пшено, манка). Оставалось совсем немного до конца рейса, но именно в это время случился шторм (выкладывалась картинка с изображением моря и тонущего корабля). Корабль был перегружен, моряки не справились с управлением, и он пошел ко дну. Но к счастью, спасатели прибыли вовремя и спасли всех людей. С грузом было сложнее, они достали все мешки, но когда стали проверять их содержимое, то оказалось, что некоторые мешки пустые. Как вы думаешь, какие вещества исчезли из мешков и почему

Анализируя наблюдения за проблемной ситуацией, мы пришли к такому выводу, что высокий уровень составил 23% - 5 детей самостоятельно использовали разные предметы на столе для проверки, проявляли настойчивость в поиске ответов, помощь взрослого не требовалась, наблюдались положительные эмоции, устойчивый интерес к деятельности на протяжении всей диагностики. На среднем уровне находится 77%. 17 дошкольникам требовалась помощь взрослого при проведении эксперимента, интерес во время экспериментирования был не устойчивый, иногда отвлекались. Наблюдались так же положительные эмоции, но во время экспериментирования, при затруднениях эмоции не всегда были положительными. Редки были ответы на поставленные вопросы. Низкий уровень показали 0% детей. Не было детей, которые бы самостоятельно не делает попыток исследовать ситуацию, выполнить поставленную перед ними задачу.

Суммировав результаты всех диагностических заданий, мы получили общие сведения об уровне развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Мы пришли к выводу, что большую часть составляет средний уровень развития познавательной активности детей (48%), а это значит, что нужно продолжать осуществлять работу с детьми по развитию познавательной активности.

Мы провели анкетирование педагогов, целью которого было выявление знаний о развитии познавательной активности и состоянии работы по данной проблеме в ДОО. В анкетировании приняли участие 6 педагогов. Им были заданы следующие вопросы:

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Возрастная группа, в которой осуществляется работа?

  2. Какие виды детской активности Вы знаете?

  3. Знаете ли Вы, что представляет собой познавательная активность?

  4. Заинтересованы ли Вы в развитии познавательной активности у детей своей группы?

  5. Если да, то, как можно развивать у детей познавательную активность?

  6. Ведется ли работа с родителями по данной теме?

  7. Как Вы в среднем оцениваете уровень развития познавательной активности у детей?

  8. Много ли детей проявляют познавательную активность?

  9. Влияет ли по Вашему мнению детское экспериментирование на развитие познавательной активности?

  10. Проводится ли в Вашей группе экспериментирование?

  11. С чем Ваши дети любят проводить эксперименты: с водой, моющими средствами, мылом, со звуками, магнитами, запахами, зеркалами, стеклами, бумагой, тканью?

Анализ результатов анкетирования позволил нам выяснить, насколько педагоги владеют знаниями о развитии познавательной активности и используют их в работе. Проанализировав полученные ответы, мы пришли к выводу, что педагоги недостаточно хорошо владеют знаниями о развитии познавательной активности и составление рекомендаций по поставленной проблеме исследования требуется.

Для выявления уровня заинтересованности родителей к данной проблеме нами была разработана анкета, которая включала следующие вопросы:

1.Возраст ребенка.

2.В чем проявляется познавательная активность Вашего ребенка?

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда)

5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

- не поддерживаю;

- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

- сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

-другие методы (какие именно?).

6. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок?

7. Хотели бы Вы узнать больше о развитии познавательной активности у ребенка?

По анкетным данным можно проследить, что все родители заинтересованы в развитии познавательной активности у детей, но не представляют в полной мере, как нужно это делать. Вследствие чего требуется составление рекомендаций по поставленной проблеме исследования.

Список литературы:

1. Серебрякова, Т. А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми /Т.А. Серебрякова. - Нижний Новгород, 1999. - 255 с.

2. Смирнова, Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет : учебник для пед. вузов и училищ / Е. О. Смирнова. - Москва : Школа-Пресс, 1997.

3. Поддьяков, Н.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 31.

4. Поддьяков, Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников /А. Н. Поддьяков. — М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1998. — С. 59

5. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html

Просмотров работы: 342